Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рассказ по краеведению для учащихся 5-6 классов

Рассказ. Пока мы вместе – я живу
Автор: Климешина Галина Васильевна,учитель русского языка и литературы, МБОУ "ООШ№3", г. Астрахань
Данный рассказ окажется полезным для школьников 5-6 классов, изучающих краеведение, историю и литературу.
Пока мы вместе – я живу
Ватажное – красивое старинное село, раскинулось на холме и в долине Ахтубы. Оно было основано казаками Красноярской станицы и в административном отношении являлось частью этой станицы. Ватагой, ватажкой – в Нижнем Поволжье назывались ловецкие станы, пункты, куда свозилась пойманная на тонях рыба, где она первоначально обрабатывалась и солилась в огромных чанах. История, которую хочу рассказать случилась давно, ещё в прошлом веке. А много ли в ней близкого нам сейчас, решать не мне. Весна в тот год выдалась ранняя и жаркая. Павлина с самого утра шла за водой к колодцу. Поравнялся с ней Роман, парень с соседней улицы.
- Смотри, что я нашел. – Парень разжал ладонь, в ней блестела новенькая монета.- Это для тебя.
Девушка опустила глаза и улыбнулась: «Словно калым отдал»,- подумала она. Ей нравился этот простой и добрый парень, она чувствовала, что и он не равнодушен к ней. Но медлить было нельзя, отец, Гаврила Пантелеевич, очень строг. Павлина коснулась руки юноши, и вместе с монетой почувствовала тепло и радость.
В доме Абольяниных , крепких и зажиточных казаков, всегда было степенно и спокойно. Но не в этот раз. Гаврила Пантелеевич, мерил комнату широкими шагами и нервно говорил:
- Не отдам, ни за что не отдам. Мало, что беден, да ещё и не казак. Да какой это казак: ни прокормить, ни защитить семью не сумеет. А девушка слушала отца и думала: не казак, зато я казачка, и он казаком станет.
Не зря так нервничал отец, и не зря волновались родные. Знали, если Павлина решила, её уж не убедишь. Да и время было новое, советское.
В молодой семье рождались дети: сын и пять дочек. Трудно было как и всем поднимать такую большую семью. Но ни Роман, ни Павлина ни разу друг друга ни в чём не попрекнули, жалели и понимали с полуслова.
Младшей доченьке не было и двух лет, как началась война. С горькой обречённостью ждала Павлина повестки, понимала, что по-другому не будет. Романа призвали в сорок втором. Жила от письма до письма, а тут еще поняла, что скоро родится ещё один ребёнок. Зимой 43-го появился на свет сын, маленький казачок, а летом молодая мать получает письмо. « Попал в госпиталь недалеко от Сталинграда, сможешь - приезжай,» - вот какие строки сохранила память.
Конечно, она поехала, но добираться и искать мужа женщине пришлось очень долго.
Павлина нашла своего Романа, но было уже слишком поздно. Её защитник, её опора, её казак умирал. Несколько дней провела она в госпитале, помогая облегчить последние страдания мужа, а перед смертью он пришел в себя и сказал: « Ты для меня счастливая примета – пока мы вместе, я живу. Прости меня за всё».
Павлина смотрела на холодеющее и обострившееся лицо мужа, а в голове крутилась одна мысль: я хочу быть с ним, не смогу жить без него. Она не помнила, как вернулась обратно, ей не хотелось никого видеть. От страшного шага удержали только дети, которые постоянно просили есть. Бедностью в военное время никого не удивишь, и, хотя мать бралась за любую работу, семья голодала.
Трудно они жила и после войны, младший сын смог закончить только пять классов, не в чем было ходить в школу, не было никакой обуви. Так жили многие, у кого с фронта не вернулись отцы. Главное было, что война закончилась. Она такой страшной ценой доказала, кто настоящий защитник своей земли. И он, её Роман, тоже был и остался навсегда опорой и надеждой родного края, а, значит, настоящим казаком.
Много раз уж с тех пор разливалась весной Ахтуба, становясь грозной рекой. Давно уж не живут в Ватажном потомки Павлины и Романа. Но осталась в каждом из них та жилка, та любовь и преданность своей малой Родине, которая соединяет их с далёкими предками и заставляет беспокойно биться сердца.

Рекомендуем посмотреть:

Итоговое занятие элективного курса в 5 классе на тему «Мой дом-моя школа» Конспект урока по литературному краеведению 5 класс Конспект открытого внеклассного занятия по краеведению для 6-9 класса с презентацией Исследовательская работа «История моей семьи», 6 класс

Похожие статьи:

Стихи о войне для школьников

22 июня 1941 года. Сценарий Дня памяти и скорби

Проект для школьников. Родной край | Духовные традиции в древней и современной русской литературе
Опубликовано: 3553 дня назад (28 июля 2014)
Просмотров: 4329
Рубрика: Публикация
0
Голосов: 0
Светлана Николаевна Матвеева # 28 июля 2014 в 21:00 0
Уважаемая Галина! Потрясающе! Какая Вы умница! Мне очень понравилось! Спасибо Вам! Рассказ окажется весьма полезным для школьников не только 5-6 классов, а для всех людей, изучающих краеведение, историю и литературу своего родного края. Очень трогательная история, она может многому научить наших детей. А уж слова: «Ты для меня счастливая примета – пока мы вместе, я живу. Прости меня за всё» - пробрали меня до слёз... Примите искренне мой голос и пожелания творческих успехов.