Сценарий спортивно – познавательного (интеллектуального) развлечения для детей 4 – 5 лет «Для здоровья нам нужна чистота!»
Автор: Коренькова Наталья Владимировна, инструктор по физической культуре МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик», пгт. Тяжинский, Кемеровской области.
Чистота - залог здоровья,
Чистота нужна везде;
В саду, дома, на работе,
И на суше, и в воде.
Эту бесспорную истину знают даже самые маленькие дети. Несомненный помощник и подсказчик детей всех возрастов, конечно же, самый главный и самый чистый, кто? Верно, Мойдодыр! Интересен и актуален в любом возрасте. Не одно поколение мамочек именно с этим героем приучали детей к чистоте и порядку, научали гигиене и чистоте. Вашему вниманию предлагаю еще один, надеюсь, интересный способ формирования у детей понимания того, что чистота нам нужна для здоровья.
Без участия знаменитого начальника, но с присутствием всем знакомых героев животного мира.
Предлагаемый сценарий предназначен для использования в деятельности с детьми от 4 лет, но и 3-х летки могут справиться с заданиями в конце учебного года, или на летних каникулах.
В воспитательно – образовательной работе с детьми может быть использован как развлечение интегрированного характера, проведенное инструктором по физической культуре самостоятельно, или совместно с педагогом группы.
В нашем детском саду имеется успешная практика, когда НОД или развлечение, реализующие задачи нескольких образовательных областей проводят два педагога.
В данной публикации представлен целостный сценарий спортивного развлечения, с реализацией задач Образовательной Области Физическая культура, Здоровье и Познание, и интеграцией ряда Образовательных Областей.
Сценарий был реализован мною как итоговое мероприятие в конце месяца.
Мероприятие рекомендуется проводить в первой половине дня, предшествуя деятельности по художественному творчеству, потому что сюрпризами для детей по итогу сценария являются картинки – раскраски с изображениями по теме развлечения.
Таким образом, мы обеспечим тематическое продолжение мероприятия и закрепление пройденного материала через художественное творчество, и затем – рассказывание по картинкам.
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через реализацию двигательной активности детей.
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать умения детей в выполнении знакомых, разученных ранее упражнений и цикличных движений под музыку;
- приучать к выполнению действий по сигналу;
- закреплять умение выполнять ведущую роль в подвижной игре, осоз¬нанно относиться к выполнению правил игры.
Развивающие:
- развивать интерес детей к двигательной активности;
- развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в двигательной де¬ятельности;
- развивать физические качества: гибкость, ловкость, быстроту, выносливость и др.
- развивать умение играть в игры, способству¬ющие совершенствованию основных движений;
- развивать двигательное воображение детей.
Воспитывающие:
- воспитывать общую культуру поведения детей;
- воспитывать у детей желание помогать другим;
- воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.
Интеграция образовательных областей:
Социализация - Игровые действия в коллективе сверстников, под руководством педагога - Приучать детей к самостоятельному выполнению правил игры.Развивать творческие способности детей в играх.Развивать умение разыгрывать несложные игровые сюжеты по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения в образ известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
Здоровье - Игровые и имитационные движения в ходе всех частей мероприятия - Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
Коммуникация- Речевое общение в игровых ситуациях -Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.Способствовать развитию любознательности. Помогать детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.
Чтение художественной литературы - Чтение, рассказывание стихотворное сопровождение игр и упражнений- Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Познание-Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей-Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Музыка- Слушание и музыкально-ритмические, игровые движения, упражнения имитационного характера под музыку. Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
Безопасность-Игровые действия всей группой, предусматривающие передвижение в помещении - Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем.
Материалы и атрибуты:
- большие мягкие игрушки: заяц, ёжик, медведь, собака
(выполнять действия и диалоги за персонажей будет педагог - воспитатель группы);
-схематическое обозначение станций: 1. Станция «Вкусная» - изображение зайчика с корзинкой вкусных лакомств, 2. Станция «Загадочная» - изображение гигиенических принадлежностей, 3. Станция «Экологическая», изображение медведя в лесу, 4. Станция «Овощная» - изображение собаки огорода, овощей;
- две корзинки для игры «Вредное - полезное»;
- набор продуктов (картинки или раздаточный материал, игрушки) вредных и полезных для здоровья (по выбору педагога);
-мешочки с песком по количеству детей (или по 1 на двух детей);
- «мусор» для станции «Экологической» (мячики, шишки, мятая бумага, мягкие снежки и т.п.);
- обручи по количеству детей;
- угощения или подарки для детей, письмо от лесных жителей с благодарностью.
