Родительское собрание в старшей группе для детей с ТНР «Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у детей с тяжелыми нарушениями речи»
У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление. В дальнейшем школьном обучении это создаст трудности усвоения предметов гуманитарного цикла: русского языка, чтения, географии и т. д. В результате чего, эти дети попадают в разряд неуспевающих. Следовательно, проблему овладения предлогами необходимо решать в дошкольном возрасте.
Проблема формирования предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи является одной из самых актуальных в работе. Известно, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, вследствие чего оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм, выражающих эти отношения.
Тема родительского собрания: Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: создание информационного пространства для повышения уровня компетентности родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья о процессе коррекции предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на основе современных требований и использования инновационных технологий и методов.
Задачи:
- познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на формирование предложно-падежных конструкций, которые можно организовать в домашних условиях;
- создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей, педагогов;
- организовать профессиональный диалог по вопросам использования логопедических игр в коррекции предложно-падежных конструкций;
- показать участникам мероприятия эффективные технологии, методы и приемы формирования и усвоения предложно-падежных конструкций.
Предполагаемые результаты: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению проблем формирования предложно-падежных конструкций у детей.
Форма проведения: собрание-практикум.
Материал и пособия: лист ватмана, разделенный вертикальной линией, «кирпичики» на каждого родителя из бумаги, дидактические игры.
Аппаратное обеспечение: Интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей.
2. Разработка сценария.
3. Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения мероприятия.
4. Съемка видеофрагментов игр.
План проведения:
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
3. Выставка дидактических игр.
4. Просмотр видеоролика «Играя, развиваемся».
5. Подведение итогов собрания. Рефлексия.
Ход собрания
1. Вступительное слово воспитателя
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Тема нашей встречи сегодня звучит так «Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи». В ходе предварительного с вами анкетирования, мы выяснили, что вы имеете затруднения в плане практической помощи детям по употреблению ими предлогов в речи. Это и определило тему и содержание нашего собрания.
2. Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Несформированность грамматического строя речи у детей с ОНР проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций.
Важную организующую роль в составе речи играют предлоги. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово, и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом.
Изучение употребления предлогов в детской речи чрезвычайно значимо для выяснения существенных моментов связи между процессами усвоения ребенком языка и развитием его познавательной деятельности: мышления, обогащение запаса представлений об окружающем мире. Результаты исследований показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии у школьников.
Дети дошкольного возраста, имеющие диагноз ОНР, редко используют в речи предложные конструкции, с трудом понимают значения предлогов. В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением в предложных конструкциях.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
- пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов
(«на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
- замена одной предложно - падежной конструкции другой
(Дом стоит на реке).
- неправильное употребление падежного окончания существительного
(Мальчик бежит с собака).
- неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания
(Собака ест у миска).
Наиболее перспективным в формировании предложно-падежных конструкций является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим поведением. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игра – основное занятие детей, их работа.
Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В логопедических играх часто встречаются не знакомые ребятам слова, и появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры. Во многих играх требуется активный поиск и употребление слов по заданным признакам
(антонимы, синонимы, родственные слова и т.п.).
Для формирования предложно-падежных конструкций у детей нашей группы мы используем различные игры. С некоторыми из них я предлагаю вам познакомиться и поучаствовать.
3. Выставка дидактических игр
Целью предлагаемых игр является научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно принимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, формировать предложно-падежные конструкции в речевой практике.
Игра «Веселое путешествие»
Я вам предлагаю вставить «маленькое слово»
(предлог). Читаю фразу и показываю картинку, а вы подбираете нужный предлог и проговариваете все предложение.
Мама садится …. в машину.
Коля бежит ….по дороге.
Автобус едет….по улице.
Петя любит ездить ….на велосипеде.
Игра с мячом «Добавь слова». Для этой игры я приглашаю вас встать в круг.
Я называю часть предложения и бросаю мяч. Поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова «справа», «слева», «впереди», «позади».
Стол стоит….
Полочка с книгами висит….
Мишка сидит….
Пирамидка стоит….
Кукла лежит….
Дверь находится….
Игра «Исправь ошибки»
Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:
«Дед в печи, дрова на печи». Исправьте предложение.
«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?
«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?
«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.
