Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проектный метод для детей с ТНР

Использование проектного метода в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего общее недоразвитие речи (ОНР). Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива. В логопедической группе детского сада, проекты планируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР. Так по темам ·“Овощи и Фрукты” планируются проекты: “Где растут витамины?”, “Во саду ли, в огороде”; по теме “Одежда” – проект: “Вещи из бабушкиного сундука”; по теме “Мебель” – проект: “Откуда приходит к нам мебель”; по теме “Зима” – проект: “Как узнать зиму” и т.д.
Перед педагогическим коллективом логопедической группы в рамках проекта ставятся задачи:
• побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
• приобщать детей к процессу познания;
• формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;
• побуждать детей к совместной деятельности;
• формировать эмоциональную заинтересованность;
• развивать мышление и воображение;
• формировать различные способы общения;
• овладение различными способами решения поставленных задач.
В ходе прохождения темы у детей логопедической группы значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь. В рамках проекта планируется работа по всем видам деятельности по программе развития и воспитания детского сада. На каждую изучаемую тему составляется проектная паутинка, в которой выделяются центры развития: центр математики, центр развития речи, центр книги, центр игры, центр искусства, центр движения и центр Буквоведа (в котором планируются логопедические задания по заданной теме). В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности и коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах, а также в сочетании заданий из различных центров. В то же время и воспитатели, и логопед проводят свои занятия в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития. Такие занятия интересны. На них важно продуманно, на качественно новом уровне объединять разные виды деятельности, чередовать их. Интеграция, довольно легко вписывается в систему проектной деятельности, так логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду, также и воспитатели, проводя свои занятия, интегрируют разные виды деятельности. Интегрированные занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников логопедической группы. Включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми с ОНР и стабильность полученных результатов.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников и особенно детей с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей:
• помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
• подсказывает, какие предметы и принадлежности можно использовать;
• планирует, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта;
• определяет, каких специалистов можно привлечь к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Я предлагаю, для примера, несколько паутинок тематических недельных проектов, по которым мы совместно с воспитателями и детьми логопедической группы работали:
Лексическая тема: Игрушки
Центр движения:
- комплекс утренней гимнастики “Игрушки”;
- пластический этюд “Заводная игрушка”
Центр науки:
- рассказать, где и как делают игрушки;
- рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки (пластмасса, мех, синтепон, керамика, глина, дерево);
- исследовать игрушки в натуральном виде;
- организовать выставку любимых игрушек детей.
Центр математики:
- счёт игрушек (прямой, двойками, парами, на ощупь);
- ориентировка в пространстве “Найди игрушку”;
- игра на логическое мышление “Определи по контуру”, “Исключи 4-го лишнего”.
Центр книги:
- чтение и рассказывание стихов А. Барто “Игрушки”;
- чтение и пересказ рассказа Л. Толстого “Была у Насти кукла”;
- заучивание и отгадывание загадок;
- чтение “Игрушкины частушки”;
- составление по плану описательного рассказа о матрёшке.
Центр Грамотеи:
- звуковой анализ и синтез слов: кукла, мишка, машина;
- разгадывание ребусов по теме;
- составление рассказа “Любимая игрушка”.
Центр умелые ручки:
- изготовление игрушек из материала и картона для театрального уголка;
- вырезать и вклеить в альбом картинки (игрушки).
Центр искусства:
- рассмотреть игрушки на иллюстрациях (цвет, форма, величина, части (детали) игрушек);
- рассказать о народных умельцах;
- нарисовать “Моя любимая игрушка”;
- аппликация “Весёлая семейка” (5 матрёшек, от самой большой до самой маленькой).
Центр игры:
- сюжетно-ролевая игра “Магазин игрушек”;
- музыкально-дидактическая игра “Пищалки”;
- дидактическая игра “Назови игрушку”.
