Конспект урока русского языка в 5 классе. Значения приставок
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Значения приставок
Автор: учитель русского языка и литературы Климешина Галина Васильевна Место работы: МБОУ г. Астрахани «ООШ №3» Тип урока. Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Цели как деятельность учеников. Л: осознавать ценности русского языка и богатства его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. М/п: анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения. 6/4ЛР: выделять приставку в словах, определять значение приставки на основе лексического анализа слова, писать буквы гласных и согласных в приставках (традиционные приставки). 3ЛР: наблюдать за использованием слов с приставками в художественной речи, выявлять особенности языковой игры при употреблении слов с приставками, развивать умения культуры речи.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Отчёт командиров групп.
II. Морфемная разминка на основе домашнего задания.
1 Выборочная работа. Проверка домашнего задания
Из № 58 выписать слова с приставками, выделить изученные морфемы.
2. Проверка командира группы Личностные результаты
Умение выполныть выборочное списывание, навык по выделению морфем в слове, развитие навыка сотрудничества в данной учебной ситуации, коррекция
III. Введение в тему урока. Формулирование вопросов по теме урока.
1 Игра «Угадай словечко»
Учитель диктует определение слова, учащиеся записывают слова
1 Наука, изучающая части слов
2 Основная морфема в слове
3 Отец деда или бабушки
4 Слова с двумя корнями
5 Морфема, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Морфемика, корень, прадед, сложные, суффикс) 2 Проверка, самооценка 3 Осмысление результата, формулировка темы.
Выпишите слово с приставкой, выделите её, объясните, как вы поняли, что загадано именно это слово
( прадед, пра- в зачении «отдалённая степень родства»).
– Выскажите предположения, какая может быть тема урока. (Значения приставок.) Откройте учебник, проверьте.
– Какие вопросы могут быть рассмотрены на уроке?– Какую орфографическую задачу мы будем решать на уроке? (Как пишутся приставки.)
Регулятивные УУД
Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему урока. Самостоятельно определять цель на основе предположений.
IV. Актуализация и углубление изученного.
1 Работа в паре. Определение значений приставок в словах
Прочтите предложение, выпишите слова с приставками, определите их значение. Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.
(Перевернулся, пере- передвижение с места на место, пожевал, по- краткое действие, выплюнул, вы- движение наружу, растянулся, рас- длительное действие, захрапел, за- начало действия)
Легко ли было определять значения приставок? 2 Самопроверка. 3 Выводы: значения многих приставок сложно определить. Чем можно пользоваться для определения значения приставок? ( Толковый, морфемный и этимологический словари) 4 Физкультминутка Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, обобщать.
Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД
Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Осуществлять речевой самоконтроль
Выбор нужных способов действия
V. Развитие учебно языковых и речевых умений.
1 Проверим, как вы усвоили эту тему. (Проводится как самостоятельная работа с самопроверкой) 2 Инструкция для работы:
ДАТА___________________
ФАМИЛИЯ______________
1 5 об- 9
2 6 10
3 раз- 7 11 по-
4 на- 8 у- 12 пере-
В карточке запишите дату, фамилию, слушайте слова, которые диктует учитель. Записывайте только приставки из этих слов под соответствующим номером. Если приставки в слове нет, то ячейка остаётся пустой. 1-Дрожать, 2- маленький, 3- разъяснял, 4- наслаждаться, 5-облетают, 6- жалюзи, 7-скрипеть, 8- удивительный, 9- сумерки, 10- красивее, 11- позвонить, 12- перелесок
3 Алгоритм проверки работы.
Если всё выполнено верно, то при соединении всех граф с приставками составится домик. 4 Самопроверка
Щкала оценки «5»- 0-1 исправление, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3 ошибки. 5 Оценивание работы в оценочных листах на столах у командиров групп. 6 Отчёт командиров групп
Личностные результаты:
Осознавать многообразие структурных возможностей русского языка для выражения разных оттенков мысли.
Развитие интереса к языку и чувства языка.
Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.
Коммуникативные УУД
Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
Соблюдать письменной речи основные орфографические нормы современного литературного языка.
Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
VI. Итог урока.
– Какова роль приставки в слове? А роль слов с приставками в речи?
– Какое упражнение было самым интересным?
– Сформулируйте вывод по уроку с опорой на ключевые слова темы (ключевые слова найдите и прочитайте по учебнику).
– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
Регулятивные УУД
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VII. Домашнее задание.
Домашнее задание ( по выбору) № 60 (1), словарь, повторить правило;
Творческое задание (по образцу № 60) найти в словарях или в Интернете 15 слов, усовершенствовать задание.
Скачать Конспект урока русского языка в 5 классе. Значения приставок
Здравствуйте, Галина Васильевна! Примите мой голос! У меня сложное отношение к Вашему уроку.
1. Нет цели урока, поэтому всё расплывается. Задачи выдаются за "Цели как деятельность учеников" Это что-то вообще непонятное!
2.То, что было заявлено в начале - писать буквы гласных и согласных в приставках (традиционные приставки) - нигде не проявилось в работе.
3."выявлять особенности языковой игры при употреблении слов с приставками, развивать умения культуры речи". Это о чём?
4. Как можно Высказать предположения, какая может быть тема урока. (Значения приставок.), если не было никакого наблюдения?
Здравствуйте, Галина. Тема "Состав слова" является одной из трудных в начальных классах. Поэтому, хотелось бы узнать, как работают с этим материалом в 5 классе. Мне понравилась игра «Угадай словечко» и то, что дети сами формулируют тему урока. Вы используете разнообразные формы работы: индивидуальную, групповую, в парах. Всё это помогает отработать данную тему. Проводится разнообразная работа по актуализации и углублению изученного: нахождение слов с приставками, выделение приставок, определение их значения, использование словарей. Очень интересная проверка знаний в конце урока. Мне понравился Ваш урока и некоторые задания уместны для использования и в начальных классах. (Хочется дополнить, что в публикации цель формулируется одна, а задач несколько). Спасибо за приглашение! Примите мой голос.