Формирование предпосылок развития регулятивных УУД у детей дошкольного возраста с нарушением зрения через внедрение инновационных технологий и активные методы обучения на коррекционных занятиях
В настоящее время при переходе на ФГОС перед педагогами коррекционного дошкольного образования стоит задача сформировать предпосылки к развитию УУД и жизненных компетенций. Ребёнок подготовительного дошкольного возраста к моменту обучения в начальной школе должен овладеть такими умениями и навыками, которые бы помогли самостоятельно решать поставленные проблемы в учебной и трудовой деятельности. Критериями сформированности у ребёнка произвольной регуляции своего поведения и
деятельности является способность:
- выбирать средства своего поведения;
- запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
-планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
-предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
-начинать и заканчивать действие в нужный момент;
-тормозить ненужные реакции.
На коррекционных занятиях учитель – дефектолог выстраивает свою работу так, чтобы развить все выше перечисленные предпосылки регулятивных УУД. Работая с детьми с нарушением зрения, в структуре занятия эффективно использую
такие активные методы обучения как:
-проблемная ситуация при формулировке темы (Как вы думаете, как можно назвать каждую группу изображений на доске одним словом? Попробуйте сформулировать тему занятия);
- «вопрос» для развития регулятивного целепологания (Для чего вам необходимы знания о цвете, форме, величине? Для чего необходимы умения…?)
-«вопрос» для развития прогнозирования (Как вы думаете, достаточно знать алгоритм смешивания красок? Какие трудности могут возникнуть?; Как думаешь, какой результат может получиться?; Как думаешь, достаточно знать для выполнения задания?);
-использование схем – моделей действий для выстраивания плана (Что сначала будем делать, что потом; Что сначала делал герой, что потом?; Как это делать?; Что и как нужно было сделать герою, чтобы получить правильный результат? );
-работа в парах и по образцу для развития контроля и самоконтроля (Проверьте друг друга, сверьте с образцом; Правильно ли это делается..);
-игровые задания по саморегуляции «Постройтесь согласно схеме», где детям самостоятельно надо выбрать своё место согласно узору из фигур;
- задания на развитие регулятивной коррекции (Помоги героям исправить ошибки; Помоги восстановить правильный порядок в сказке и так далее);
-задания на развитие регулятивной оценки (Герои выполнили задания оцени их работу с помощью линеечек, ладошек, цветных смайликов и так далее).
Применение инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения позволяют в более короткие сроки овладеть необходимыми знаниями и умениями. В качестве примера предлагаю познакомиться с двумя инновационными технологиями, которые активно использую в своей работе: «Формат одного вопроса» и «Функции глагола». Технология «Формат одного вопроса» строится на подборке вопросов и выборе основного вопроса, ответ на который даст решение проблемы. Например: «Определить каких животных называют насекомыми. «Главный вопрос» - Какие животные называются насекомыми? Дети предлагают разные варианты «вопросов – помощников», которые помогут им ответить на «главный вопрос»: Из каких частей состоит туловище? Как они питаются, передвигаются? Где они живут? От какого слова произошло название насекомые? И так далее. Педагог выясняет у детей достаточно ли у них информации для уверенных ответов на все «вопросы – помощники», если да – дети отвечают, если нет – продолжают обсуждение. Итог «Животных имеющих 3 отдела: голова, грудь, брюшко называют насекомыми. Значит вопрос «Из каких частей состоит туловище у насекомых? Позволил ответить на «главный вопрос». Данная техника позволяет развить у детей не только познавательные способности, но и регулятивное умение целеполагания.
Глаголы в нашей речи отражают движения, действия, а действия и есть наиболее базовые конструкции любой деятельности и поведения в целом. А момент когда действие переводится во внутренний, невербальный план, способствует формированию внутренних контрольно – регулятивных функций. Применение технологии «Функция глаголов» позволяет научить ребёнка подбирать и проговаривать последовательно действия для достижения, какой – то цели или решения проблемы, он учиться регулятивному прогнозированию. Например: Тебе нужно посадить грядку морковки. Определи порядок своих действий, используя сюжетные или предметные картинки.
Выбор и использование активных методов по развитию регулятивных УУД на коррекционных занятиях при работе с детьми с нарушением зрения должны быть оптимальными для развития ребёнка, обязательно учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. Частота применения данных методов зависит от условий и задач, которые решает педагог на занятии. Инновационные технологии «Формат одного вопроса» и «Функции глагола» могут быть в структуре занятия, как часть занятия или применяться самостоятельно в игровой деятельности.
Таким образом, сформированные предпосылки регулятивных УУД могут стать залогом успешной адаптации детей с нарушением зрения в социуме.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра как средство коррекции слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с
Профилактика нарушений зрения и осанки в семье
Использование ИКТ в работе со старшими дошкольниками с ОНР
Станционная игра для детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста