Из опыта работы воспитателя детского сада. Организация работы с детьми дошкольного возраста с ТНР в условиях группы компенсирующей направленности
В нашем детском саду «Мастерок» города Абакана организована группа компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи, которая обеспечивает и системный и индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений у 15-ти детей, зачисленных в эту группу психолого-медико- педагогической комиссией в 2017 учебном году.
Термином ТНР обозначаются специфические нарушения в созревании и становлении всех компонентов языковой системы (лексическо-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, просодической организации речевых высказываний), выявленные у детей при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Специалист «ведет» этих детей, знает специфику имеющихся проблем каждого из них и подбирает индивидуальную коррекционную программу для их устранения.
Цель работы группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР): комплексность коррекционного и психолого-педагогического воздействия, установление сотрудничества всех специалистов.
Задачи:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.
Группу компенсирующей направленности посещают дети старшего дошкольного возраста.
Модели взаимосвязи всех специалистов ДОУ
Коррекционно-образовательная работа в группе для детей с ТНР нашего дошкольного учреждения осуществляется под руководством учителя-логопеда, педагогов группы, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и, медицинского работника.
Учитель-логопед:
- Проводит обследование детей, составляет индивидуальные планы развития
- Проводит коррекционную работу над звукопроизношением артикуляцией (артикуляционная гимнастика), дыханием, фонематическим восприятием и слухом и т.д
- Заполняет речевых карты на каждого ребенка.
Учитель-логопед ежедневно заполняет «Тетрадь взаимодействия», где пишет определённые задания воспитателям, которые нужно выполнить с детьми. Занятия могут носить групповой, подгрупповой или индивидуальный характер.
Учитель-логопед и педагоги группы в начале учебного года обсуждают лексические темы, различные мероприятия, коррекционно-развивающие занятия с детьми, режимные моменты, которые предусмотрены АООП. Совместно разрабатывают комплексно-тематический план занятий, индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребёнка. Подбирают дидактический материал.
К коррекционным задачам педагога группы можно отнести следующее:
• закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях,
• максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов,
• автоматизация, дифференциация звуков, систематический контроль за поставленными звуками, и грамматической правильностью речи детей,
• развитие внимания и памяти – процессов тесно связанных с речью,
• совершенствование словесно-логического мышления,
• формирование речевого дыхания,
• развитие артикуляционной и мелкой моторики.[2, c. 23]
Педагог-психолог:
- Осуществляет педагогическую и диагностическую работу с детьми
- Проводит коррекционную работу с детьми входящими в группу риска
- Составляет коррекционную программу индивидуального развития ребенка
- Повышает уровень психологической компетентности педагогов
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
- Учитывает психологическое, речевое развитие при подборе материала для занятий.
- Использует элементы музыкотерапии
- Инструктор по физической культуре
- Осуществляет укрепление здоровья детей
- Совершенствует психомоторные способности дошкольников
Медицинский персонал:
- Осуществляет лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия.
В группе среди детей создана доброжелательная психологическая обстановка, где очень важно сформировать коммуникативные навыки, воспитать духовно-нравственные ценности. Все дети разные, поэтому необходимо помнить и об индивидуальном подходе к каждому ребёнку.
Таким образом, система поэтапного воздействия на детей со стороны всех участников коррекционно-развивающего процесса а также родителей позволяет направить все виды деятельности на совершенствование речевых навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедической группы. [3, c. 9]
Список источников
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР с 3 до 7 лет. Н.В. Нищева СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021
2. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Т. Б.Филичева , Т. В.Туманова Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2020.
3. Взаимодействие специалистов в работе по преодолению ОНР у дошкольников 5-7лет. В. Ф. Жесткова: Издательство «Учитель», 2016.
Рекомендуем посмотреть:
Проектный метод для детей с ТНР
Проблемы нарушения и исправления слоговой структуры слова у детей с системными нарушениями речи
Игровые методы и приемы в развитии речи у детей старшей группы с ТНР