Из опыта работы учителя литературы. Почему мы утратили интерес к чтению.
Автор: Климешина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ «ООШ №3"Научно-исследовательский проект
Цели: исследовать причины невнимания детей и подростков к чтению на русском языке,определить практические способы возврата интереса к чтению.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!
Свободным и чистым тебя пронесём,
и внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
А.А.Ахматова.
Эти строки великая поэтесса писала в труднейший для нашей родины период – во время Великой Отечественной войны. Тогда речь шла о внешнем враге, о потере государственности, о потере языка. Теперь же, в мирное время, мы также можем потерять «прекрасный русский язык», переданный нам предками, если не будем читать, говорить и писать на нем. Почему так произошло?
Исследователи и учёные называют множество различных причин, одной из которых является крайне низкий уровень чтения на русском языке.
В чём причина такого невнимания детей к книгам?
Актуальность проекта
Если провести опрос среди учащихся, то выяснится, что читают они лишь по необходимости (для учебных занятий) – 83%, и лишь немногие - 6% для души, по собственному выбору, есть категория учащихся, которые не читают вообще, даже небольшие тексты (11%). Эти респонденты плохо владеют речью, имеют низкую технику чтения (иногда слоговую) и воспринимают только тезисы.
Таким образом, в обществе давно назрел вопрос о необходимости развития чтения на русском языке. И решать его необходимо было уже 20 лет назад, когда мы теряли просвещённую читающую страну. Конечно, начинать необходимо с детей, но просвещать мы обязаны и родителей.
Причины, цели, задачи проекта: причин, объясняющих утрату интереса к чтению, называют множество: это недостаточность времени и средств, огромное количество источников информации, которую легко получить в интернете, нежелание выглядеть ботаником, модные тенденции на определённые формы чтения. Рассмотрим некоторые из них, чтобы выяснить закономерность, а также необходимость развивать чтение.
Гипотеза: если уметь понимать детей и подростков, поддерживать их, помогать развиваться духовно, предлагать различные способы решения сложных ситуаций, то интерес к чтению можно возродить.
1 Этап. Исследовательский.
Задумаемся: почему дети не читают? Ведь это не составляет труда, не нужно ни писать, ни решать, ни выводить уравнения?! И всё же ребята куда охотнее занимаются развитием логики (пусть даже и с помощью «умных» игр, занятий), чем берут в руки книгу.
Когда спрашиваешь младших школьников, они говорят, что им просто неинтересно, старшеклассники считают, что читать «не круто», посмотри в интернете и всё. Несомненно, конкуренцию с интернетом книга не выдержит и прежних позиций у неё уже не будет, однако чиение на русском языке можно и нужно развивать.
Издатели научились делать книги на русском языке красочными, яркими, но дорогими, и посмотрите, каждый ли родитель купит ребёнку хотя бы одну книгу в месяц? А многие ли такие книги попадают в наши школьные библиотеки? Ответ один – нет. Значит, в погоне за прибылью на самом раннем этапе мы сознательно отталкиваем ребёнка от чтения, и он постепенно уходит в мир интернета, ведь там можно прочитать всё в самых необычных формах. А ведь именно в этот момент у школьников 2-4 классов вырабатывается не только техника чтения, но и формируется читательский вкус. О какой «золотой полке» мы будем потом говорить, если ребёнок проидёт мимо этого важнейшего этапа! Если он не научится самостоятельно получать знания и пищу для ума с помощью чёрных значков – букв, то впоследствии это будет очередной индивид с высшим образованием, но без интеллекта. Ведь любая литература, а русская более всего, отличается от других видов творчества тем, что даёт пищу не только для ума, но и для души.
Представим, что у ребёнка (таких только 20% детей из 100%) всё сложилось в начальной школе: и педагог прекрасный, и родители заботились о развитии ребёнка. Такой ученик с хорошей техникой чтения, со сформированным вкусом, с пристрастиями в мире книг, скорее всего, не перестанет читать и в будущем, и разовьётся в интеллектуальную личность. Однако, даже среди этих учеников часто встречаются ребята, которую большую часть внеучебных часов тратят на подготовку к урокам, и на чтение у них просто не хватает времени. Как быть им? Конечно, если они захотят, скажете вы, то будут читать! С этим трудно поспорить.
