Цель: становление основ уважительного отношения к культуре своего народа.
Задачи:
— формировать дифференцированные представления о функциональном назначении построек: избы, хлева, амбара, бани;
— поддерживать проявление потребности в получении информации и применении сведений о национальной культуре;
— формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой деятельности.
Оборудование: видеописьмо; диктофон; видеопроигрыватель; иллюстрации с изображением подворья и его отдельных построек (амбара, бани, хлева); крыльца избы; настольно-печатная игра «Кто живет в хлеву?»; аудиозаписи русских народных песен и музыки (песня «Ах вы, сени, мои сени»; музыка к хороводной игре «Плетень»),
* * *
Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо: «Дорогие ребята! К вам за помощью обращаются ученики первого класса. Мы очень любим принимать участие в конкурсах, праздниках, выставках, которые проходят в Детском доме творчества. Скоро там будет проводиться выставка по теме «Далекая седая старина». На нее нужно представить рисунки, аппликации, поделки, макеты, рассказывающие о том, как жили люди на Руси. Мы, группа учеников первого класса, решили все вместе сделать макет «Русское подворье». В общих чертах мы представляем, как оно выглядит: на подворье обязательно располагаются изба, баня, колодец, а вот что еще должно быть, мы не знаем. И вдруг кто-то вспомнил о том, что у вас в группе есть такой макет и вы так много знаете о жизни русских людей. Поэтому мы решили обратиться именно к вам за помощью: расскажите нам, пожалуйста, что находилось на русском подворье». Ребята, как мы можем помочь нашим друзьям?
Дети. Мы можем рассказать им о подворье русских людей, выслать наши рисунки, аппликации, пригласить их в гости, подобрать иллюстрации.
Воспитатель. Я очень рада, что вы готовы помочь ребятам. Чтобы ваши рассказы получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о подворье русских людей. Постройки, которые находились на подворье, имели определенное назначение. Для чего нужна была изба?
Дети. Здесь люди жили, спали, готовили еду.
Воспитатель. Правильно, ребята, в избе люди жили, спали, готовили еду, отдыхали, встречали гостей. У каждой избы было крыльцо. Для чего оно было нужно?
Дети. Чтобы можно было удобно выходить из дома на улицу, здесь можно было отдыхать, когда тепло.
Воспитатель. Крыльцо связывало избу с улицей, с соседями. «Жить в соседях — быть в беседах» — как вы понимаете смысл этой пословицы?
Дети высказывают предположения.
Теплыми летними вечерами собирались на крыльце — посидеть, поговорить, обсудить новости. Для этого оно специально делалось широким, с лавками. Каждый хозяин старался украсить крыльцо. Как его украшали?
Дети. Резными деревянными узорами.
Воспитатель. Правильно, ребята, столбы, которые поддерживали крыльцо, делались витыми; оно украшалось резными ажурными подзорами.
Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением крыльца.
Рядом с избой ставили еще один сруб, поменьше — клеть. Для чего нужна была клеть?
Дети. Здесь хранили вещи, предметы, нужные в хозяйстве.
Воспитатель. Правильно, здесь хранили нехитрое крестьянское имущество. Что соединяло избу с клетью?
Дети. Сени.
Воспитатель. Верно, избу с клетью соединяли сени, в которые вел главный вход с улицы. Русские люди с любовью относились к своему жилищу, они придумали много песен о нем. Послушайте одну из них.
Звучит аудиозапись русской народной песни «Ах вы, сени, мои сени».
Недалеко от избы ставили баню. Для чего нужна была баня?
Дети. Чтобы мыться, париться, стирать белье.
Воспитатель. Правильно, ребята, в бане мылись, стирали белье и одежду. Но главное, чем знаменита русская баня — это парилка. О русской бане придумано много пословиц и поговорок. Вспомните их, пожалуйста.
Дети. «Баня без пара, что щи без навара», «В бане веник дороже денег», «Пар костей не ломит», «Баня парит, баня правит, баня все исправит».
Воспитатель. Ребята, как вы понимаете смысл поговорки «Баня парит, баня правит, баня все исправит»?
Дети. В бане лечили простуду.
Воспитатель. Да, ребята, в народе хорошо знали, что парилка помогает от многих болезней. Париться любили все — и дети и взрослые. Такая процедура закаляла, давала заряд бодрости, помогала вылечиться от многих болезней. Недаром русские бани строят и сейчас. Кому из вас приходилось бывать в русской бане? Что вам там понравилось?
Дети отвечают.
Ребята, а где русские люди хранили зерно?
Дети. В амбаре.
Воспитатель. Амбар имел большое значение в хозяйстве крестьянина, недаром про него придумано много пословиц. Какие вы знаете пословицы про амбар?
Дети. «Баснями амбар не наполнишь», «Не тот хлеб в поле, а тот, что в амбаре», «Хвались урожаем, когда рожь в сусек засыпаешь».
Воспитатель. Ребята, а в какой русской народной сказке говорится про амбар и сусеки?
Дети. В сказке «Колобок»: «по амбару метен, по сусеку скребен».
Воспитатель. Что же такое сусеки?
Дети. В хозяйстве использовался большой короб с отсеками. Они назывались сусеками.
Воспитатель. Почему в сказке «Колобок» старухе пришлось по амбару мести, по сусеку скрести?
Дети. Зерно почти закончилось, поэтому пришлось старухе 3ерно по амбару мести, по сусеку скрести.
Воспитатель. В каждом хозяйстве был скот. Чтобы вспомнить, какие животные жили на подворье, предлагаю поиграть в игру.
Игра-лото «Кто живет в хлеву?»
На большой карте нарисованы домашние животные, которые находятся в специальном загоне — хлеву, расположенном на подворье. Нужно подобрать маленькие карточки с изображением домашних животных: свиньи, коровы, овцы, козы, лошади и расположить их вокруг большой карты.
Воспитатель. Для домашних животных строили специальный загон — хлев. Для чего это делали?
Дети. Чтобы они жили в тепле, не разбегались по подворью.
Воспитатель. Хлев мог называться по-разному в зависимости от того, кто в нем жил. Если в нем жили телята, он назывался телятник. А если в нем жили коровы, как он назывался?
Дети. Коровник.
Воспитатель. А если свиньи?
Дети. Свинарник.
Воспитатель. А если куры?
Дети. Курятник.
Воспитатель. А если лошади?
Дети. Конюшня.
Воспитатель. Как ухаживали люди за домашними животными?
Дети. Их кормили, чистили, мыли, выводили пастись.
Воспитатель. Почему за домашними животными так бережно ухаживали?
Дети. Они приносили пользу людям: корова давала вкусное и полезное молоко, лошадь помогала перевозить грузы.
Воспитатель. Чем лучше человек относился к домашним животным, тем больше пользы они приносили. Русские люди с любовью относились к своим домашним животным, недаром они придумали много песен, потешек, стихов, пословиц, загадок о домашних животных. Какие вы знаете загадки?
Дети. «Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади — метла» (корова), «По горам, по долам ходит шуба да кафтан» (овца), «Не земледелец, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник» (лошадь), «Ничего не болит, а все стонет, пятачок есть, а не покупает» (свинья), «С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова, лыко дерет, а лаптей не плетет» (коза).
Воспитатель. Все подворье окружалось забором. Как он назывался?
Дети. Тын, плетень.
Воспитатель. Русские люди очень любили свое подворье. Они посвятили ему много песен, игр. Давайте поиграем в одну них.
Хороводная игра «Плетень»
Дети, взявшись за руки крест-накрест, встают в две шеренги (одна напротив другой). Под музыку игроки из первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Поклонившись, возвращаются обратно, делая несколько шагов назад. Затем игроки из второй шеренги под музыку делают то же самое. Звучит плясовая музыка, дети танцуют, используя знакомые движения. С окончанием музыки все бегут на свои места, делая «плетень» из скрещенных рук. Выигрывает команда, которая построится быстрее.
Воспитатель. Ребята, ваши рассказы о русском подворье я записала на диктофон. Сегодня после сна мы с вами отберем рисунки, аппликации, иллюстрации о русском подворье и вместе с записью ваших рассказов отправим их нашим друзьям-первоклассникам. Думаю, это поможет им в изготовлении макета, и они смогут принять участие в выставке, которая будет проходить в Детском доме творчества.
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?
Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж
Нет комментариев. Ваш будет первым!