Цель: формирование основ внимательного, заботливого отношения к сверстникам, близким людям, животным.
Задачи:
— формировать дифференцированные представления о различных эмоциональных состояниях («спокойный», «веселый», «грустный», «сердитый», «испуганный», «удивленный», «обиженный») сверстников и взрослых, животных (в реальной жизни и в художественном изображении), определяемых по ряду средств и способов выражения экспрессии (мимика, жесты, поза, интонации);
— способствовать возникновению интереса к эмоциональным проявлениям живых объектов (человек, животные, герои литературных произведений);
— развивать наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение, социальную перцепцию, речевой диалог;
— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.
Оборудование: фотографии детей в различных эмоциональных состояниях (спокойный, веселый, грустный, сердитый, довольный, испуганный, удивленный, обиженный) из журналов «Семья и школа», «Обруч» и др.; карточки-схемы с изображением радости, грусти, гнева, испуга, удивления, обиды; настольно- печатная игра «Настроение», диктофон, флеш-карта.
* * *
Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обращаются работники фабрики игрушек, к которым поступил заказ от детского сада на изготовление игр по теме «Настроение и чувства» для старших дошкольников. Для малышей они уже сделали игры. А когда нужно было приступить к изготовлению игр для старших групп, выяснилось, что неправильно оформлен заказ, и работники фабрики не знают, какие игры нужно изготовить. Они вспомнили, что в старшей группе детского сада есть ребята, которые много знают о настроении и чувствах человека и могут им рассказать о том, какие игры будут интересны для старших дошкольников. Вы поможете изготовить настольно-печатные игры?
Дети. Да.
Воспитатель. Ребята, как можно помочь работникам фабрики?
Дети. Мы можем выслать им наши рассказы о настроении и чувствах людей, рассказать о том, какие игры, книги и альбомы есть в нашей группе по этой теме.
Воспитатель. Молодцы, ребята, я рада, что вы готовы помочь. Но чтобы ваши рассказы помогли в изготовлении интересных для детей настольно-печатных игр, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о настроении и чувствах людей.
Игра «Определи настроение»
Дети рассматривают фотографии детей в различных эмоциональных состояниях и подбирают к ним соответствующие пиктограммы, которые расположены в разных местах комнаты.
Воспитатель. Молодцы, вы правильно определили чувства, которые испытывают дети, изображенные на фотографиях. И мальчики и девочки испытывают различные чувства: грустят, радуются, плачут, скучают, волнуются, боятся. Ребята, а как вы узнали, что испытывают дети, изображенные на фотографиях?
Дети. По лицу, положению губ, глаз, бровей, головы, рук.
Воспитатель. Правильно, о чувствах людей, изображенных на фотографиях и картинах, можно узнать по выражению лица, положению рук, головы, туловища. Ребята, одинаково ли проявляют свои чувства мальчики и девочки?
Дети. Нет, по-разному.
Воспитатель. Послушайте стихотворение Тима Собакина, которое называется «Здравствуй, гусь!».
Воспитатель читает стихотворение.
Давайте подумаем, что чувствовал мальчик при встрече с гусем?
Дети. Он сначала испугался, подумал, что гусь его сейчас щипнет, затем поборол страх.
Воспитатель. А что чувствовал мальчик, когда поздоровался с гусем и услышал в ответ: «Привет»?
Дети. Он обрадовался, что гусь подобрел и радостно кивнул головой в ответ.
Воспитатель. Как вел себя мальчик в этом стихотворении?
Дети. Он вел себя как настоящий мужчина.
Воспитатель. Правильно, ребята, мальчики — сильные, как настоящие мужчины. Они стараются сдерживать свои чувства, не показывают свой страх, не капризничают, редко плачут. Девочки нежнее мальчиков, поэтому их чувства проявляются ярче: они тяжело переживают обиды, огорчения, боль. Мальчики, а были ли у вас когда-нибудь в жизни такие случаи, что вам приходилось сдерживать свои чувства, не показывать страх, обиду?
Дети отвечают.
Ребята, какое настроение было у гуся в начале стихотворения?
Дети. Плохое, у него был свирепый вид.