Предварительная работа:
-беседы воспитателя с детьми о здоровом образе жизни, вредных и полезных для здоровья продуктах;
- подбор инструктором подвижных игр, упражнений для игр с выбранными животными, согласно сценарию;
- разработка (и/или подбор) общеразвивающих упражнений;
-
подбор музыкального сопровождения для упражнений и игр:
• Музыкальное сопровождение для разминки «По зимним дорожкам» («Вот зима, кругом бело, много снега намело», автор слов и исполнитель Ирина Петровна Парахневич.);
• Музыкальное сопровождение для выполнения игры с зайчиком «1, 2, 3, 4, 5, негде зайчику скакать».
• Музыкальное сопровождение для игры «Санитары леса», любая веселая мелодия, небольшой отрывок;
• Музыкальное сопровождение для игры с медведем «Дедушко - медведушко»;
• Музыкальное сопровождение для игры «Займи свое место на грядке», веселая мелодия;
• Медленная музыка (короткий отрывок) для дыхательного упражнения и релаксации.
Ход мероприятия:
Под спокойную музыку дети входят в зал.
Ведущий (инструктор по физической культуре): Ребята, мы с вами живем в небольшом поселке, и поэтому каждому из нас хочется посмотреть на другие населенные пункты – поселки, города, и даже страны! На наших занятиях мы с вами уже совершали несколько путешествий, только в города и страны волшебные, которые есть только на сказочных картах. Но это было очень интересно, весело и полезно!
Сегодня я приглашаю вас в еще одно увлекательное и сказочное путешествие. В волшебный и полезный город. Он носит название город Чистоты и Здоровья, и посетить его разрешается лишь тем, кто всегда чист, опрятен, здоров и весел. А отправляемся мы прямо сейчас! Нас ждет несколько остановок, название которых будет изображено на картинках.
Станции:
1. Станция «Вкусная»
2. Станция «Загадочная»
3. Станция «Экологическая»
4. Станция «Овощная»
Ведущий: Путешествие наше начинается на зимних дорожках.
Разминка. «Вот зима, кругом бело» (текст и задания – Приложение 1).
Ведущий: Приготовьтесь, ждет игра, в путешествие пора.
Новым играм старт даем, в путешествие идем.
Дети вместе подходят к первой станции.
1. Станция «Вкусная»
Детей встречает Зайчик (плачет).
Ведущий: Здравствуй, Зайка, что случилось? Почему ты так горько плачешь?
Зайка: У меня зубки болят, а все из-за мамы! (продолжает хныкать).
Ведущий: Мама же самый добрый человек на свете, почему ты из – за нее плачешь?
Зайка: Она меня обманула, сказала, что для того, чтобы быть здоровым и сильным надо витамины кушать… Вот я и кушал шоколад, конфетки, варенье, а еще вкуснющий витаминный мармелад.
Ведущий: Ой, Зайчик, кажется мне, что ты что-то напутал. Ребята, как вы думаете, правильные ли продукты кушал Зайка? А почему у него заболели зубы? Какие продукты ему надо было кушать?
(замечает корзину с продуктами). Зайчик, а что это за корзина там у тебя?
Зайка: Там лежат витаминные продукты
(подносит корзину).
Ведущий: Ребята, ну-ка загляните в корзину, все ли продукты полезные? Может, поможем Зайчику и выберем ему полезные продукты, в которых есть витамины, о которых как раз мама ему и говорила.
Игра «Полезно – вредно».
Корзина с продуктами (картофель, морковь, шоколад и т.д.). Дети раскладывают эти продукты в две корзины (полезные и вредные).
Зайка: Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли. У меня даже зубки перестали болеть.
Ведущий: Ребята, предлагаю еще напомнить Зайчику одну важную вещь про здоровье и чистоту. Что нужно делать перед едой?
(ответы детей)
Зайка: Вот точно, теперь я вспомнил, что мама и об этом мне говорила, руки нужно с мылом мыть, чтоб чистым и здоровым быть! За такое доброе дело, предлагаю вам поиграть!
Игра «1, 2, 3, 4, 5 негде зайчику скакать» (текст – Приложение 2).
Зайка: Спасибо, ребята, весело было с вами, и много полезного узнал! Счастливого вам пути!
Дети вместе с инструктором физического воспитания идут ко второй станции.
2. Станция «Загадочная»
Детей встречает Ёжик (кряхтит, охает, весь сгорбился).
Ведущий: Здравствуй, Ёжик, что с тобою случилось, колюченький?
