Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Детские страхи и как с ними бороться

Справляемся с детским страхом
Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог - психолог, ДОУ № 5 «Светлячок» города Няндома Архангельской области.
Описание статьи:
Статья предназначена для педагогов, родителей и специалистов, работающих в дошкольных учреждениях. В статье кратко изложены причины детских страхов, частые ошибки взрослых и методы профилактики, используемые в работе со страхами. По данным многочисленных исследований, каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее подверженная им категория детей - от двух до девяти лет. Сегодня мы постараемся разобраться в причинах, вызывающих детский страх, а также поговорим о мерах их профилактики.
Каждый страх индивидуален и психологи при работе с детскими страхами обращают внимание не столько на их содержание, сколько на причину, количество и тяжесть этих страхов. Практически любой предмет или событие из внешнего мира могут превратиться для ребенка в нечто пугающее.

Основные причины детских страхов:
1. Самая первая причина – произошедший конкретный случай, с которым ребенок самостоятельно не смог справиться.
2. Особенности характера ребенка: мнительность, тревожность, неуверенность.
3. Чрезмерная детская фантазия, у которой нет границ.
4. Тревожные родители – «благодатная почва» для навязывания и развития разного рода страхов.
5. Запугивающее воспитание – одна из самых страшных причин, при которой с одной стороны взрослые облегчают себе жизнь (напугал – ребенок сделал), с другой стороны получают детский невроз, который рано или поздно приведет к еще более серьезным проблемам.

В проблеме детских страхов есть несколько моментов, на которые родителям и педагогам нужно обратить особое внимание:
1. Детей не следует пугать чужими дядями, страшными сказочными героями, злыми животными ради того, чтобы они стали послушнее и быстрее выполняли просьбы взрослых.
Воспитание страхом – это тяжелое и жестокое воспитание, вследствие которого ребенок может стать чрезмерно мнительным, пугливым, осторожным, нерешительным. Ребенку трудно сделать первый шаг, снижается самостоятельность, ему часто снятся страшные сны, как результат - тревожно – мнительное развитие личности.
2. Никогда не стыдите ребенка за возникший страх, особенно публично. Это двойное переживание. Стыд и страх очень плотно связаны друг с другом. От испытываемого стыда ребенок начинает скрывать свой страх, как следствие возникают вредные привычки, на которые взрослые могут ориентироваться: ребенок грызет ногти, сосет пальцы, кусает губы, учащенно моргает, потеет и так далее.
3. Ребенок исследует то, что ему непонятно или неизвестно только рядом со взрослым. Неизвестность пугает. Спокойные пояснения присутствующего рядом взрослого, дают уверенность и понимание происходящего.
Важно не оставлять ребенка в незнакомой обстановке, с незнакомыми людьми.

Рекомендации по взаимодействию с ребенком, который боится:
1. Предложите ребенку в подробностях рассказать о своем страхе, когда это происходит, с чем это связано, как или чем Вы можете ему помочь и так далее. Для ребенка очень важно иметь возможность выражать свои чувства.

2. Предложите ребенку нарисовать свой страх в подробностях, исходя из возможностей ребенка. Обычно дети это делают темным цветом или простым карандашом. А дальше посоветуйте дорисовать ему разного цвета смешные детали так, чтобы ему стало весело, а чувство страха заметно уменьшилось.

3. В продолжение темы рисования: пусть он нарисует свой страх и себя рядом с ним, но только сильного, мужественного и может быть даже вооруженного. Дайте ребенку провести на бумаге этот бой и пожелайте победы.

4. Если ребенок боится выезжать на природу, боится леса – предложите ему сделать рисунок или аппликацию леса, при этом, выстригая и приклеивая добрых животных на лист бумаги, можно дать им имена и называть друзьями.

5. Когда мой сын боялся спать в своей комнате зимой, мы поступили с ним так: взяли небольшую коробочку, каждый страх проговорили вслух и мысленно сложили их всех в эту коробочку. Затем, когда пошли на прогулку взяли коробочку с собой и прихватили лопату. Раскопали в снегу ямку, положили туда коробочку, попрощались с ней и закопали. После этой процедуры сон стал спокойнее.