Воспитатель. Как вы думаете, почему у гуся было плохое настроение?
Дети. Гусь решил, что мальчик хочет его обидеть.
Воспитатель. Ребята, по-видимому, гуся раньше часто дразнили и обижали, поэтому, завидев мальчика, он побежал к нему со свирепым и угрожающим видом. Он решил, что мальчик тоже может его обидеть. Что чувствовал гусь в начале стихотворения?
Дети. Он был сердит на всех, кто его раньше дразнил и обижал.
Воспитатель. Ребята, а что почувствовали вы, когда я прочитала вам о том, что к мальчику со свирепым, угрожающим видом бежит огромный гусь?
Дети. Мы испугались за мальчика, волновались за него, стало тревожно.
Воспитатель. Как изменилось настроение гуся в конце стихотворения?
Дети. Оно стало хорошим.
Воспитатель. Что чувствовал гусь, когда ему улыбнулся мальчик и сказал: «Здравствуй, гусь!»?
Дети. Ему было радостно, приятно, что мальчик улыбнулся и поздоровался с ним.
Воспитатель. Ребята, а что вы почувствовали в конце стихотворения?
Дети. Мы обрадовались, что гусь стал добрым.
Воспитатель. Ребята, как вы понимаете пословицу «У страха глаза велики»?
Дети отвечают.
Правильно, дети, если человек боится, он это показывает выражением своего лица. А еще какие пословицы о чувствах и настроении людей вы знаете? Я покажу вам картинки, которые помогут их вспомнить.
Пословицы: «Кто в радости живет, того грусть неймет»; «Кто людей веселит, за того весь свет стоит»; «За шутку не сердись, а в обиду не давайся»; «Час в добре поживешь, все горе забудешь»; «Страх по пятам за неправдой ходит»; «Не тужи: перемелется — мука будет»; «Слезами горю не поможешь»; «Горе старит, а радость красит»; «Чего сам не любишь, того и другим не чини».
Ребята, для продолжения нашего разговора предлагаю поиграть в игру «Настроение».
Игра «Настроение»
Игра построена по типу «лото». Игровая карточка состоит из статично наклеенной картинки с изображением персонажа и незаполненной части. Задача: подобрать картинку, соответствующую заданному эмоциональному состоянию: а) реальное изображение, б) цвет, в) схема. Воспитатель раздает детям набор карточек (3—4 шт.). Предлагает соединить их по принципу соответствия.
Воспитатель. Ребята, в этой игре о чувствах других вы узнали по выражению лица. А еще по каким признакам можно узнать об этом?
Дети. По голосу, движениям.
Воспитатель. Совершенно верно, о чувствах другого человека можно узнать по выражению лица, голосу, движениям.
Если у человека лицо грустное, голос тихий, плечи и голова опущены — ему плохо. Ребята, как можно помочь человеку, когда ему плохо?
Дети. Порадовать его чем-то, обнять, утешить, сказать ему ласковые, добрые слова.
Воспитатель. Правильно! Если человеку плохо, нужно постараться ему помочь: спросить о том, что случилось, что могло бы его порадовать, утешить его, обнять, сказать добрые слова, проявить милосердие. Милосердный человек всегда замечает боль другого, спешит ему на помощь. Милосердием отличаются девочки, настоящие женщины. Ребята, какие вы знаете рассказы, сказки, в которых говорится о милосердных девочках?
Дети отвечают.
А в нашей группе есть девочки, которых можно назвать милосердными?
Дети отвечают.
Ребята, флеш-карту с записью ваших рассказов о чувствах и настроении людей, описания игр, в которые мы сегодня с вами играли, я отправлю по почте работникам фабрики, производящим настольно-печатные игры. Как вы думаете, поможет ли это им изготовить интересные игры для детей старших групп?
Дети. Да.
Я тоже думаю, что поможет, ведь вы в своих рассказах очень подробно рассказали о том, какие чувства испытывают мальчики и девочки, как они их по-разному проявляют, по каким признакам можно узнать о чувствах другого человека, как можно помочь тому, кому плохо.
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»
Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж
Светлана Владимировна Арынова # 18 ноября 2017 в 12:53 0 | ||
|