Конкурсы

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Урок русского языка, 5 класс

Автор: Ситникова Виктория Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 г. Алексеевка Белгородской области

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока русского языка по обобщению изученного по теме: “Имя существительное - часть речи удивительная”. Данный материал будет полезен учителям-словесникам, работающим в 5-м классе. Он направлен на формирование универсальных учебных действий школьников.

Конспект урока предназначен для обучающихся 10-11 лет и представляет собой материал, основанный на коммуникативно-деятельностном подходе в обучении.

Цель: обобщить знания обучающихся о существительном как части речи.

Задачи:

Обучающая: пополнить практический опыт обучающихся в употреблении имен существительных в предложениях, обратить внимание на роль имён существительных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Вид урока: урок обобщения и закрепления знаний и умений.

Методы и приемы: защита творческой работы,  работа в группах, анализ поэтического текста, упражнения на развитие логического мышления, игра.

Планируемые образовательные результаты:

умение выступать перед аудиторией сверстников, умение взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;

умение определять цели предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме;

умение создавать устный и письменный текст с учётом замысла и ситуации  общения;

умение проводить морфологический разбор имени существительного;

воспитание уважительного отношения к русскому языку.

Оборудование: мини-проекты учащихся, презентация

Ход урока:

I. Организационная часть (создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности).

- Прозвенел звонок наш в срок.

Вы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё  в порядке?

Учебник Разумовской и тетрадка?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

II. Мотивирование к учебной деятельности (на экран проецируется изображение сказочного государства).

- Ребята,  вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительной стране, которая называется  Морфология. В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы сегодня и отправимся. Запишите тему нашего урока: «Имя существительное – часть речи удивительная».

- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? Предположите, какие задания мы будем сегодня выполнять?

- А с какими трудностями мы можем встретиться в гостях у имени существительного?

- Я надеюсь, что на уроке вы будете внимательными и активными, потому что все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: «Чем меня удивило имя существительное? »

ІІІ. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания (защита мини-проектов).

- Того, к кому мы идем в гости, нужно обязательно знать в лицо. В качестве домашнего задания вам было предложено представить себе имя существительное и нарисовать его портрет. У кого получилось? Предлагаю вам сформулировать требования к защите творческой работы, которые помогут оценить работу.

1. Речь должна быть….(понятной, связной, грамотной, убедительной, аргументированной, эмоциональной).

2. Рисунок должен быть….(яркий, соответствующий теме, креативный, интересный).

Ребята защищают свои проекты-рисунки. Выявляют лучшие работы на основе требований к защите творческой работы,  аргументируют ответы.

IV. Организация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Практикум.

- В ходе выполнения заданий в тетради я прошу каждого из вас, ребята, на полях фиксировать особыми знаками свои достижения и недочёты:

+ я дал правильный ответ,

? я почти верно ответил,

- мне не удалось верно ответить

Такая работа поможет вам в  конце урока проанализировать эти знаки, оценить свои знания по данной теме.

1) Определение роли существительных в речи (на экран проецируется изображение морского пейзажа).

- Прочитайте данный текст:

Море. Солнце.

Песок. Ветерок.

Чайка летает.

Волна играет.

Купанье. Веселье.

Смех. Умиротворенье.

- Выпишите имена существительные, определив их склонение. Для чего они необходимы в данном стихотворении?

- Какое средство языковой выразительности вы встретили в тексте? Какое из записанных вами имён существительных можно исключить, по какому признаку?

 - А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные?  ( Проверка ответов по образцу).

2) Упражнение «Докажи»: как различить одушевленные и неодушевленные существительные?

Три ученика работают у доски, определяют, какими являются существительные: снеговик, кукла, мертвец – одушевленными или неодушевленными, остальные обучающиеся работают в тетради, выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против».

3)  Игра «Четвертый лишний».

- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные? Что можно исключить?

а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа, в словах – окончание – и.

Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.

