Кинезиологические упражнения для детей ОВЗ старшего дошкольного возраста
Цель: познакомить родителей с кинезиологическими упражнениями и сделать их активными помощниками и участниками в коррекционной работе с детьми.
Кинезиологические упражнения - это упражнения для развития мозга.
Это комплекс движений, позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
За что отвечает правое полушарие:
- обработка невербальной информации, эмоциональность;
- музыкальные и художественные способности;
- ориентация в пространстве;
- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
- воображение;
- отвечает за левую половину тела.
За что отвечает левое полушарие:
- логика, память;
- абстрактное, аналитическое мышление;
- обработка вербальной информации;
- анализ информации, делает вывод;
- отвечает за правую половину тела.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Эти упражнения вы можете выполнять в любое для Вас удобное время.
У каждого человека мозг устает от однообразной работы. Работу надо продолжать, а сил на следующее задание уже не остается. Дети часто начинают отвлекаться, происходит снижение уровня восприятия того или иного материала. В данный момент необходимо переключить внимание, сменить вид деятельности. Детям они полезны для улучшения качества развития мышления, внимания, речи, координации движений, лучше ориентироваться в пространстве, формируется усидчивость. Улучшается их эмоциональное состояния, снимается напряжение, улучшается настроение.
Время проведения 5-7 минут. Упражнений не должно быть много, важно, чтобы они выполнялись качественно, с интересом.
Применение упражнений для взрослых очень хорошо, когда они устали, один вид деятельности заменить на другой.
Готовы? Давайте начнем с самого простого.
Приветствие
Присядем в круг, вам необходимо потереть своей ладошкой ладошку соседа. Теперь левая ладошка гладит правую ладошку соседа, правая рука –левую руку соседа.
Упражнение «Колечко»
По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
Упражнение «Яблочко-червячок»
Вам необходимо сделать два кулачка. Показываю два кулачка (яблочки, на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок, затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:
Червяк дорогу сверху вниз
В огромном яблоке прогрыз.
Усложнение: выполнять упражнение через хлопок руками.
У вас получается? У меня получается да.
Упражнение «Ухо-нос»
Левой рукой - взяться за кончик носа, правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Вот мой нос, а это ухо.
Раз – хлопок. Наоборот.
Хлоп – туда, хлоп – сюда
Без особого труда.
У меня все на месте, а у Вас?
Далее переходим к
упражнениям на координацию движений и их переключаемостью:
• хлопаем в ладоши – топаем правой ногой – хлопаем в ладоши – топаем левой ногой;
• хлопаем и топаем справа – хлопаем и топаем слева;
• хлопаем справа – топаем слева;
• руки поочередно ставим на пояс, на плечи, поднимаем вверх и вниз;
• маршируем + работаем руками на пояс поочерёдно, затем на плечи, снова на пояс и на плечи.
Упражнение «Перекрестные шаги»
Перекрестно-латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена, то активируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга.
Встаньте ровно, ноги на ширине плеч. Наклоняйтесь, неся плечо к бедру, а не локоть к коленке. Голова немного поворачивается по ходу движения. Рот не зажимается, губы свободны.
• «Перекрестные шаги» должны выполняться очень медленно. Когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
• «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными усвоение новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.
Упражнение «Сова»
Положите правую руку на левое плечо посередине между шей и плечевым суставом, немного поверните голову влево. Начинайте разминать надплечье: на выдохе сжимайте пальцы и говорите «УХ». Глаза расширьте и смотрите как сова.
Голову слегка поворачиваете из стороны в сторону. Затем возьмитесь левой рукой за правое плечо и повторите упражнение.
Упражнение расслабляет плечевой пояс. Повторяйте упражнение «Сова» перед публичным выступлением, когда хотите свободного общения, (помогает расслабить плечевой пояс); когда нужно быстро снять стресс и восстановить дыхание, например, после того, как произнесли тост на юбилее друга и разволновались.
Упражнение «Передача мяча»
Перед вами три мяча. Берем один, передаем партнеру, смотря ему в глаза. И так по кругу. Добавляем второй мяч, темп можем увеличивать, и добавляем третий мяч, не перестаем смотреть в глаза партнеру.
Эти упражнения общие, рекомендуется их использовать перед началом занятия, на физминутках.
А теперь обратимся к
упражнениям-тренажерам для мозга. Они основаны на переключении положений или движений рук между собой:
• «Кольцо»
• «Мизинец-большой»
• «Кулак-ладонь»
• «Лезгинка»
• «Глаз-язык»
• Смять листы бумаги обеими руками, затем расправить
• Счетные палочки
• Одновременно двумя руками провести линии сверху вниз, от точки к точке
• Зеркальное рисование
• Вычеркнуть левой рукой все красные круги, затем левой рукой – все черные
Игры:
- «Проведи двумя руками одновременно»
- «Резиночки»
- «Шарик в ладошке»
- «Напиши на спине»
- «Карандаш в ладошке»
Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение упражнений оказывает положительное влияние на развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, и способствует коррекции недостатков речевого развития не только у детей, но и у взрослых.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра как средство коррекции слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с
Развитие регулятивных УУД у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Профилактика нарушений зрения и осанки в семье
Использование ИКТ в работе со старшими дошкольниками с ОНР