Методы и приемы развития зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве у детей с ТНР

Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ, Методы и приемы развития зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве у детей с тяжелыми нарушениями речи
Описание материала: Предлагаю практическую работу методы и приемы развития зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве у детей с тяжелыми нарушениями речи для работы с детьми. Данный материал будет полезен воспитателям.

Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

Использовались следующие методы и приемы:
- работа с зеркалами: «Дразнилки», «Узнай и покажи», «Покажи у соседа»
- игровые упражнения: «Что похоже, а что нет», «Найди отличия», «Ухо – нос», «Путаница», «Обведи свои ладошки», «Найди предмет»;
- чтение художественных произведений (Э. Машковская «Нос, умойся», А. Барто «Девочка чумазая», Н. Голь «Главные признаки» и т.д.);
- аппликация и лепка по темам: «Дети на прогулке», «Слепим снеговика»
- подвижные игры и оздоровительные паузы: «У жирафа», «Ладонь в ладонь», «Буратино потянулся»;

Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого человека»
- развивающие игры: «Где предмет?», «Что где», «Разноцветные кубики», «Кого загадали?», «Что снаружи, что внутри», «Слева, справа, выше, ниже – нарисуешь, как услышишь», «Расскажи, где кто живет», «Расскажи, что изменилось»;
- игры на развитие ориентировку в пространстве: «Составим план кабинета», «Расскажи, как дойти до кабинета медсестры», «Что это и где стоит предмет?», «Что ближе, что дальше?», «Что слева, что справа?» «Найди игрушку по стрелке», «Дорожные знаки», «Незнайка заблудился», «Парад».
Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
- развивающие игры: «Разложи игрушки по местам», «Что где лежит?», «Расскажи где звенит колокольчик», «Расскажи, что изменилось», «Кто слева, а кто справа», «Кто где», «Кто спереди, кто сзади», «Расскажи что далеко, а что близко для тебя», «Маша, где ты? », «Откуда голос? ».
- подвижные игры и упражнения: «Замри», «Скажи, кто где стоит?», «Чей ряд быстрее соберется», «Что вышло?», «Покажи отгадку», «Повтори и сделай правильно», «Ручейки и озера», «Игры с флажками», «Укажи верное направление», «Расставь верно», «Жмурки», «Я – робот».
- проблемные ситуации: «Войдет – ли елка в комнату», «Дом для слона», «Перевозка груза».

Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).
- упражнения: «Что изменилось? », «Найди ошибку»
для игры «Какую цифру я загадал? » (Какая цифра между 5 и 7)

На занятиях по развитию математических представлений, для ориентировки на плоскости использую игру «Муха» - дети научились находить середину, центр, верхний и нижний, правый и левый края листа.

Таким образом, результаты проведённой работы подтверждают, эффективность реализации данных методов и приемов способствуют расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволяет детям овладевать пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.

Рекомендуем посмотреть:

Проектный метод для детей с ТНР Проблемы нарушения и исправления слоговой структуры слова у детей с системными нарушениями речи Организация работы с детьми дошкольного возраста с ТНР в условиях группы компенсирующей направленнос Игровые методы и приемы в развитии речи у детей старшей группы с ТНР
Опубликовано: 99 дней назад (7 января 2025)
Просмотров: 370
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!