Методическая система учителя в период внедрения
ФГОС начального общего образования второго поколения
Автор: Матвеева Светлана Николаевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию эссе на тему: «Методическая система учителя в период внедрения ФГОС начального общего образования второго поколения». Данный материал будет полезен учителям начальных классов, начинающим работать и уже работающим по новым стандартам.
В 2011 году наша школа активно включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, для реализации ФГОС НОО был выбран УМК «Планета Знаний».
В 2012-2013 учебном году началась моя работа в 1 классе.
Проблемная методическая тема: «Методика работы над проектом младших школьников». Считаю, что данная тема актуальна в настоящее время. Ведь проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и многое другое.
На мой взгляд, самое главное то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить новые умения: универсальные учебные действия и формировать у детей мотивацию к обучению. Исходя из новых задач, которые ставит современное образование, большинству из учителей предстоит перестраивать мышление. Как мне кажется, содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Таким образом, учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Условия, создаваемые мной для реализации ООП НОО: 1. Кадровые условия. Регулярно прохожу курсы повышения квалификации с целью методической подготовки по проблеме ФГОС. Детальное изучение документов, регламентирующих деятельность ФГОС, а также нормативно-правового обеспечения. Составление рабочих программ, которые отвечают требованиям ФГОС. 2. Материально-технические условия. В начале учебного года предложила родителям своего класса одеть детей в единую школьную форму. Все родители меня поддержали. Мы организованно приобрели форму в одной из местных фабрик. В последствие чего, руководством данной организации наш класс был награждён принтером. 3. Реализовано достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися. 4. Выявление и развитие способностей обучающихся через работу кружков, организацию общественно-полезной деятельности. («ЮИДД», «Проектная деятельность»). 5. Работа с одарёнными детьми, организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно исследовательской деятельности. Работа с одарёнными детьми осуществляется в различных формах урочной и внеурочной деятельности. Это дифференцированная и индивидуальная работа с сильными учащимися по отдельным предметам, подготовка к олимпиадам, организация проектной деятельности. Участие в конкурсах и олимпиадах международного, всероссийского, городского, районного и школьного уровней.
6. Использования в образовательном процессе современных образовательных технологий.
На мой взгляд, для создания полноценных условий реализации ООП НОО необходимо обеспечить на 100% кабинеты начальных классов компьютерами и прочими техническими средствами. Преодоление – участие в конкурсах, финансирование. Ещё одна трудность, на мой взгляд, это нехватка времени у учителя. Преодоление – рациональное использование своего времени.
При подготовке к уроку и внеурочному занятию учитываю следующие принципы системно-деятельностного подхода: 1) Принцип деятельности. Стараюсь, чтобы ученики, получали знания не в готовом виде, а добывали их сами. 2) Принцип непрерывности. Обучение осуществляется преемственно, с учётом возрастных психологических особенностей развития детей. 3)Принцип целостности. У детей формируется обобщенное системное представление о мире. 4) Принцип минимакса. Предлагаю своим ученикам возможность освоения содержания образования на максимальном уровне.
5) Принцип психологической комфортности. Создаю доброжелательную атмосферу, ориентированную на реализацию идей педагогики сотрудничества, а также делаю акцент на развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности. У учащихся формируются способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества. Этот принцип присутствует наиболее чаще в моей деятельности.
У каждого предмета есть свои особенности. Системно-деятельностный подход в преподавании математики требует формирования практических умений применения теории. Моя позиция: к классу не с ответом, а с вопросом.
В целом, как мне кажется, изменения в методике произошли следующие: изменился метод обучения (с объяснительного на деятельностный); изменилась оценка результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
На своих уроках и занятиях успешно внедряю разноуровневое, дифференцированное обучение, групповую форму работы, большое внимание уделяю индивидуальной работе со слабыми учащимися, с ними же провожу дополнительные занятия по предметам. Кроме того, веду работу по здоровьесберегающим технологиям, так как здоровье детей ухудшается из года в год и моя задача сохранить его на том уровне, на котором оно было, когда ребенок пришёл в школу. Использую технологию игровых методов обучения, проблемное обучение, исследовательские методы обучения, обучение в сотрудничестве, метод проектов. Одним словом, очень стараюсь «идти в ногу со временем» в период внедрения ФГОС начального общего образования второго поколения. Хочу, чтобы моим детям было со мной интересно! Стараюсь для них!
В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Возможно, у меня ещё не всё получается идеально, но думаю я на правильном пути и всему научусь.
Рекомендуем посмотреть:
Образ идеального учителя
Эссе педагога дополнительного образования
Педагогическое эссе учителя начальных классов
Стихи об учительском труде
Похожие статьи:
Эссе учителя начальных классов. Гордое звание - учитель
Эссе о школе, 6 класс
Эссе «Мое любимое занятие», 6 класс
Эссе «У памятника воинам», 7 класс