Остаётся вопрос: зачем им читать? Развитие они получили, круг чтения определён, интеллект высокий. Кроме того, злободневна ещё одна проблема: читать современную русскую литературу или классическую? Ответов на эти вопросы много, точнее у каждого свой. Ясно одно: в школе необходимо очень серьёзно подбирать классические произведения и не отталкивать учеников нереальными требованиями по количеству прочтённых глав. Пусть прочитают всего несколько, но значимых. Ведь, получив представление о произведении, став взрослыми ученики вернутся к нему, и прочитают уже осознано, имея свою точку зрения. Наверное, никто не будет спорить, что, прочитав в 25 лет роман Л.Н.Толстого «Война и мир», мы совсем по-иному оцениваем поступки персонажей, пусть даже и отрицательных. А уж позицию автора понять в таком сложном произведении сможет, я думаю, не каждый взрослый. А многие психологические романы Ф.М.Достоевского и вовсе сложны ученикам.
Думаю, что не открою никакого секрета, что многие учителя литературы, столкнувшись с этой проблемой, предпочитают выборочный анализ глав таких сложных многогранных произведений. Этот метод хотя бы не отпугивает учащихся, а позволяет им самим, даже познакомившись с небольшим фрагментом произведения, делать свои выводы, высказывать свои расмышления и рассуждения, а не безоглядно пользоваться интернетом. Такое поверхностное чтение не приведёт практичного молодого человека к книге, к чтению, но всё равно отложится в памяти. И когда это будет необходимо ему, он всё равно не пройдёт мимо «своей недочитанной» книги. К слову сказать, читать некоторые современные романы довольно сложно, не зная классики. Это относится, прежде всего, к романам Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы», «Белая голубка Кордовы», Виктора Пелевина, Людмилы Улицкой «Медея и её дети», «Казус Кукоцкого», Татьяны Толстой, Бориса Акунина, Владимира Сорокина и других.
Вернёмся к тому большинству (80% из 100%) учеников, которые в начальной школе сразу разлюбили читать, а в средней, имея очень невысокий учебный потенциал, едва успевали справляться с базовым уровнем программы. Тут уж не до чтения тысячестраничных произведений, одолеть хотя бы краткое изложение всей программы по литературе и сочинение написать!
2 этап. Практический. Как вернуть детям интерес к чтению?
Думаю, что ирония тут неуместна, а нужна чёткая линия, которую могут и должны проводить не только учебные заведения, но и всё государство. Прежде всего, самая простая реклама во всех СМИ. Затем возвращение престижности гуманитарного образования и гуманитарных профессий. Доступные по цене современные книги, а также просветительская работа с родителями. Пополнение и открытие новых инновационных библиотек. Поверьте, там, за скромную зарплату работают такие энтузиасты своего дела, что не снились никакому Газпрому. А если доверить распространение книг волонтёрам, они уж точно смогут заинтересовать чтением молодых людей.
И в заключение хотелось бы сказать, что нашей стране необходимо сохранить тот потенциал, что у нас есть, научить и поддержать ребёнка, потянувшегося к книге, к чтению, просвещать взрослых. Только тогда мы сможем сберечь русский язык, о котором говорила А.А.Ахматова, и передадим его своим потомкам.
Литература
1 А.А.Ахматова. Стихотворения и поэмы.- М.: Худож. лит-ра, 1987г.- 304с.
2. Школа как территория чтения: Сборник статей / Сост. С.В. Волков. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 88 с.
3. Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю.Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 131-164.
Рекомендуем посмотреть:
Как развить интерес у ребенка к чтению
Литературное творчество школьников
Из опыта работы по созданию школьной литературной газеты
Формирование патриотизма и гражданственности у школьников