6. Есть еще масса интересных способов устранения страхов, например при помощи метлы. Возьмите метлу, ходите с ребенком по квартире, заглядывая во все углы, даже можно в шкафах посмотреть и громко, весело покрикивать на страх: «Ах ты, негодник, а ну вылезай, сейчас мы тебе зададим жару, кыш из нашего дома» и, как бы подгоняя страх метлой, выгоняете за входную дверь. По окончании действия громко и весело скажите: «Мы с ними покончили!!! Пойдем пить чай с вкусненьким».

7. Этот способ из серии «работа с агрессией, тревожностью». Вам понадобятся плотные диванные подушки. Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции – вдоволь поколотить подушку, представляя борьбу со страхом. Закончить битву желательно «верхом на коне» с победным криком «Я победил».

8. Случай из практики. Девочка боялась спать на своей кровати, несмотря на то, что рядом спала сестричка. В процессе рисования у нас обнаружилась одна деталь: оказывается, мама весила в их комнату на гвоздик халат, и девочке казалось, что кто-то присутствует в комнате. После беседы, мама убрала из комнаты девочек гвоздик с одеждой, и все постепенно нормализовалось.

9. Скажите ребенку по секрету, что его страх ужасно боится детского смеха, как только услышит детский смех, так сразу лопает, как воздушный шарик.

10. Если ребенок боится хулиганов, предложите ему заняться спортом.

11. Если ребенок боится темноты, предложите поиграть в прятки, только прятаться надо не включая свет. Первое время не заставляйте его долго Вас ждать, находите ребенка быстро; затем время на поиски постепенно отодвигайте .

12. Как только представится такая ситуация, в которой Вы сможете сказать ему «ты храбрый, ты смелый», обязательно сделайте это. Таким образом, Вы повысите ребенку самооценку.
13. Читайте книги, сказки о смелых людях, животных.

14. Смотрите мультфильмы о том, как дети или животные преодолевали свой страх, например «Ничуть не страшно», «О бегемоте, который боялся прививок» и другие. Советские мультфильмы в этом смысле самые лучшие.

15. Почти никогда не видят кошмарных снов и не страдают от навязчивых страхов дети, уверенные в себе и своих силах.

Иногда в своей работе я использую рассказ «Скульптор и страх», автора я, к сожалению, не знаю, взяла из Интернета. Я его немного изменила: скульптор превратился в художника, так как тема рисования детям ближе и иногда чуть смягчаю первую часть. В процессе чтения рассказа важна интонация, голосовые акценты, особенно в диалоге героев.

"Жил в одном городе художник Денни. Он был настоящим мастером и стремился увековечить в своих картинах все, что только видел вокруг. В его коллекции были совершенно разные образы - и самые прекрасные девушки города, и немощные старики, и злые тролли, которые, по преданию, населяли лес за городом. Как только он встречал новый образ, то тут же старался запомнить его и нарисовать на холсте или бумаге. Но таких образов становилось все меньше.
И вот однажды он сидел, задумавшись, в своей мастерской. За окном темнело. Небо становилось хмурым и грозным. На душе у Денни становилось тревожно. И вдруг он почувствовал, что сердцем его завладел страх. Он был таким сильным, что грозил перерасти в ужас. Денни поднялся и хотел, было, убежать, но понял, что на улице ему будет еще страшнее.
Говорят, у страха глаза велики. Так и Денни стало казаться, что в темном углу мастерской он видит блестящие глаза. "Кто ты?" - едва выдохнул испуганный Денни. "Я твой страх, великий и непобедимый!" Художник онемел от ужаса.
Но вдруг ему в голову пришла интересная мысль - может быть, нарисовать этот страх? Ведь такого жуткого образа еще не было в его коллекции! Тогда он набрался смелости и спросил: "Мистер Страх, вы когда-нибудь позировали художнику?" Страх совершенно растерялся. "Чего?"- переспросил он. «Позвольте, я нарисую вас, чтобы вас боялись и узнавали", - предложил мастер. Страх не ожидал такого поворота событий и промямлил: "Ну ладно, валяй, только быстро!" Началась работа. Денни взял кисти, краски и принялся за дело. Теперь он снова был собран и сосредоточен.
Так как стало совсем темнеть, то пришлось включить свет. Каково же было удивление Денни, когда он смог получше разглядеть свой страх. Это был даже не страх, а, скорее, маленький страшилка, щупленький, как будто не ел неделю. Страх от этого слегка поежился, наверное, он догадался о мыслях Денни. А мастер прикрикнул на него: "Не дергайся, а то на картине ты выйдешь криво". Страх ему подчинился.
Наконец картина была готова. И Денни вдруг понял, что он совершенно не боится этого страшилку, его страх вдруг стал не страшным. Посмотрел он на жмущегося в угол страшилку и спросил: "Ну, чего делать-то будем?" Страшилка тоже понял, что его тут больше не боятся. Он шмыгнул носом и сказал: "Да пойду я, наверное". "А чего приходил-то?" - поинтересовался Денни. "Да скучно одному стало!" - отвечал страшилка. Так они и расстались. А коллекция Денни пополнилась новой необычной картиной. Все окружающие удивлялись ее своеобразию, а Денни смотрел на свое творение и думал, что умелые руки да умная голова справятся и не с таким страхом".