Ёжик: Ай не знаю, плохо мне, тяжко мне, больно мне. Я готовился к зиме, собирал запасы, устал очень сильно, а особенно спинка моя. Вы мне, ребята помогите, спинку мне распрямите.
Ведущий: Что ж, попробуем помочь
(протягивает Ёжику набивной мешочек).
Ёжик: нет, ребята, спасибо, запасов я приготовил достаточно, не нужны мне ваши гостинцы
(рассматривает мешочек).
Ведущий: Ну зачем же отказываешься, друг лесной?! Сейчас ребята тебе покажут, что нужно с мешочками делать, чтобы спинка была прямая, осанка красивая
(дети кладут мешочки на голову и ходят, держа спинку прямо, подняв подбородок).
Ёжик: Что за чудеса - чудесные?!
(стоит прямо). Да вы никак волшебники, расскажите про свое колдовство.
Ведущий: Мы не волшебники. Но здоровым и красивым будет тот, кто занимается чем, ребята?
(спортом, физкультурой, делает зарядку). Сейчас мы тебя научим зарядку делать.
Упражнение на развитие координации речи с движением.
«ЗАРЯДКА»
Каждый день по утрам делаем зарядку. - наклоны головы влево-вправо
Очень нравится нам делать по порядку: - хлопки в ладоши
Весело шагать, - шаг на месте
Руки поднимать, - поднять и опустить руки
Приседать и вставать, - два приседания
Прыгать и скакать. - прыжки на месте
Ёжик: Ну, раз вы такие умницы, тогда попробуйте разгадать мои загадки!
Загадки
Ускользает как живое, Лёг в карман и караулю –
Но не выпущу его я, Рёву, плаксу и грязнулю.
Белой пеной пенится Им утру потоки слёз,
Руки мыть не пенится
(мыло) Не забуду и про нос
(носовой платок)
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит
(зубная щетка)
Ёжик: Ай да молодцы. А расскажите мне еще, для чего все мои отгадки – предметы нужны?
(ответы детей). Вот уж точно молодцы, ребята! Желаю вам здоровья, и доброго пути!
Ведущий: Попрощаемся с Ёжиком, пора нам продолжать свой путь.
Дети вместе идут к третьей станции.
3. Станция «Экологическая»
Детей встречает медведь (тяжело охает и вздыхает).
Ведущий: Здравствуй, Мишенька -медведь, что вздыхаешь так тяжело, почему еще не в берлоге, не спишь?
Медведь: вот я охаю, вздыхаю, делать что теперь не знаю! Посмотрите вы кругом, ведь в лесу все кверху дном!
Ведущий: незадача…ну и ну. Кто ж виновен, не пойму?
Медведь: мне теперь уж не до сна…скоро вон уже весна, может вы, друзья – ребята мне поможете? А?
Ведущий: Не расстраивайся, Миша, мы обязательно тебе поможем. Ребята, собирайтесь, не ленитесь, на подмогу становитесь! Чтобы поскорее Мишка спать отправился в берлогу!
Игра «Санитары леса».
Дети собирают «мусор» в корзины.
Медведь: Молодцы, ребята, быстро справились, очень мне помогли. Сразу видно, что вы любите чистоту. Может мне подскажете, что нужно делать, чтобы быть чистым и опрятным
(ответы детей: чистить зубы, мыть с мылом лицо, руки, уши, следить за чистотой одежды). Спасибо вам за полезные советы. За такие полезные знания научу вас игре одной.
Игра «Дедушко - медведушко».
Цель включения игры в занятие: развитие и закрепление умения детей бегать по залу врассыпную.
Медведь садится «на пенёк», а дети, находясь за обозначенной чертой, обращаются к медведю:
Дети: Дедушко - медведушко, пусти нас ночевать!
Медведь: Недолго, недолго, не до вечера.
Дети: Дедушко - медведушко, пусти нас в баньку попариться!
Медведь: Подите, да баню не сожгите!
Дети (кричат): Горит! Горит!
Затем медведь ловит детей, которые бегают врассыпную по залу..
Ведущий: Спасибо, медведушко, весело было играть с тобой! Попрощаемся с медведем и дальше пойдем. Очень уж мне интересно, кого еще мы можем встретить в этом городе Чистоты и Здоровья.
Дети вместе идут к четвертой станции.
4. Станция «Овощная»
Детей встречает собака.
Ведущий: Здравствуйте, а вы кто и что тут делаете?
Собака: Я – лохматый пес - Барбос, стою и охраняю огород.
Ведущий: Какой огород, ведь тут ничего не растет?!
