Конспект занятия по трудовому воспитанию по ФГОС в старшей группе

Занятие по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию в старшей группе «Развитие труда человека»

Цель: формирование положительного отношения к результатам труда человека.

Задачи:

— формировать первоначальные представления об истории труда человека, начиная с древних времен и до настоящего времени;

— способствовать проявлению потребности в получении информации об истории труда человека;

— формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: видеописьмо; видеопроигрыватель; диктофон; настольно-печатные игры «Труд древних людей», «Кому что нужно для труда?», «Орудия труда», «Сортировка», «Машины-помощницы»; прялка; иллюстрации с изображением ткацкого станка, прялки, гончарного круга, плуга.

* * *

Воспитатель. Ребята, к нам пришло видеописьмо: «Дорогие ребята старшей группы! Я работаю воспитателем старшей группы в детском саду другого района. Недавно я была в гостях в вашем детском саду. Мне очень понравились игры об истории труда: "Раньше и теперь", "Ремесла на Руси", "Разложи по порядку". У вас в группе так много книг, альбомов, картинок о том, как менялся со временем труд человека. Когда я об этом рассказала детям своей группы, они захотели, чтобы и у нас были такие же игры. Дети моей группы с помощью родителей начали собирать картинки об истории труда, а когда начали делать игры, выяснилось, что мы мало знаем о том, как менялся со временем труд древнего человека, о развитии труда по изготовлению одежды, о современных машинах-помощницах человека. Помогите нам, пожалуйста, в изготовлении игр. Мы не случайно обратились именно к вам: ведь вы так много знаете об истории труда человека и сможете оказать нам помощь в подборе нужных картинок для игр».

Как можно помочь ребятам из другого детского сада?

Дети. Можно рассказать им о том, как со временем менялся труд людей, записать наши рассказы на диктофон, выслать им рисунки, картинки, игры.

Воспитатель. Ребята, я очень рада, что вы готовы помочь детям и воспитателю, обратившимся к вам за помощью. Предлагаю вам поиграть в разные игры и вспомнить об истории труда человека. Чтобы обеспечить себя необходимым, раньше людям приходилось очень много трудиться; чтобы сшить одежду, накормить семью, им нужно было охотиться.

Игра-лото «Труд древних людей»

Вокруг большой карты с изображением древнего человека нужно разложить маленькие карточки, на каждой из которых нарисован один из видов труда древних людей (охотятся, ловят рыбу, собирают орехи, ягоды, коренья, грибы, изготавливают одежду, орудия труда и охоты). Дети выбирают нужные карточки из числа других, на которых кроме труда древних людей изображены современные его виды. В ходе выполнения задания дети рассказывают о том, что нарисовано на картинках.

Воспитатель. А теперь давайте поиграем в другую игру, которая напомнит вам о том, какие важные приспособления придумывал человек, чтобы работа была успешной.

Игра «Кому что нужно для труда?»

В игре используется перфокарта, представляющая собой лист формата А4, по разным сторонам которого нарисованы древние люди, занимающиеся разным трудом (охотник, рыболов, женщина, шьющая одежду и орудия труда), приспособления, необходимые этим людям (копье с наконечником из оленьего рога, лодка, выдолбленная из ствола дерева, костяная игла для шитья одежды). В центре листа вырезан прямоугольник. Ребенок, выполняя задание, подкладывает под перфокарту лист бумаги и проводит на нем линии. Детям нужно соединить линиями людей и приспособления, орудия труда, необходимые им для труда; назвать предметы, рассказать о них и объяснить, для чего они нужны людям.

Воспитатель. Со временем человек придумывал все новые приспособления и машины, при помощи которых он мог добиться многого: ткацкие станки, на них можно было получить ткань для одежды; прялки — для получения нити из шерсти животных; гончарный круг, при помощи которого делали различную посуду; плуг — для вспашки земли.

Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок с изображением ткацкого станка, прялки, гончарного круга, плуга.

Ребята, все эти приспособления и орудия труда были настолько необходимыми и удобными, что дошли до наших дней. У моей мамы есть прялка, с ее помощью она прядет нити из шерсти. (Показывает детям прялку.) Ребята, а зачем прядут нити из шерсти животных?

Дети. Чтобы связать теплые вещи: носки, варежки, свитера.

Воспитатель. А вот какие еще орудия труда, кроме прялки, нужны, чтобы связать теплые вещи из шерсти, вы узнаете, если поиграете в игру.

Игра-лото «Орудия труда»

Дети подбирают к большой карте с изображением женщины, вяжущей теплые вещи из шерсти, маленькие карточки с нарисованными орудиями труда, необходимыми для изготовления теплых вязаных вещей: ножницы для состригания шерсти, прялка, веретено, спицы для вязания, иголка с ниткой. После выполнения задания дети рассказывают о последовательности труда по изготовлению одежды из шерсти.

Воспитатель. Вот как много приходится трудиться людям, чтобы изготовить теплую одежду! Вспомните пословицы и поговорки о труде.

Дети. «Всякое умение трудом дается», «Терпение и труд все перетрут!», «Была бы охота, будет ладиться работа!», «Умелые руки не знают скуки!», «Есть терпенье, будет и уменье!».

Воспитатель. Молодцы, ребята, много пословиц о труде вспомнили. А как вы понимаете смысл пословицы «Всякое умение трудом дается»?

Дети отвечают.

Сейчас человек использует современные машины, которые дают ему больше времени для отдыха. А вот что это за машины, вы вспомните, если поиграете в игру

Игра «Машины-помощницы»

Из набора картинок с изображением разных предметов воспитатель предлагает детям выбрать те, на которых изображены современные машины, облегчающие труд человека: стиральная машина-автомат, микроволновая печь, пылесос, электродоильный аппарат. Детям нужно назвать эти предметы и объяснить свой выбор.

Воспитатель. А вот на смену каким предметам и приспособлениям пришли эти машины-помощницы, вы вспомните, если поиграете в следующую игру.

Игра «Сортировка»

Ведущий сортирует карточки по парам (веник — пылесос, русская печь — микроволновая печь, корыто с сечкой — кухонный комбайн, таз для стирки белья — стиральная машина-автомат, иголка с ниткой — швейная машина, рубель — электрический утюг) и делит наборы парных карточек поровну между играющими. По команде ведущего игроки должны подобрать парные карточки (веник — пылесос, русская печь — микроволновая печь и т.д.) и сложить их. Побеждает тот, кто первым справится с заданием и правильно назовет предметы.

Воспитатель. Вот мы и вспомнили с помощью игр о том, как со временем менялся труд человека. Ваши рисунки и игры мы отправим ребятам и воспитателю из другого детского сада. Думаю, это поможет им изготовить игры, которые они так хотят иметь в своей группе.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»

Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»

Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?

Светлана Владимировна Арынова # 18 ноября 2017 в 12:52 +1
Хороший материал. Спасибо Вам за публикацию. Беру в копилку с вашего позволения.