Помимо всего вышесказанного предлагаю Вам использовать в работе со страхами пословицы и поговорки о храбрости.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.
Смелость города берет.
Где смелость, там и победа.
Где нет знаний, там нет и смелости.
Не думай о страхе, так его и не будет.
На смелого собака только лает, а труса кусает.
Будь храбрым — и ты будешь сильным.
Кто храбр, того любое испытание только красит.
Умелого, смелого страх не возьмёт и враг не побьёт.

Страх
Мы везде искали СТРАХ.
Может, СТРАХ
Сидит в кустах?
Очень страшные кусты!
Но кусты,
Они пусты...

Может, СТРАХ
Залез в овраг?
Мы обшарили овраг!
Мы обшарили весь лес!
Нету СТРАХА!
СТРАХ исчез.
(из Интернета)

Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом. Они не усиливаются и не задерживаются только в тех случаях, когда взрослые, рядом с которыми живет ребенок, уверены в себе, а в семье спокойная и стабильная обстановка. Ребенок, ощущающий любовь взрослых, слышащий похвалу в свой адрес и уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро "перерастает" свои страхи. Любите, цените и понимайте Ваших детей, и тогда детство у них будет ярким, счастливым и безмятежным.

Рекомендуем посмотреть:

Психологическая викторина для детей 10-14 лет Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста" Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников Игры и упражнения, направленные на коррекцию детских страхов

Похожие статьи:

Детские страхи

Если ребенок чего-то боится. Что делать?