Игра «Солнечный зайчик»
Я с помощью зеркала показываю солнечного зайчика, а вы ищите зайчика, а найдете – ответьте, куда он спрятался.
Зайчик на скамейке.
Зайчик под столом и т.п.
Игра «Кто с кем? Кто с чем?»
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в творительном падеже.
Мальчик идет папа
(с папой).
Девочка играет кот
(с котом).
Девочка идет мама
(с мамой).
Мальчик играет машина
(с машиной).
Воспитатель. А сейчас я предлагаю Вашему вниманию практический материал, который имеется у нас в группе. Он представлен играми и упражнениями, которые мы используем в свой работе.
Воспитатель знакомит родителей с дидактическими играми, объясняет цели и ход игр:
«Что к чему?»
«Чей малыш?»
«Что на чём растёт?»
«Весёлая змейка».
«Разноцветные бабочки?»
«Кто, где живёт?»
«Маленькие слова» .
Предлагаю вашему вниманию видеофрагменты игровой деятельности в нашей группе. Мы продемонстрируем, как играем с детьми на занятиях и в свободной деятельности.
4. Просмотр видеоролика «Играя, развиваемся».
Игра «Куда села стрекоза?»
Цель: закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом НА.
Логопед держит в руке игрушку-стрекозу или её изображение и сажает её на различные предметы, а дети отвечают на вопрос: «Куда села стрекоза?».
Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т.д.
Игра «Что в чем?» по лексической теме «Посуда»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В.
На доске выставлены картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.
- В чём варят суп?
(Суп варят в кастрюле).
- В чем носят воду из колодца?
(Воду носят в ведре).
- В чем хранят сахар?
(Сахар хранят в сахарнице).
Игра «Кто у кого?».
Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У.
На фланелеграфе картинки с изображением животных и их детенышей. Воспитатель предлагает детям найти и назвать детенышей животных и их мам, ответить на вопрос «Кто у кого?».
Игра «Машина едет по дороге»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
Детям предлагается макет дороги, по которой «поедет» машина. С одной стороны дороги – гараж, с другой – магазин. Вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, горки, сквера, мостика.
Воспитатель. Таким образом, уважаемые родители, играя с детьми можно научить и закрепить полученные знания. Для закрепления полученных на занятиях знаний вам необязательно иметь специальные логопедические игры, можно обойтись теми предметами, что у вас есть дома. Мы предлагаем использовать те игры, с которыми вы сегодня познакомились. Играйте и разговаривайте с детьми дома, по дороге в детский сад, во время прогулки. И тогда у нас с вами все получится.
5. Подведение итогов родительского собрания. Рефлексия
Воспитатель. Как ваше настроение? Было ли вам интересно на нашем мероприятии? Была ли наша встреча полезной для вас?
(Высказывания родителей).
А теперь, уважаемые родители, просим вас оценить продуктивность нашей встречи.
«Пирамида знаний». На мольберте прикреплен ватман, который разделен посередине вертикальной линией. Левая сторона называется «Пирамида полезных знаний», а правая сторона – «Пирамида бесполезных знаний». У каждого из вас есть кирпичик. Если вы полностью удовлетворены содержанием собрания и узнали что-то полезное для себя, то прикрепите свой кирпичик на левом поле, если вы не удовлетворены и ничего полезного не узнали, то на правом поле.
Родители строят пирамиду своих знаний.
Воспитатель. Мы благодарим вас за сотрудничество. До новых встреч. Спасибо за совместную работу.
Решение родительского собрания:
1. Использовать в семье теоретический и практический материал, полученный на родительском собрании, в решении проблем формирования предложно-падежных конструкций у детей.
2. Поддерживать интерес детей к играм по формированию предложно-падежных конструкций в детском саду и дома.
Список литературы
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 128 с.
2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 48 с.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
4. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: Росмэн-пресс, 2011.
5. Косинова Е.М. Развитие речи.
(99 игр и заданий). – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 64 с.
6. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2001. – 208 с.
7. Нищева Н.В. Дидактический игровой материал серии «Играйка»
Рекомендуем посмотреть:
Проектный метод для детей с ТНР
Проблемы нарушения и исправления слоговой структуры слова у детей с системными нарушениями речи
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ТНР в условиях группы компенсирующей направленнос