Конкурсы

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Урок обобщающего повторения по теме «Имя существительное»

Автор: Кузьмина Валентина Федоровна, учитель русского языка и  литературы МБОУ «Золотухинская СОШ МО «Ахтубинский район»

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе

Данная разработка представляет собой урок обобщающего повторения. Для приведения знаний учеников 5 класса в определённую систему используются традиционные и нестандартные задания. Главная цель – дальнейшее осмысливание, более глубокое усвоение изученного материала. Рабочие материалы могут быть использованы учителями русского языка.

Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное».

Цели:

1) систематизация и обобщение полученных знаний, выявление и корректирование пробелов у учащихся по данной теме;

2) развитие логического мышления, умения осуществлять группировку, строить рассуждение;

3) воспитание  интереса к изучению предмета у учащихся.

Ход урока

I. Сообщение учителем темы, цели урока.

На доску проецируется эпиграф:

Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, - вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

П. Чесноков

- Определите, о какой части речи говорится в эпиграфе?

II. Работа по теме урока.

1) Словарный диктант (с взаимопроверкой).

В новом квартале, мягкий диван, работать по расписанию, цыгане в цирке, беспомощный птенчик, ездить на велосипеде, шелковистый листок, ароматная акация.

- Назовите существительные. Дайте определение существительного.

- Назовите существительные одушевлённые. Чем они отличаются от неодушевлённых?

- Определите склонение существительных.

- Назовите существительные, которые имеют форму предложного падежа.

- Какие окончания имеют существительные в предложном падеже 1, 2, 3 склонения?

- В чём особенность правописания таких слов, как акация?

2) Творческий диктант.

- Замените глагол однокоренным существительным по образцу:

расширять пастбища – расширение пастбищ.

Решать задачи, проверять училища, покупать лыжи, ремонтировать крыши, просмотреть передачи.

- Какой делаем вывод?

3) Лингвистическая задача.

Алюминий, впечатлений, извинений, магний, мгновений, растений.

- Укажите существительные, имеющие одинаковые окончания, охарактеризуйте грамматическое значение этих окончаний.

4) Исправьте ошибки. Как вы думаете, почему они произошли?

Чего только не было в магазине!

И сахары, и чернило, и молоки, и сметаны, и металлы, и ножница, и брюка, и очка, и цементы, и пшёны, и дрожжа, и вермишели… Всего не перечислишь!

5) Определите, как образованы существительные подосиновик, пододеяльник.

III. Развитие речи

Составление рассказа или сказки на лингвистическую тему (с использованием существительных с основой на шипящую и существительных, имеющих форму только единственного числа). Например:

Паж пошёл на верхний этаж, там нашёл большой саквояж и отнёс его в экипаж. На реке он увидел несколько барж, на мачте одной из них сидел стриж. Вокруг была необыкновенная тишь. Вдруг пробежала визгливая мышь. Пажа забила дрожь. Мышь спокойно ушла в ночь.

IV. Подведение итогов урока. Задание на дом.

Список использованной литературы

1. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. М.: Владос, 1995.

2. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы: нестандартные задания, рекомендации. Авторы-составители: Н. М. Сулицкая и др. Волгоград: Учитель, 2011.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Второстепенные члены предложения

Елена Дмитриевна Хлустикова # 4 февраля 2014 в 19:13 +1
Интересный и насыщенный работой урок! В ходе его выполнены все поставленные цели хорошо продуманы этапы .Работа по исправлению ошибок развивает мышление детей и умение контролировать написанное.Понравилась работа по развитию речи - составление рассказа на лингвистическую тему. Это сложная, но необходимая деятельность оживляет урок, когда внесены элементы игры. Спасибо за материал и удачи Вам в работе!
Оксана Анатольевна Токмакова # 19 июля 2014 в 12:32 0
Хороший конспект. Мне понравилось то ,что урок наполнен разными видами деятельности учащихся, в следствии чего дети не устают работать. Рассказ на лингвистическую тему, по моему мнению, достаточно тяжеловат для учащихся 5 класса. если бы перед этим уроком дать детям домашнее задание "запишите по 10 существительных с основой на шипящую и существительных, имеющих только форму единственного числа", тогда было бы гораздо легче. Примите мой голос +1
Анна Александровна Карева # 16 октября 2014 в 18:30 0
Достаточно объемный урок. Ученику будет интересно каждое задание, всегда очень импонирует не только отработка правила, но и работа над речью!
Марина Николаевна Салтыкова # 29 октября 2014 в 18:54 0
Очень насыщенный заданиями и разнообразными видами работы урок. На уроке будет интересно. спасибо!
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:42 0
Урока актуальный и современный.Спасибо за интересный и продуманный материал. Ребята будут заинтересованы на протяжении всего урока. Урок можно использовать в работе.
Елена Анатольевна Камаева # 13 марта 2016 в 17:48 0
Урок насыщен разнообразными заданиями, которые заставляют ребят думать.
Вера Владимировна Тюрина # 27 июня 2016 в 17:33 0
Данная работа является актуальной в свете перехода на ФГОС . Автор проявил знание материала, научной литературы, сетевых ресурсов. Необходимо отметить четкость изложения материала, правильность формулирования целей, задач, выдержан научный стиль изложения материала. Учтены возрастные особенности, сложный материал изложен в доступной форме. Практическая направленность работы актуальна. Оформление работы соответствует всем требованиям. Большое спасибо за прекрасный материал!
Вера Евгеньевна Рахматуллина # 8 августа 2016 в 10:38 0
Данная работа является актуальной и востребованной. Следует отметить четкость изложения материала, правильность формулирования целей, задач, выдержан стиль изложения материала. Учтены возрастные особенности, сложный материал изложен в доступной форме.практически ориентирован. спасибо!
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 15:03 0
Большое спасибо за интересный урок. Этот урок позволит учащимся самостоятельно мыслить и делать выводы. Понравились методические приемы, используемые на уроке. Материал содержательный, интересный.
Ольга Владимировна Волкова # 23 октября 2016 в 21:49 0
Уважаемая Валентина Федоровна! Конспект урока заслуживает внимания. Сочетание традиционных и нестандартных заданий - очень интересная задумка.Обязательно возьму на заметку и рекомендую коллегам. Спасибо за работу. Новых творческих достижений.