Цель: формирование основ уважительного отношения к членам своей семьи.
Задачи:
— формировать дифференцированные представления о семье как совокупности людей разного возраста и пола, объединенных родовым началом;
— подводить детей к осознанию проявления любви, заботы и уважения к членам семьи, родственникам;
— актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности.
Оборудование: конверт; проектор; слайды с репродукциями семейных портретов (А. ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном», Ю. Кугач «В субботу», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных», 3. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»); силуэт дерева из плотной ткани или картона, прикрепленный к стене или ширме (диаметр кроны 1 м 50 см или более, в зависимости от количества детей в группе); листья, вырезанные из плотной бумаги зеленого цвета, с наклеенными на них фотографиями детей и их родных.
* * *
Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратились наши друзья — первоклассники. Сейчас я прочитаю их письмо: «Дорогие воспитанники старшей группы! Помогите нам, пожалуйста, в выполнении домашнего задания. К следующему уроку по предмету «Окружающий мир» нам нужно принести фотографии своих родственников. Одни ребята собираются принести фотографии тех родных, которые живут вместе с ними дома, другие считают, что нужно принести фотографии не только мамы, папы, братьев, сестер, но и бабушек и дедушек, сестер мамы и папы, хотя они живут отдельно. А один мальчик (его зовут Максим) решил, что принесет в школу фотографии не только своих близких, но и своего любимого друга и домашних животных. Ребята, мы не случайно обратились именно к вам, потому что слышали, что вы много знаете о семье, родственниках, у вас в группе есть много книг, альбомов, игр по этой теме. Надеемся, что вы нам обязательно поможете».
Ребята, вы готовы помочь нашим друзьям — первоклассникам? Как мы можем это сделать?
Дети. Да. Мы может записать наши рассказы о семье, родственниках на диктофон и отправить их первоклассникам.
Воспитатель. Молодцы, я очень рада, что вы готовы им помочь! Но чтобы ваши рассказы получились интересными и правильными, давайте вспомним все, что вы знаете о семье и родственниках.
Воспитатель привлекает внимание детей к экрану проектора, через который демонстрируются слайды с репродукциями картин (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном», Ю. Кугач «В субботу», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных», 3. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»),
Что объединяет все эти картины? Кто изображен на них?
Дети. На этих картинах изображены семьи.
Воспитатель. Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? Картины ведь такие разные!
Дети. На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.
Воспитатель. Выберите картину, которая вам больше всего понравилась, и подумайте, что вы сможете рассказать о ней.
Дети рассказывают о картине.
Все картины объединяет их-добрый настрой. Количество людей, изображенных на картинах, разное, состав семей тоже. Одни семьи жили давно, много лет и даже веков назад; другие — наши современники. Однако художникам удалось передать их любовь и нежность друг к другу, заботу. Родители обнимают детей, у всех очень добрые лица. Как вы думаете, что такое семья?
Дети. Семья — это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.
Воспитатель. Правильно, ребята, семья — это взрослые и дети, живущие вместе, любящие друг друга. Кто знает стихи о семье? Кто хочет их прочитать?
Ребенок
Семья — это слово родное!
Сколько в нем света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными
За все их заслуги, за все их дела!
Глаза материнские нас согревают,
Как солнца сиянье они горячи,
А руки отца от беды заслоняют.
Забота родных — как солнца лучи!
Воспитатель. Семья объединяет родных: родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня. Ребята, послушайте стихотворение Я. Акима «Родня».
Ребенок читает стихотворение.
Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения — члены одной семьи? Все ли они родные, родня?
Дети высказывают предположение.
Это стихотворение шуточное. Не все его персонажи являются членами одной семьи. Мама, папа, сестренка, братишка — родня. Друг Сережка — не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами семьи. Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому не является родней герою стихотворения. Как вы думаете, все семьи одинаковые или чем-то они отличаются?
Дети. Все семьи разные. Есть, например, большие и маленькие.
Воспитатель. Правильно, ребята, все семьи разные. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), а также из близких и дальних родственников. Ребята, назовите своих близких родственников.
Дети выполняют задание.
А кто такие дальние родственники?
Дети. Тети, дяди (братья и сестры папы и мамы), двоюродные братья и сестры.
Воспитатель. Правильно, ребята! К дальним родственникам относятся братья и сестры папы и мамы: это дяди и тети. У них гоже есть дети: это ваши двоюродные братья и сестры. Где живут дальние родственники?
Дети отвечают.
Правильно, ребята! Тети, дяди, бабушки, дедушки могут жить в других домах, городах, на других улицах. Семья — самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их.
Дети. «Вся семья вместе, и душа на месте», «Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют», «Русский человек без родни не живет», «Нет такого дружка, как родная матушка», «Семья ладом полна», «Материнское сердце лучше солнца греет», «Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей».
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Дети на каждую фразу загибают пальцы. В итоге получается кулак — «семья».
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — наш малыш!
Зовут его Ванюша!
Воспитатель. У Ванюши дружная, сплоченная семья, потому что все пальчики собрались вместе, в кулачок. Какой должна быть семья? Подберите слова-признаки к слову «семья».
Дети. Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая.
Воспитатель. Вы каждый день приходите в детский сад, в нашу группу и находитесь здесь почти весь день. Мы друг друга любим, уважаем. Этим мы похожи на дружную семью. Посмотрите, у нас выросло красивое дерево.
Воспитатель показывает на картонное дерево, прикрепленное к ширме.
Это дерево — наша группа, его веточки — ваши семьи. В корзинках лежат листочки с фотографиями членов ваших семей. Найдите свою корзинку и разместите листочки с фотографиями на любой веточке дерева.
Дети прикрепляют листочки к дереву.
Теперь мы знаем, сколько человек у каждого из вас в семье и как они выглядят. Осталось узнать, как их зовут.
Дети рассказывают: «Это моя веточка. Это я, меня зовут Саша. Это моя мама Елена Николаевна. Это мой брат. Его зовут Ваня. Ему десять лет. Моего папу зовут Игорь Александрович и т.д.».
Спасибо, ребята, за интересные рассказы о ваших семьях. Я их записала на диктофон, мы их пошлем нашим друзьям — первоклассникам. Думаю, что они помогут им правильно подобрать фотографии своих родственников для урока в школе.
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»
Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?
Ирина Владимировна Кислова # 10 ноября 2017 в 14:22 0 | ||
|
Галина Красноперова # 12 ноября 2017 в 06:33 0 | ||
|