Конкурсы

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Музыка и живопись в нашей жизни

Занятие в детском саду. Старший дошкольный возраст

Тема: Музыка и живопись украшают нашу жизнь

Цель: привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека; воспитывать познавательный интерес и стремление к творческой деятельности.

Ход занятия

К детям приходит Незнайка.

- Ребята, я хорошо запомнил, как вы мне объяснили, что такое «рукотворный мир». Хожу, смотрю вокруг и удивляюсь, сколько всего полезного, необходимого, интересного создано человеком.

Однажды иду по улицу, услышал веселую песенку и запел ее. А потом думаю: и песенку придумал человек! А зачем он ее придумал, объяснить не могу! Не знаю! Остальное - все знаю: стул - для того, чтобы сидеть; ложка - чтобы есть кашу; рубашка - для того, чтобы спина не мерзла; ботинки - для того, чтобы ноги не поцарапать; шарф - для того, чтобы горло не простудить. А вот объяснить, для чего люди музыку придумали, не могу. Не знаю.

- Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться, для чего люди придумали музыку... И многое другое.

- На земле живут такие люди, которые умеют делать удивительное: сочинять музыку, рисовать, придумывать танцы, сочинять стихи, сказки и т. д. И названия их профессий звучат удивительно: музыканты, художники, композиторы, поэты, писатели, артисты. И люди эти удивительные: часто они видят, слышат и чувствуют то, что мы все не умеем видеть, слышать и чувствовать. Композитор - это человек, который сочиняет музыку. Послушайте знакомую вам мелодию. (Дети слушают «Пусть бегут неуклюже...»). Эту мелодию написал замечательный детский композитор В. Шаинский. Стихи к мелодии написал писатель Э. Успенский. Но чтобы песню услышали дети, музыканты эту мелодию сыграли на музыкальных инструментах, а певец спел слова. Вот сколько талантливых людей потрудилось, чтобы вы, ребята, услышали эту веселую песенку. Композиторы пишут музыку для взрослых, для детей, для балета, для танцев, для мультфильмов, кинофильмов, спектаклей и т. д.

Есть музыка, которая живет веками, и люди многих поколений исполняют ее, слушают и восхищаются. Это классические произведения. Например, балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» русского композитора П. И. Чайковского, вальсы И. Штрауса. (Дети слушают отрывки произведений.) Многим из вас знакомы мелодии современных композиторов А. Пахмутовой, Р. Паулса и др. Композиторы сочиняют мелодии, музыканты и певцы исполняют их, а мы, слушатели, должны не только слушать. Важно научиться слышать, научиться понимать те чувства, те эмоции, те мысли, которые композитор хотел передать нам.

Каждое музыкальное произведение имеет свой характер: веселый, спокойный, печальный, игривый, торжественный, грустный, бодрый, тревожный и т. д. (Воспитатель предлагает для прослушивания в грамзаписи мелодии разных характеров, дети рассказывают о своих чувствах, впечатлениях...)

- Композиторы, музыканты, певцы знают один секрет, они умеют понимать ноты. Читая ноты глазами, они слышат внутри себя мелодию. Если музыку можно прочитать с помощью нот, то танец можно прочитать с помощью движений. Движениями также можно рассказать о своих чувствах, мыслях, настроении. А художники выражают свои чувства с помощью красок. (Воспитатель предлагает детям репродукции известных художников А. Саврасова, И. Левитана, В. Поленова и др., обращается внимание на цветовую гамму изображения, помогающую понять настроение, чувство...)

- Художники обладают уникальным зрением, они как бы фотографируют окружающий мир. У них удивительные руки; они быстро, ловко, пластично могут перенести увиденный образ на бумагу. Так и появляется множество картин различных жанров: натюрморты, портреты, пейзажи, расписные панно, красочная посуда, разноцветные ткани и т.д. В своих работах художники хотят рассказать нам о том, что они видели. В государственных музеях нашей страны, особенно в городах Москве и Санкт-Петербурге, собран богатейший и ценнейший фонд шедевров изобразительного искусства.

Незнайка:

- Я все понял. Музыка и живопись не просто украшают жизнь человека, а делают нашу жизнь гармоничнее, интереснее, красочнее. Действительно, какие чудеса! Всего семь нот, а какое разнообразие музыки! Всего семь цветов радуги, а какое разнообразие цвета! Человек никогда не устает творить, придумывать что-то новое и интересное.

Воспитатель:

- Ребята, давайте и мы с вами что-нибудь сотворим! Мы сейчас превратимся и в художников, и в музыкантов одновременно. Давайте попробуем, может, и у нас получится.

- Ребята, послушайте в магнитофонной записи следующие звуки и попробуйте сочинить какую-нибудь музыку и представить образно, что бы это значило, нарисовать мысленно картину, а потом изобразить на бумаге. (Воспитатель предлагает детям послушать: шум моря, пение птиц, журчание ручья, крики животных в джунглях. Дети сочиняют каждый свою мелодию, делают зарисовки по представлению, придумывают название своему творению. В дальнейшем рассказывают, почему выбрали те или иные краски, какие чувства испытывали и т. д.)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж

Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?

Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха

Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»

Мария Анатольевна Блинова # 12 марта 2017 в 12:01 0
Это взаимосвязанные виды искусств,могут друг друга дополнять,эмоционально обогащать,помочь раскрыть замысел авторов.