Рисование осеннего пейзажа поэтапно
Мастер-класс по рисованию. Пейзаж-настроение «Поздняя осень»
Автор: Кокорина Елена Юрьевна, учитель изобразительного искусства, МОУ Славнинская средняя общеобразовательная школа, Тверская область, Торжокский район.
Назначение работы: мастер-класс по рисованию предназначен для детей от 10 лет, учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования. Рисунок можно использовать для участия в конкурсах, выставках, украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель: выполнение пейзажа на тему «Поздняя осень»
Задачи:
развивать представление о том, что через подбор красок можно передавать в рисунке определенную погоду и настроение, характерные для дождливой поздней осени;
формировать навыки влажного тонирования бумаги акварелью;
воспитывать интерес к пейзажной живописи и к самому процессу рисования.
Для работы нам понадобятся: альбомный лист, акварель, стаканчик для воды, кисточки различной толщины и жесткости (белка или пони № 4, №2; щетина № 8), восковые карандаши.
Все дождь и дождь. Повсюду лужи,
На землю с крыш потоки льют.
Что день, то пасмурней и хуже,
И от осенней острой стужи
Не знаешь, где найти приют.
Все дождь и дождь… увяли розы,
Цветы озябли, не цветут,
И на деревьях только слезы…
Еще неделька – и морозы
К нам грозно с севера придут. (М. П. Чехов)
Поздняя осень. Многие считают это время скучным, грустным и печальным. Наверное, так и есть. Обычно в этот период льют бесконечные дожди, почти не выходит солнце, не поют птицы, дни выглядят серыми, начинает раньше темнеть. Деревья стоят уже совсем голые, листья облетели. Небо нависает низко серыми тучами. Но и поздней осенью бывают очень приятные дни. Вдруг прекращается дождь и немного теплеет, над землей клубится туман. Дышится легко…
Сегодня я предлагаю нарисовать пейзаж, который передает настроение поздней осени, о которой нам поведал в своих стихах Александр Сергеевич Пушкин:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет…
Для рисунка возьмем тонированный картон серо-голубого оттенка. Черным восковым карандашом нарисуем основу нашего пейзажа.
Начнем с дерева. Нарисуем ствол и ветки.
Наметим линию горизонта.
Нарисуем дом.
Вокруг дома, забор.
Прорисуем детали дома: окна, крышу.
На ветках деревьев нарисуем несколько крупных листочков.
Нам земле также добавим несколько листочков, а на переднем плане – небольшую лужу.
На небе прорисуем тучи.
Этап второй: акварельными красками закрашиваем рисунок.
Начнем с заливки фона. Чтобы получить размытые тона используем прием тонирования бумаги по-сырому.
Хочу напомнить вам прием тонирования по-сырому. Лист бумаги смачиваем водой широкими мазками широкой кисточкой. Потом по мокрому листу наносим краску нужного нам цвета и подходящую данному колориту рисунка. Наносим так, чтобы границы краски соприкасались, даже слегка заходили друг на друга. Так одним цветом можно выделить землю, а другим небо, и граница между ними, получается размыта.
При рисовании хмурой, дождливой, пасмурной погоды будем использовать серую, черную, фиолетовую, коричневую, темно-синюю… гамму красок.
Для заливки неба будем использовать фиолетовую акварель, лазурь железную и ультрамарин.
Закрашиваем ствол дерева. Для этого берем черную акварель, умбру натуральную и сепию.
Заливаем нижнюю часть рисунка. Для осенней пожухлой травы используем умбру натуральную и сиену жженную.
Закрашиваем дом. Для стен используем охру золотистую и сиену натуральную; для крыши – краплак красный темный и сепию.
Делаем прорисовку заднего плана. Для этого возьмем кисть с жесткой щетиной и методом «тычка» нарисуем деревья.
Короткими штрихами задаем текстуру травинок на переднем плане.
Охрой золотистой закрасим листья на дереве и на траве.
Черной краской оттеним листву деревьев и подчеркнем текстуру ствола ближнего дерева.
Для лужи возьмем те же краски, что и для неба: фиолетовую акварель, лазурь железную и ультрамарин.
На этом можно и закончить рисунок, но я предлагаю
третий этап: прорисовать детали рисунка восковыми карандашами.
Черным восковым карандашом подчеркнем серые тучи.
Вводим черный, темно-синий и фиолетовый карандаши в верхней части неба. Штрихи кладем горизонтально, легко. Подчеркивая, а не перекрывая текстуру краски.
Черным карандашом подчеркнем ствол и ветви дерева.
Введем темно-зеленый карандаш в траву.
Желтым карандашом подчеркнем тени на стенах дома.
Посмотрев внимательно на рисунок, видим, что не хватает листвы на дереве. Поэтому берем кисть с жесткой щетиной и охру золотистую и, методом «тычка» наносим краску на крону дерева и под деревом.
Теперь работа закончена, можно вставить ее в рамку.
Осень поздняя настала,
Пролилось дождей немало,
И трава от них намокла,
Порыжела и поблёкла.
Уронив все листья-слёзы,
Стали голыми берёзы.
Заметался ветер в роще –
Нет листвы, деревья тощи, -
И без лишних разговоров
Он умчался за пригорок,
Словно в роще вовсе не был.
Облака заткали небо
Светло-сизой пеленою.
Кое-где лишь синевою
Небо через них порвётся,
Но вновь облаком заткётся.
Скоро с севера с ветрами,
С утренними холодами,
В белоснежной колеснице
Зимушка сюда примчится. (Иван Есаулков)
Творческих вам успехов!
Рекомендуем посмотреть:
Урок рисования для детей от 6 лет на тему: Осень
Рисование осеннего панно своими руками
Урок рисования на тему Осень для подготовительной группы детского сада
Рисование осеннего натюрморта в детском саду