Собака: Знаю что не растет, только не пойму, почему?
Ведущий: Ребята, расскажите Барбосу, почему ничего не растет на огороде в это время года?
(ответы детей).
Собака: а какие овощи растут на огороде, вы знаете?
(ответы детей)
Ведущий: ребята, нужно Барбосу еще напомнить о том, что овощи нельзя есть сразу с грядки. Расскажите, почему нельзя, и что нужно сделать?
(ответы детей)
Собака: вот спасибо, вам, ребята, буду теперь знать, что зимой можно не охранять огород. А своего хозяина с немытыми овощами за стол не буду пускать. За то, что вы мне столько полезного рассказали, предлагаю вам поиграть!
Игра «Займи место на грядке».
Дети занимают места на «грядке» (обручи). Звучит музыка, дети бегают по площадке, музыка останавливается – дети занимают места в обруче. Барбос следит за тем, чтобы все овощи заняли свои места.
Ведущий: Спасибо тебе за игру, Барбос. А наше путешествие по городу Чистоты и Здоровья подошло к концу. Мы сделали очень много добрых дел: помогли Зайчику выбрать полезные продукты, научили Ёжика делать зарядку, очистили лес от мусора, рассказали Барбосу о зиме, о пользе овощей… Много сил потратили на все это и теперь нам нужно отдохнуть, набраться сил.
Проводится релаксационное упражнение «Сказка»:
Мы помашем крыльями,
Мы как будто птицы.
А когда уснём мы,
Сказка нам приснится.
Шар приснится голубой
И мишутка маленький,
Фантастический герой
И цветочек аленький.
У ребяток глазки закрываются,
Все чудесно расслабляются…
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Ведущий: Ребята, благодарю вас за такое интересное и полезное путешествие!
Пока мы с вами отдыхали, все звери, которым мы помогли в нашем путешествии приготовили нам подарок! Он в этой корзинке… Предлагаю пройти в группу, и рассмотреть наши подарки!
(
Дети поднимаются в группу, переодеваются и рассматривают подарки).
В корзинку рекомендуется положить овощи, фрукты, витамины или т.п. по количеству детей, письмо с благодарностью от лесных жителей с непременным указанием того, что дети рассказали им о том, что для здоровья важна и нужна чистота!
Для практической деятельности и закрепления материала предлагаю использовать картинки раскраски по теме развлечения, тоже вложить в корзинку.
Приложение 1.
«Вот зима, кругом бело»
(автор музыки и слов Парахневич И.П., адаптация авторская).
Вот зима, кругом бело,
Много снега намело,
Впереди сугробы, поднимайте ноги!
(ходьба с высоким подниманием колен).
Тише, тише, не шуметь.
Ведь в берлоге спит медведь!
(ходьба на внешней стороне стопы).
Вот снежинки закружились,
На дорожку опустились.
(медленное кружение в обе стороны, вращение кистями рук, приседание).
А вот и наши зайки, зайки побегайки
(различные виды прыжков).
Лисичка зайку догоняла, вот как хвостиком виляла.
(ходьба по залу с имитацией грациозных движений лисы).
А теперь поторопитесь, скорее в саночки садитесь!
(движение подскоками и легким бегом по кругу).
На полянке все собрались, веселились и смеялись!
(перестроение в круг).
Приложение №2.
Игра «1, 2, 3, 4, 5 негде зайчику скакать»
Дети вместе с педагогом:
Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчику скакать.
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты.
Прячься, заинька, и ты!
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся – иди!
Появляется волк:
Я лохматый серый волк,
Я в зайчишках знаю толк!
Все они прыг да скок,
Попадут мне на зубок!
У, нет никого…
Спрячусь за куст, подожду…
Дети вместе с педагогом:
Зайки скачут
Прыг-скок, прыг-скок!
Да на беленький снежок,
Приседают, кушают, осторожно слушают,
Не идет ли волк…
(Волк гонится за детьми, но только играет, а не ловит).
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий спортивного развлечения «Весёлые старты» в средней группе
Сценарий развлечения в средней группе ДОУ
Конспект развлечения в средней группе «Домашние животные»
Сценарий развлечения ко Дню земли для средней группы детского сада
Похожие статьи:
Сценарий спортивного игрового занятия в средней группе по теме «Здравствуй осень»
Сценарий спортивного развлечения для младших дошкольников
Конспект развлечения по ПДД в средней группе детского сада
Сценарий тематического вечера - развлечения для средней группы «Как цыпленок маму искал»
Сценарий тематического развлечения в средней группе ко Дню космонавтики