Летние развлечения с песком и водой для дошкольников
Опубликовано: 3764 дня назад (2 августа 2014)
Просмотров: 5893
+11
Голосов: 11
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 2 августа 2014 в 21:34 +4
Ирина Владимировна, вы делитесь очень ценной информацией с коллегами. В вашей статье, вы предлагаете советы для родителей и педагогов, которые я уверенна обязательно пригодятся в воспитании детей, как найти правильный подход с борьбой детского страха. Рекомендации написаны и они помогут без сомнения. Спасибо, что свой опыт практической деятельности выносите для всеобщего обозрения, многие как и я скажут вам за это огромное спасибо1 Желаю вам творческого вдохновения и успехов в вашей работе! И примите мои первые +1
С Уважением, Т.Н.
Ирина Владимировна Корелова # 2 августа 2014 в 22:52 +3
Татьяна Николаевна, благодарю за позитивный комментарий, я тоже очень надеюсь, что мой опыт в плане работы со страхами будет полезен родителям и педагогам. Спасибо за первый голос.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 3 августа 2014 в 00:45 +2
Спасибо вам! С большим интересом познакомилась с вашими публикациями! v
Ольга Александровна # 2 августа 2014 в 22:26 +3
Очень нужный материал! Актуален, к сожалению, в наши дни.
Тревожность — одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Спасибо за материал!я тоже желаю вам творческих успехов!
Ирина Владимировна Корелова # 2 августа 2014 в 22:55 +2
Ольга Александровна, благодарю за отзыв, взаимно желаю творческих успехов.
Регина Сириновна Сабирзянова # 2 августа 2014 в 22:45 +4
Ирина Владимировна! Вы затрагиваете актуальную и больную тему современного общества. Детские страхи были всегда, но в последнее время они принимают угрожающий характер. Решая свои проблемы, взрослые не всегда замечают перемены в поведении детей. Ваша статья поможет близким ребенка вовремя обратить на первые симптомы и грамотно вести себя в создавшейся ситуации. Материал насыщенный и содержательный, написан понятным языком. Рекомендации будут большим подспорьем в работе психологов, воспитателей, учителей, людей, неравнодушных к проблемам общества. +1
Ирина Владимировна Корелова # 2 августа 2014 в 23:03 +3
Регина Сириновна, соглашусь, что детские страхи - это больная проблема нашего общества. Ребенок рождается как чистый лист, у него нет страха и только от нас зависит как и чем мы "заполним эту книгу". Благодарю Вас за отзыв на статью.
Маргарита Александровна Гришина # 3 августа 2014 в 13:05 +11
Ирина Владимировна,ознакомилась с вашей статьей,она безусловна и актуальна.Страх помогает адекватно относиться к собственным действиям, а значит, участвует в формировании личности маленького ребенка. Воспитание устойчивости к страху придерживается не избавления от него, а на приобретение умения владеть собой в сложных ситуациях. Многие детские тревоги связаны с возрастными особенностями и проходят со временем. Однако, если проблеме не уделить должного внимания, страх вырастет вместе с ребенком и увеличится до размеров фобии. Делаем вывод: чем раньше вы заинтересуетесь, отчего же малыш так боится например спать один, тем лучше.Вы изложили большинство причин,по которым ребенок боится и предлагаете определенные рекомендации справится с ними.Обязательно берем на заметки.Спасибо вам!+1
Ирина Владимировна Корелова # 3 августа 2014 в 21:21 +5
Маргарита Александровна, благодарю за отзыв на статью. Вы правы, страх помогает адекватно относиться к собственным действиям и для ребенка очень важно научиться владеть собой в сложных ситуациях, тогда страх плавно перейдет в осторожность, осмотрительность, внимательность, рассудительность. У меня в начале статьи появилась фраза "Детские страхи и как с ними бороться" видимо название немного подкорректировали редакторы, но при всем моем огромном уважении к ним, я не согласна, что со страхами нужно бороться, их нужно научиться преодолевать. Не нужно ребенку говорить "не бойся", само слово предполагает, что сейчас будет что-то непонятное, а может быть страшное, лучше сказать "смелее...". Вообще эта тема настолько обширная, и причин детских страхов гораздо больше, чем я описала, важно то каким этот мир видит ребенок, а смотрит он на мир пока еще глазами взрослого....
Вера Викторовна Янченко # 3 августа 2014 в 13:19 +5
Добрый день, Ирина Владимировна! Познакомилась с Вашей статьей, спасибо за приглашение. Соглашусь с коллегами проблема детских страхов актуальна, особенно в наше непростое время, где все больше и чаще проявляются негативные события практически по всему миру. Дети очень любознательны, подвижны, активны и, казалось бы, бесстрашные, но это только одна сторона медали, с другой стороны нам часта приходится сталкиваться с их страхами, пусть даже как нам кажется по пустяковым поводам, но для детского сознания это чуть ли не глобальная проблема, особенно если во время не вмешаться и не помочь ребенку. В стать Вы даете много полезных советов, рекомендаций, которые будут полезны не только молодым специалистам но и другим педагогам. На обмене опытом построена работа педагогов и благодаря этому сайту мы можем делиться им, даже с людьми, живущими очень далеко, и тем наша информация кажется более ценной и заслуживающей уважения. Спасибо Вам большое за статью, за то, что делитесь своим опытом работы! Голосую +1! Удачи Вам!
