Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»

Занятие в детском саду. Старший дошкольный возраст

Тема: Чудо-чудное, диво-дивное! (русские народные игрушки)

Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству, желание научиться рисовать народные игрушки.

Ход занятия

- Ребята, у нас сегодня выставка народных игрушек. Они вам знакомы. Назовите их. (Матрешки, дымковские игрушки, филимоновские свистульки и т. д.)

- Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся? (Эти игрушки не оставляют человека равнодушным, они вносят в нашу жизнь тепло, праздник, красоту, радость...)

- А хотите знать, как появились игрушки? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали? (Чтобы дети играли.) Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детского сада раньше не было. Игрушки делали из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили - лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток.

Потом игрушки постепенно стали совершенствовать. Они становились качественней, разнообразней, а те, кто создавал их, становились искусными мастерами. Появились сотни кустарей-ремесленников. Первоклассные резчики, токари, столяры, художники. Затем изготовление игрушек превратилось в промысел. Стали появляться новые материалы: фаянс, металл. Игрушки были необычайно разные по сюжету, материалу и способу изготовления. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, развивалось и совершенствовалось.

- Весть о таких мастерах выходила далеко за пределы этой округи. И приезжали сюда со всех концов страны, чтобы игрушками полюбоваться, купить своим детям. Слава об этих мастерах шла не только по Руси, но и по всему миру. Прославлялись города, где жили эти мастера. Часто техника мастерства называлась по названию города или села (село Филимоново - филимоновская игрушка, село Дымково - дымковская игрушка, село Каргополь - каргопольская игрушка). Сюжеты у игрушек были самые разнообразные: мужики и медведи, козы, гуси, индюки, барышни, кони, карусели, дети - всего невозможно перечислить.

- Богородские мастера удивляют тонкой резьбой по дереву. (Воспитатель ведет детей по выставке игрушек.) А вот перед вами дымковские барышни. Узорное многоцветие сияет, как радуга. Они очень нарядные, различаются убранством, различными предметами. У них в руках собачки, сумочки, зонтики, муфты, корзиночки, цветы и т. д. Какие они нарядные и красивые!

Полюбуйтесь красавицами матрешками. Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до 10-12 кукол. Этих матрешек делают в Семенове, Сергиевом Посаде, Майданове, поэтому они так и называются: семеновские, сергиевопосадские, майдановские.

Когда наши матрешки появились на Всемирной Парижской выставке, они сразу завоевали признание и любовь и стали символом России. Со всего мира приезжают к нам туристы, чтобы полюбоваться богатыми традициями нашего народа, высокой культурой.

Старинные традиции и до сих пор сохраняются, хотя в мире игрушек все изменилось. Но русского искусства сохранились и не поддаются моде.

(Детям предлагается нарисовать любую понравившуюся игрушку.)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж

Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха

Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»

Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Музыка и живопись в нашей жизни

Елена Викторовна Рево # 7 сентября 2017 в 07:16 0
Знакомство с народным творчеством- это своего рода попасть в сказку, в народные игрушки привлекают своей красотой и яркостью не только детей, но и взрослых. Хорошо, что знакомите дошкольников с историей игрушки. Спасибо за материал!