Так в представленной план-схеме отражается работа всех видов деятельности. Соответственно подбирается материал для каждого центра. Материал и задания, в течение недели, могут дополняться и изменяться. Работа по теме проводится как на занятиях, так и вне занятий. Например, в центре науки выставляются различные игрушки из всевозможного материала, из этих игрушек можно организовать выставку, а к концу недели дополнить её любимыми игрушками детей. Причем, дети рисуют свою любимую игрушку и помещают рисунок в центр искусства, а также составляют рассказ о любимой игрушке и представляют его для всех детей группы.
По подобию планируется и проводится работа по всем темам в течение года. Например:
Лексическая тема: Посуда
Центр движения:
- этюд “Закипающий чайник”;
- пантомима “Мытьё посуды”;
- физкультминутка “Сказочный ветерок”.
Центр науки:
- работа с энциклопедией, просмотр журналов, классификация посуды (чайная, столовая, кухонная);
- узнать из каких материалов изготавливается посуда, кто изготавливает, где;
- как правильно пользоваться посудой.
Центр математики:
- счёт посуды (по одному, парами);
- дидактическая игра “Собери картинку”;
- составление задач с использованием посуды.
Центр книги:
- чтение сказки К. Чуковского “Федорино горе”;
- загадывание загадок, составление загадок описательного характера;
- придумывание рассказов, используя фантастическую кастрюлю.
Центр Грамотеи:
- игра “Домики” (помести слова по теме в домики: по количеству звуков – 3,4,5 звуков; по количеству слогов – 1,2,3,4 слога);
- копировать (писать) слова: суп, стакан, миска;
- решить кроссворд по теме: “Посуда”;
- придумать предложения с предлогами о посуде (в, на, около, между).
Центр умелые ручки:
- лепка посуды из пластилина, теста, глины;
- конструирование сервиза из бросового материала (яичная скорлупа, скорлупа ореха).
Центр искусства:
- выставка посуды из разного материала (глина, фарфор, стекло, металл, пластмасса, картон);
- рассматривание иллюстраций старинной, декоративной посуды (гжель, жостово, хохлома);
- раскрашивание глиняной посуды декоративной росписью;
- рисование сказочной посуды.
Центр игры:
- сюжетно-ролевая игра “Магазин посуды”;
- театрализованная игра “Живая посуда”.
Такая план-схема является основой проекта, но она может дополняться, изменяться в ходе работы. Главная задача педагогов при составлении такой план-схемы: подобрать разнообразный материал для реализации идей в разных центрах, ориентированный на конкретных детей логопедической группы, на разную степень сложности и интересы. Но проект это не только план-схема и проведение интегрированных занятий с использованием разных фрагментов, это способ работы с образовательным содержанием, при котором используются все возможные формы в комплексе. Это позволяет рассмотреть явление (событие, предмет) с разных сторон, а также обеспечить каждому ребенку тот способ получения знаний, который для него наиболее приемлем. Вовсе не обязательно называть все эти действия с ребенком проектами и центрами, но очень важно иметь в группе центры – место, где сконцентрированы материалы для определенного вида деятельности. Можно разместить на видных и доступных для детей местах в группе книги, иллюстрации, предметы по теме, специально подобранные истории, сюрпризные моменты и т.п., это послужит мотивацией детей к деятельности. От того, насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, соответствующими возрасту, интересам детей и программным требованиям, во многом зависит самостоятельность работы в центрах, длительность заинтересованной работы. А выбирая из предложенного, ребенок учится отстаивать свои интересы, учится согласовывать свои интересы с интересами других детей, учится инициативе и анализу.
В логопедической группе детского сада проекты, в основном, классифицируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем. Все проекты проводятся внутри группы, но бывают и личностные, индивидуальные проекты. Такие проекты, в основном, преобладают в изобразительном и словесном творчестве, когда ребенок составляет рассказ по определенной теме и рисует к этому рассказу иллюстрацию. Или наоборот, сначала рисует, а потом по этому рисунку рассказывает и представляет свой проект перед всей группой. При выполнении таких работ, используются задания для самостоятельного выполнения, и даже домашние задания с привлечением к работе родителей. Так как основной целью в логопедической группе детского сада является формирование и развитие всех компонентов речи.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание дошкольников Проблемы нарушения и исправления слоговой структуры слова у детей с системными нарушениями речи Организация работы с детьми дошкольного возраста с ТНР в условиях группы компенсирующей направленнос

Похожие статьи:

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Игры дразнилки для детей 5-6 лет

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме: Одежда | Дидактические игры для развития ритма, темпа, тембра у детей дошкольников
Опубликовано: 2539 дней назад (10 декабря 2017)
Просмотров: 2774
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!