Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект для детей средней группы ДОУ. Народная игрушка

Проект в детском саду на тему "Народная игрушка – средство взаимодействия с семьей дошкольников"
В детском возрасте формируются жизненно важные навыки и умения, создается фундамент духовно-нравственного воспитания ребенка, его любовь к своей родине, ее истории.

Семья, как многогранная система имеет огромное значение для формирования основ духовного воспитания детей. Федеральный государственный образовательный стандарт ДОУ ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников, как одно из важнейших условий реализации образовательной программы. Оценивая отношение родителей к взаимодействию с образовательной организацией, следует отметить, что на первое место по значимости они ставят интеллектуальное развитие ребенка, большинство опрошенных не видят необходимости в планомерной совместной духовно-патриотической деятельности. Вместе с тем, результаты моего исследования позволяют утверждать, что традиции духовного воспитания в современной семье изучены слабо, на духовность обращается все меньше внимания у родителей, на организацию совместной деятельности, которая могла бы больше сблизить родителей и детей.

Чтобы повысить заинтересованность их в благополучном развитии и воспитании ребенка, активизировать родителей в организации совместной деятельности со своими детьми, приобщить их к патриотическому воспитанию в ДОУ мы используем различные средства, в частности, народные игрушки.

Народные игрушки – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждой эпохи, у каждого этноса, у любого поколения есть свои любимые игрушки. В них отражен образ жизни людей, их быт, традиции. Они воспитывают стремление к взаимопомощи, организованность, творческие способности, инициативу. Игры с народными куклами сопряжены с большим эмоциональным подъемом, радостью и у взрослых и у детей.

Цель данной работы:
Установить партнерские отношения с семьей воспитанников, используя народные игрушки.

Исходя из цели были сформированы задачи:
1. Воспитывать у детей и взрослых интерес к народной игрушке.
2. Познакомить родителей и детей с многообразием народных игрушек, расширить круг знаний и умений по их изготовлению.
3. Вызывать у детей и взрослых эмоционально-положительное настроение в процессе совместного изготовлений кукол;
4. Способствовать формированию у родителей потребности в организации игр с детьми в кругу семьи;
5. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
6. Повышение компетентности родителей при выборе игрушек.

Этапы работы над решением данной проблемы
1 этап подготовительный
На этом этапе было проведено анкетирование родителей. Цель: выяснить знания о народной игрушке, о значение ее в воспитание ребенка.
Родителям были предложены анкеты на тему «Как мы играем с ребенком» и «Игрушки в жизни малыша». Анализ анкетирования показал, что современный родитель ориентирован на игрушки западных стран. Они приобретают игрушки по желанию и требованию своих детей. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши предки. Всего 5 % родителей приобретают народные игрушки (матрешки, дудочки, свистульки), никто из родителей не изготавливает игрушки сам для своего ребенка, многие отметили что у них нет знаний и фантазии для изготовления игрушек самим.
В ходе наблюдений и бесед было выявлено, что:
Высокий уровень знания о народной игрушке и имеют всего 5% родителей. Они используют в воспитании и развитие своих детей народную игрушку
Средний уровень имеют 50%. Родители знают о народных игрушках, но их значимость для развития ребенка не используют.
Низкий уровень 45%. Родители приблизительно знают о народных игрушках.

2 этап проекта
Практический этап, который направлен на реализацию поставленной цели и задач, я начала с проблемной ситуации: «Из группы пропали все куклы». Возник вопрос «Во что играть? И где взять их?». Дети предлагали разные варианты ответов:
- купить.
- принести из дома
- попросить у других
- попросить сделать родителей или сделать самим.
Мы остановились на варианте сделать куклы самим и попросить помощи у мам и пап. На этом этапе были подключены родителей. Здесь я столкнулась с проблемой. Родители неохотно откликнулись на нашу просьбу о помощи. Для того чтобы привлечь родителей, заинтересовать их, я заинтересовала данной темой детей. Совместно с детьми мы для родных людей стали делать подарки в виде кукол. Нами были сделаны такие куклы:
• Одарок на подарок
• бабочки
• мартинички
• кукла-колокольчик
• ангелы- хранители и др.

