Особенности развития моторной сферы детей с речевыми нарушениями и методы коррекционного воздействия
Автор: Беркман Лариса Ивановна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 262, г. Ижевска
В современной медицине понятие «здоровье человека» определяется состоянием, когда функции всех его органов и систем уравновешены. К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми.
Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательная расторможенность и беспокойство, неустойчивость и истощаемость, отсутствие двигательных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и нескоординированные движения при выполнении различных упражнений, недостаточная координация пальцев рук. Это наиболее заметно у детей на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости.
Для гармоничного развития ребенку необходима двигательная активность, ведь чем она выше, тем интенсивнее развивается речь ребенка. В связи с тем, что формирование движений происходит при активном участии речи, сочетание речи с определенными движениями дает ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические группы.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей - один из актуальных вопросов педагогики. Не случайно коррекционную педагогику называют еще лечебной. Задача педагогов в непосредственно образовательной деятельности с детьми подобрать такие формы и методы обучения, которые целенаправленно будут стимулировать в первую очередь двигательную и речевую активность дошкольников, влиять на коррекцию речевого развития, развивать активный словарь. В детских садах компенсирующего вида для детей с нарушениями речи любое пространство и время в режимных моментах используется для решения коррекционных задач и развития психофизических процессов воспитанников. Так как нарушения речи не является первичным дефектом, работать необходимо над формированием общемоторных навыков, координации, произвольности.
Коррекцию моторного развития рекомендуется проводить на групповых и индивидуальных занятиях в форме «Веселой зарядки» через различные речедвигательные игры и упражнения. В процессе проведения таких игр, где движения сочетаются со словами, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, так как стихотворная форма всегда привлекает детей своей живописью, без специальных установок настраивает на игру, создавая благоприятный эмоциональный фон. Упражнения, входящие в комплекс, рекомендуется проводить последовательно - одно за другим, без остановок, при этом упражнения сопровождаются счетом, речитативом, звуками на вдохе и выдохе или специально подобранной музыкой.
При систематическом использовании таких игр и упражнений развивается не только мышечная активность, но и формируется тонкая артикуляционная моторика, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас. В умело подобранном несложном стихотворении, чистоговорке, скороговорке отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексико-грамматический материал. Мышечная и эмоциональная раскованность - главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.
Таким образом, создание условий для оптимального физического и нервно – психического развития обеспечивает соответствующий уровень полноценного здоровья детей.
Похожие записи:
Публикация педагогом статей в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ
Методы и приемы развития зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве у дете
Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми с нарушением речи