б) Умница, работяга, молодчина, зараза.

Общее: существительные общего рода.

Исключить: слово «зараза» характеризует отрицательное качество человека.

в) Осло, кофе, кенгуру, пони.

Общее: неизменяемые существительные мужского рода. Исключить: кофе – современный словарь допускает употребление слова кофе и как существительное среднего рода.

г) Песни, ножницы, кони, бури.

Общее: все слова во множественном числе.

Исключить: ножницы – употребляется только во множественном числе, кони – одушевленное существительное.

д) Грач..., печ..., ноч..., доч... .

Общее: существительные с шипящей на конце.

Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.

- С какой целью мы выполняли данное задание?

4) Лингвофизминутка

- Предлагаю снять напряжение и  заодно повторить изученное.

Каждому грамматическому явлению соответствует определённое движение.

1 склонение существительного – сесть, подняв руки вверх, 2 склонение -  встать, руки в стороны, 3 склонение – сесть, руки за парту,  разносклоняемые существительные -  встать, хлопок руками над головой, несклоняемые  существительные – встать и присесть (на экране проецируется порядок движений).

 Слова для лингвофизминутки:  меню, мудрость, возле дач, бандероль,  лосось, ковыль, пламя, кенгуру, путь, молодёжь.

5) Творческая работа: работа в группах. Определение синтаксической роли существительных (на экран проецируются фотографии с известными местами, зданиями города).

- Существительные помогают найти нужные учреждения, магазины, выбрать книгу, правильно написать адрес. Какие это существительные? Чем они отличаются от нарицательных имён существительных?

- Перед вами несколько фотографий с видами нашего города. Сделаем под ними подписи. Составляя предложения, не забывайте употреблять имена собственные, затем определите синтаксическую роль данных слов в предложении (каждая группа работает со своими фотографиями).

6) Закрепление умения выполнять морфологический разбор (самостоятельная работа).

- Ребята, поскольку существительные являются жителями страны Морфология, предлагаю вам составить паспорт  этой части речи, взяв за основу  план морфологического разбора. Слово вы можете взять из предложения творческой работы.

На экран проецируется слайд:

Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное - неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________.

V. Проверка полученных результатов. Ученики фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.

VI. Рефлексия

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

VII. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра на тему: «Чем меня удивило имя существительное?»

Используемые источники:

1. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки.- М.: Дрофа, 2006.

2. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя.- М.: «Наука/Интерпереодика», 2000.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка 8 класс