Ирина Владимировна Корелова # 3 августа 2014 в 21:36 +3
Вера Викторовна, спасибо за то, что нашли минутку и ознакомились со статьей. Соглашусь с Вами, у нас есть замечательная возможность, благодаря любимому сайту, обмениваться нужной информацией, а главное есть огромное желание делиться ей, потому что мы все заинтересованы в том, чтобы сделать жизнь детей более насыщенной, интересной и безопасной.
Динара # 7 августа 2014 в 11:05 +1
Ирина! Своевременная и полезная статья!!! +1
Ирина Владимировна Корелова # 7 августа 2014 в 11:22 +2
Спасибо, Динара.
Оксана Владимировна Столь # 7 августа 2014 в 13:14 +3
Ирина Владимировна!Спасибо большое за полезную статью и для педагогов и для родителей!Ваши советы и рекомендации бесценны и они несомненно помогут устранить проблему страхов у детей!
Ирина Владимировна Корелова # 7 августа 2014 в 13:59 +2
Оксана, спасибо за отзыв на статью, всегда приятно знать Ваше мнение.
Лариса Германовна Васильева # 12 августа 2014 в 11:40 +1
Замечательный материал, у меня тоже есть разработанное мероприятие по теме. Ваш материал дополнит его. Спасибо большое за полезную статью.
Ирина Владимировна Корелова # 13 августа 2014 в 22:31 +1
Лариса Германовна, благодарю за комментарий.
Ольга Валерьевна Ермолаева # 25 августа 2014 в 13:29 +2
Очень хороший материал, большое спасибо. Обязательно возьму на заметку. Все люди разные и родители и дети, но не все родители могут правильно оценить ситуацию и действительно могут агрессивно или с усмешкой относиться к детским страхам. Дать правильную консультацию, успокоить родителей задача психологов и нас с вами дорогие педагоги. Голос +1
Ирина Владимировна Корелова # 14 сентября 2014 в 20:36 +1
Спасибо, Ольга Валерьевна.
Светлана Алексеевна Шевченко # 28 августа 2014 в 21:32 +2
Ирина Владимировна, очень хорошую и полезную информацию я узнала, прочитав Ваш материал. Да, в детском возрасте часто возникают необъяснимые страхи, причем они бывают как у мальчиков, так и у девочек. Они имеют различный характер, но от этого не легче- ребёнку страшно и с этим нужно как-то "бороться". Для этого есть много тестов, например тест тревожности Филлипса, рисуночные тесты и другие.
Мой голос Вам +1, за интересную и полезную информацию по теме "Детские страхи".Удачи Вам и новых хороших материалов!
Ирина Владимировна Корелова # 14 сентября 2014 в 20:37 +1
Благодарю, Светлана Алексеевна.
Елена Алексеевна Зыкова # 7 ноября 2014 в 13:04 +1
Уважаемая Ирина Владимировна! Вами даны ценные рекомендации для родителей и педагогов. Спасибо, что поделились своими знаниями и опытом. Они очень пригодятся в практической деятельности. Успехов Вам! Мой голос+1!
Ирина Владимировна Корелова # 19 ноября 2014 в 15:03 +1
Благодарю Вас, Елена Алексеевна.
Ольга Васильевна Скорик # 1 апреля 2015 в 23:51 +1
Здравствуйте, Ирина Владимировна! Мне очень понравился Ваш вариант "Сказкотерапии". Спасибо за ценную информацию.
Ирина Владимировна Корелова # 24 апреля 2015 в 19:38 +1
Спасибо, Ольга Васильевна, очень приятно.
Валентина Сергеевна Вешкина # 27 июля 2015 в 20:14 0
Здравствуйте, Ирина Владимировна! Хочу поблагодарить Вас за консультацию родителей о детских страхах. Действительно данная тема очень большая, но Вы смело и просто начали свой разговор со взрослыми о детских переживаниях. Надо с чего-то начинать, надо поддерживать познавательный интерес малыша, а не "струнить" его, чтобы "не лез куда не надо". Ваши советы точны и корректны одновременно, думаю, родители просто обязаны к ним прислушаться!
"Ничего не боится только глупый, ведь он не знает чем рискует!", взрослые должны научить ребенка понимать где опасно, а где страшно интересно! smile
Татьяна Владимировна Орлова # 20 января 2016 в 13:08 0
Здраствуйте, Ирина Владимировна!Хочу выразить Вам слова благодарности,за вашу работу. Действительно, вы затрагиваете актуальную и больную тему современного общества. Обязательно воспользуюсь материалом вашей статьи. Спасибо! Успехов ВАМ!!!
Елена Евгеньевна Куркина # 3 февраля 2016 в 19:24 0
С вопросом "Что делать, если ребенок испытывает страх?" обращаются и родители и педагоги. Конечно, материала, который позволит ответить на этот вопрос, много. Но в вашей статье он хорошо, грамотно структурирован. Отмечены причины возникновения страхов, а главное рекомендации, как взаимодействовать с ребенком, испытывающим страх. Для своей работы из этой статьи я могу взять: 1) хорошо прописанные рекомендации, которые могу в письменном виде в ходе консультации предоставить родителям; 2) модифицированную вами сказку "Художник и страх". Спасибо за информацию!
Ирина Владимировна Корелова # 17 июля 2016 в 14:42 0
Валентина Сергеевна, Татьяна Владимировна, Елена Евгеньевна, благодарю за отзывы, очень редко теперь бываю на сайте, удачи в Вашем нелегком труде, буду рада, если моя статья Вам пригодится в работе.