Когда дети дарили свои подарки, то рассказывали и истории связанные с этими куклами. Видя радость, энтузиазм, огромный интерес детей, к данной теме родители тоже стали интересоваться народной игрушкой.

Я их привлекла к пополнению уголка по знакомству с народным творчеством. Родители оказали помощь в изготовлении альбома «Моя любимая игрушка».

Для мам мной были организованы мастер-классы по изготовлению тряпичных куколок. Зная занятость родителей, мастер классы я проводила совместно с родителями и детьми сразу, или пока ребенок собирался домой, мы с мамой делали для него куколку, которую потом ребенок получал в подарок.

Для того чтобы сблизить родителей и детей, мной были организованы совместные игры родителей и детей с использованием народных кукол.

Все это способствовало тому, что они сами стали дома вместе с детьми искать информацию о куклах, изучать истории возникновения игрушек и делать их вместе с детьми дома и приносить их в сад.

Благодаря родителям мы организовали выставка «Народная кукла».

Для родителей я изготовила также буклеты, консультации, были сделаны папки- передвижки по данной теме.

3 этап проекта.
Итоговый и заключительный этап, на котором были
1. Отслежены результаты работы;
2. Организована выставка;
3. Оформлен альбом «Моя любимая игрушка»;
4. Оформлена папка-передвижка.
5. Создан мини-музея «Народная игрушка»

В ходе реализации данной работы достигнуты определённые результаты:
1. Родители приняли участие в создании предметно – развивающей зона «Наши игрушки»;
2. сформированы устойчивые знания и интерес к происхождению куклы у родителей и детей;
3. создан устойчивый интерес к бережному отношению игрушки;
4. сделаны игрушки родителями для обыгрывания в сюжетно ролевых играх ;
5. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения мероприятий;
6. В своих играх дети стали больше использовать народную игрушку,
Уровень отношения к народной игрушке у родителей

В конце проекта низкий уровень снизился с 45% до 2%
Количество родителей, которые стали более активно использовать народную игрушку в воспитании и развитии своих детей увеличился с 5 % до 44%
Средний уровень стал 54 %, а в начале проекта был 50%

Практическая значимость заключается в том, что проанализировав работу по этой теме, можно утвердительно сказать, что перед педагогами открывается возможность попробовать свои силы в личностно-ориентированном подходе в организации воспитательно-образовательного процесса, который позволяет решить следующие задачи по развитию и воспитанию детей:
1. умение творчески подойти к любому делу;
2. развитие познавательной активности;
3. знакомство детей и родителей с народным декоративным творчеством, с национальным изобразительным и музыкальным искусством;
4. приобщение детей и родителей к народным праздникам и традициям.

Мастер-класс по изготовлению куклы Ангел
Отдельно хочу остановиться на кукле ангел-хранитель, которую мы вместе с детьми делали для родителей. Раньше матери, жены, сестры делали обереги для солдат в виде ангела или птицы, это могла быть и кукла. Ангел олицетворяет высшие силы, которые защищают бойца, оберегают от ранений и несчастий. Я предлагаю вам сейчас вместе со мной сделать такую куклу, которую вы можете подарить своим близким в качестве оберега. А также можете сделать вместе с детьми или родителями.

В центр квадратного лоскутка кладем немного ваты, складываем лоскут по диагонали и делаем голову куклы. Нить берем подлине – кукла от начала до конца перевязывается одной нитью.

Подтягиваем противоположные свободные края лоскута в стороны и, обматывая нитью крест-накрест, формируем ручки-крылья.

Сформировав ручки-крылья, перевязываем пояс куклы – и наш ангел готов! голову ангела можно украсить декоративной лентой тесьмой.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в средней группе «Грибы-грибочки» Проект в средней группе «По страницам сказов Бажова» Детский исследовательский трудовой проект «Комнатные растения». Средняя группа Летний проект по экологии для средней группы детского сада
Приобщение дошкольников 4-5 лет к русской народной культуре через технологию ознакомления с народной игрушкой
Опубликовано: 410 дней назад (13 марта 2023)
Просмотров: 518
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!