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе

Людмила Юрьевна Цей # 2 марта 2014 в 20:26 +3
Учитель рационально отбирает ЭОР, соответствующие содержанию программного материала. Учитель видит и раскрывает связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются. Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведенному на изучение темы. Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, с которыми он работает. Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.
Любовь Сергеевна Резанова # 1 мая 2014 в 20:58 0
Прекрасная разработка. Отлично виден коммуникативно-деятельностный подход. Спасибо!
Ирина Александровна Пономарева # 27 мая 2014 в 19:32 0
Конспект урока методически грамотный. Логичны все этапы урока. Задания интересные и соответствуют возрастным особенностям. Очень высокая плотность. Наверное, урок прошел на одном дыхании! Спасибо!
Надежда Михайловна Светлова # 26 июля 2014 в 22:50 +2
Пятиклассники любят играть, учиться играючи им легче! Этот урок как раз и принадлежит к тем, которые в игровой форме дают полезные, нужные знания, причём дети принимают деятельное участие во всех видах работы. Физкультминутка - и та несёт учебную нагрузку! Понравилась работа с фотографиями родного города.Насыщенный урок! Хорошая тема для домашнего сочинения: "Чем меня удивило имя существительное". Спасибо, с интересом читала и многим воспользуюсь!
Анна Александровна Карева # 16 октября 2014 в 18:52 0
Очень понравилась защита проектов, сейчас это очень актуально!
Лариса Викторовна Яковлева # 30 октября 2014 в 13:03 0
класс!
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 31 октября 2014 в 17:32 +2
Интересный урок. различные формы работы помогают учащимся хорошо усвоить данный материал. Понравилась защита проектов, практикум с особыми отметками в тетрадях, различные игры. Все это помогает достичь поставленных целей и задач. думаю, в моей работе все это пригодится. спасибо
Ирина Александровна Дингес # 23 ноября 2014 в 10:53 0
Мне ваш урок понравился. возьму для себя при изучении имени существительного. Хорошо продуманы этапы и структура урока. Спасибо.
Надежда Николаевна Николькина # 25 ноября 2014 в 19:12 +1
Урок построен с соблюдением основных требований ФГОС. Все этапы урока продуманы, разнообразные виды работ. Учащиеся работают индивидуально и в группах, присутствует самооценка. Очень интересные задания, побуждающие учеников думать и рассуждать.
Алла Алексеевна Полякова # 31 января 2015 в 18:10 0
Хороший урок. Построен по всем требованиям ФГОС. Обязательно возьму себе на заметку.
Наталия Ивановна Петрова # 7 февраля 2015 в 13:09 +2
Конспект урока составлен методически верно. Все этапы урока последовательны, логично меняют друг друга. Задания интересные и соответствуют возрастным особенностям. Мотивация урока (путешествие по сказочной стране) побуждает детей к активной деятельности и желанию работать на уроке. Жаль, что нет фото.
Ольга Валерьевна Прохорова # 15 апреля 2015 в 16:59 +1
Мне понравился урок Ситниковой Виктории Анатольевны. Много интересных заданий. Было бы ещё лучше, если бы к вопросам давались ответы детей. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Но мне кажется, что он настолько "плотный", что можно не успеть всё выполнить. Спасибо.
Юлия Валерьевна Косачева # 4 июля 2015 в 19:06 0
Виктория Анатольевна, спасибо за урок. Прекрасно, что ребята уже с 5 класса формируют навыки самоанализа. Разнообразные игры и упражнения необходимо использовать в работе с пятиклассниками, обязательно приму их в свою методическую копилку. Урок насыщенный, интересный, учитывает все морфологические особенности имени существительного.
Татьяна Алексеевна Евсикова # 8 сентября 2015 в 23:18 0
Огромное спасибо за урок. Очень кстати пришлось!
Анастасия Леонидовна Шилова # 5 ноября 2015 в 20:10 +1
Цель, поставленная педагогом, была достигнута. Урок соответствует духу ФГОС. Методически выверенный конспект урока является несомненным плюсом!
Дильназ Халхожаевна Сайдахметова # 7 января 2016 в 10:31 0
Урок очень интересный. Все этапы урока продуманы,есть разнообразные виды работ. Учащиеся работают индивидуально и в группах. Как раз пришлось на руку. Спасибо.
Елена Анатольевна Камаева # 25 февраля 2016 в 21:29 0
Спасибо за урок. Много интересных заданий, которые не утомляют учащихся. А работа в группах очень актуальна.
Вера Владимировна Тюрина # 27 июня 2016 в 17:41 0
Данная работа является актуальной в свете перехода на ФГОС . Автор проявил знание материала, научной литературы, сетевых ресурсов. Необходимо отметить четкость изложения материала, правильность формулирования целей, задач, выдержан научный стиль изложения материала. Учтены возрастные особенности, сложный материал изложен в доступной форме. Практическая направленность работы актуальна. Оформление работы соответствует всем требованиям. Большое спасибо за прекрасный материал!
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 14:51 0
Очень насыщенный урок! Я возьму себе на заметку. Разнообразные упражнения и формы работы на уроке способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся. Спасибо большое!
Надежда Григорьевна Новик # 25 апреля 2017 в 09:32 0
Конспект урока методически грамотный. Логичны все этапы урока. Задания интересные и соответствуют возрастным особенностям. Очень насыщенный урок! Я возьму себе на заметку.