Урок обобщающего повторения по теме «Имя существительное»
Автор: Кузьмина Валентина Федоровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Золотухинская СОШ МО «Ахтубинский район»
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе
Данная разработка представляет собой урок обобщающего повторения. Для приведения знаний учеников 5 класса в определённую систему используются традиционные и нестандартные задания. Главная цель – дальнейшее осмысливание, более глубокое усвоение изученного материала. Рабочие материалы могут быть использованы учителями русского языка.
Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное».
Цели:
1) систематизация и обобщение полученных знаний, выявление и корректирование пробелов у учащихся по данной теме;
2) развитие логического мышления, умения осуществлять группировку, строить рассуждение;
3) воспитание интереса к изучению предмета у учащихся.
Ход урока
I. Сообщение учителем темы, цели урока.
На доску проецируется эпиграф:
Я в языке одни предметы называю,
Запомните, друзья, - вот главный мой секрет:
Когда процесс и признак я обозначаю,
То их всегда вам представляю как предмет.
П. Чесноков
- Определите, о какой части речи говорится в эпиграфе?
II. Работа по теме урока.
1) Словарный диктант (с взаимопроверкой).
В новом квартале, мягкий диван, работать по расписанию, цыгане в цирке, беспомощный птенчик, ездить на велосипеде, шелковистый листок, ароматная акация.
- Назовите существительные. Дайте определение существительного.
- Назовите существительные одушевлённые. Чем они отличаются от неодушевлённых?
- Определите склонение существительных.
- Назовите существительные, которые имеют форму предложного падежа.
- Какие окончания имеют существительные в предложном падеже 1, 2, 3 склонения?
- В чём особенность правописания таких слов, как акация?
2) Творческий диктант.
- Замените глагол однокоренным существительным по образцу:
расширять пастбища – расширение пастбищ.
Решать задачи, проверять училища, покупать лыжи, ремонтировать крыши, просмотреть передачи.
- Какой делаем вывод?
3) Лингвистическая задача.
Алюминий, впечатлений, извинений, магний, мгновений, растений.
- Укажите существительные, имеющие одинаковые окончания, охарактеризуйте грамматическое значение этих окончаний.
4) Исправьте ошибки. Как вы думаете, почему они произошли?
Чего только не было в магазине!
И сахары, и чернило, и молоки, и сметаны, и металлы, и ножница, и брюка, и очка, и цементы, и пшёны, и дрожжа, и вермишели… Всего не перечислишь!
5) Определите, как образованы существительные подосиновик, пододеяльник.
III. Развитие речи
Составление рассказа или сказки на лингвистическую тему (с использованием существительных с основой на шипящую и существительных, имеющих форму только единственного числа). Например:
Паж пошёл на верхний этаж, там нашёл большой саквояж и отнёс его в экипаж. На реке он увидел несколько барж, на мачте одной из них сидел стриж. Вокруг была необыкновенная тишь. Вдруг пробежала визгливая мышь. Пажа забила дрожь. Мышь спокойно ушла в ночь.
IV. Подведение итогов урока. Задание на дом.
Список использованной литературы
1. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников. М.: Владос, 1995.
2. Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы: нестандартные задания, рекомендации. Авторы-составители: Н. М. Сулицкая и др. Волгоград: Учитель, 2011.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная
Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока русского языка в 5 классе. Второстепенные члены предложения