Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие коммуникативных способностей у старших дошкольников в игровой деятельности

Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников в процессе игровой деятельности
В современном мире успешный человек должен обладать комплексом компетенций, и одной из важнейших является умение взаимодействовать с другими людьми, выстраивать коммуникацию. Это является важным условием успеха в профессиональной и личной жизни.

Однако научиться выстраивать конструктивные взаимоотношения с людьми не так просто, в идеальном варианте этому нужно учиться с детства. В связи с этим, развитие коммуникативных умений уже с дошкольного возраста является крайне актуальным. Кроме того, для ребенка старшего дошкольного возраста коммуникативные умения являются еще и основной для дальнейшей учебы в школе, когда ребенок приходит в новый коллектив и встречается с новыми обязанностями, социальными ролями.

Существует множество средств развития коммуникативных умений дошкольников, но наиболее эффективным является игра. Это связано с тем, что игра – основная деятельность детей, в ней в наиболее комфортной для детей форме преподаются правила общения. Кроме того, сама сущность игры, особенно сюжетно-ролевой игры, носит социальный характер.

В своей работе мы применяем для развития коммуникативных умений дошкольников несколько видов игр: сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические и подвижные игры.

Очень важным является пополнение предметной игровой среды. В нашем детском саду для детей есть куклы, коляски, игрушечная кухня со всеми бытовыми приборами, игрушечная строительная техника, конструкторы, автомобильная мойка, макеты овощей и фруктов, – все, что нужно детям для сюжетно -ролевых игр «Магазин», «Стройка», «Семья» и других.

Также для коммуникативного развития дошкольников применяем режиссерские игры. В таких играх персонажами являются только игрушки, а дети озвучивают их, тем самым развивая свои вербальные способности и коммуникативные умения. Прежде всего, вместе с детьми выбираем сюжет игры, например, на основе народных сказок. Также у детей вызывает интерес самостоятельное придумывание сюжета. Мы поступаем так: дети по очереди говорят по одному предложению, развивая сюжет повествования, воспитатель записывает детскую историю, а уже потом дети распределяют между собой роли, готовятся, и участвуют в режиссерской игре. Мы не требуем от детей дословного заучивания сценария, здесь всегда оставляем большой простор детям для проявления их фантазии, творчества, импровизации. Но при этом дети должны следовать ходу сценария, потому что это элемент договоренности детей между собой, чтобы игра не «рассыпалась», а была последовательной.

Большим потенциалом также обладают дидактические игры. Приведу некоторые конкретные примеры дидактических игр, которые мы применяем для коммуникативного развития детей, эти игры я могу рекомендовать коллегам для использования в работе.

Первая группа игр - это игры на общение без слов. С помощью таких игр мы формируем у детей умение невербального общения. Например, проводим с детьми игру «Обмен приветствиями», посредством которой учим пользоваться в коммуникациях жестами и мимикой. Дети разбиваются на пары, встают лицом друг к другу. Задача детей – поприветствовать друг друга сначала только руками, потом только глазами, потом только головой.

Вторая группа игр на согласованность действий. Это игры, в которых дети учатся договариваться, доверять партнеру, действовать совместно, чувствовать друг друга. Например, проводили игру «Лабиринт»: сначала построили из стульев большой лабиринт, потом дети разделились на пары. Каждая пара детей встает лицом друг к другу, дети держатся за руки. Задача состоит в том, что дети должны пройти так весь лабиринт, а если в процессе они расцепят руки или обернутся, то игра останавливается.

Третья группа игр на взаимопомощь: в этих играх учим помогать другим людям.. Мы предлагаем детям разные ситуации, например, поездка в автобусе, поход в гости, а дети должны проиграть эти ситуации и проявить уважительное, внимательное отношение к пожилым людям. После игры проводим беседу о том, что нужно помогать пожилым бабушкам и дедушкам, но самая главная помощь – это поговорить с близким человеком, уделить ему внимание. Таким образом, это сочетание дидактической и сюжетно-ролевой игры, а также беседы.

Четвертая группа игр направлена на волшебные слова. В этих играх учим дошкольников словами выражать свои положительные эмоции, произносить ласковые, добрые слова, которые помогут детям выстраивать коммуникацию со сверстниками и взрослыми. К примеру, детям очень нравится простая и полезная дидактическая игра «Волшебный стул»: один ребенок садится на стул, который мы называем волшебным, а другие дети говорят ребенку добрые слова, могут погладить. Также мы проводим со старшими дошкольниками игру «Комплимент». Сначала объясняем детям значение этого слова и то, зачем люди говорят друг другу комплименты. Потом дети встают в круг, по очереди бросают друг другу мяч и произносят комплимент тому ребенку, которому они бросают мяч. Так каждый ребенок в процессе игры получит свой комплимент, и научится делать комплименты другим.

Пятая группа игр на помощь друзьям: в этих играх учим поддерживать, договариваться, действовать совместно. Например, проводим игру «Закончи рисунок». Расставляем столы по кругу, каждому ребенку даем лист бумаги и цветные карандаши, фломастеры или краски. Дети начинают рисовать по своему усмотрению. Через десять-пятнадцать минут дети передают свой рисунок соседу справа, снова начинается отсчет времени, в течение которого дети продолжают рисовать начатые сверстниками рисунки. Игра продолжается до тех пор, пока рисунок по кругу не вернется к ребенку, который его начал. В процессе рисования и передачи рисунка друг другу дети могут общаться, сообщать друг другу планы по рисованию, совместно обсуждать, какой рисунок в итоге у них должен получиться.

На занятиях в группе, а также на занятиях по физической культуре мы применяем подвижные игры для развития коммуникативных умений у детей.

Таким образом, мы заметили, что разные виды игр помогают развитию коммуникативных умений у старших дошкольников. У детей развивается речь, которая является основой коммуникации. Дети учатся выражать свои мысли, эмоции, учатся договариваться, решать задачи совместно.

Рекомендуем посмотреть:

Игровые технологии в детском саду Игротерапия для дошкольников Опыт работы воспитателя ДОУ. Сюжетно-ролевые игры Воспитание дружеских отношений в игре. Консультация для родителей

Похожие статьи:

Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Психология

Кинезиологические упражнения для детей дошкольников 5-6 лет | Организация работы с детьми дошкольного возраста с ТНР в условиях группы компенсирующей направленности
Опубликовано: 270 дней назад (6 февраля 2024)
Просмотров: 288
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!