Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей
Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. В нашем саду организован режим дня соответствующий возрастным возможностям детей, способствующий укреплению здоровья, обеспечивающей работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняющий от переутомления. Мы придерживаемся мнения, что у ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов.
Режим дня в средней группе «Подсолнушки» соответствует требованиям СанПиН. Определена максимальная продолжительность непрерывного бодрствования. Она составляет 5,5 -6 часов. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. Мы учитываем, что в течение суток активность и работоспособ-ность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности прихо¬дится на 14—16 ч., поэтому деятельность, вызывающая выраженное утомление детей, планируется в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.
При организации режима дня мы так же учитываем, что работоспособность детей неоднозначна на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается, поэтому в начале недели снижаем умственную нагрузку. Наилучшие показатели работо¬способности отмечаются во вторник и среду, с учетом этого мы увеличиваем нагрузку, а начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели организуем работу с детьми с учетом неуклонно нарастающего утомления. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособ¬ности) распределение в течение недели деятельности, особенно уто¬мительной для детей, мы относим к числу мер по предупреж¬дению утомления.
День условно делится на три блока:
1) утренний образовательный блок с 7.00 до 9.00 включает в себя:
• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
• самостоятельную деятельность детей;
• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
2) развивающий блок с 9.00 до 11.00 представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также организованное обучение в форме занятий (игр-занятий);
3) вечерний блок с 15.30 до 19.00 включает в себя:
• самостоятельную деятельность детей;
• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации дополнительного образования;
• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В течение дня должны реализовываться все образовательные области («Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие») /п. 1.2/.
Режим предполагает специально отведенное время, названное «Минутка шалости» и «Минутка тишины». «Минутка шалости» помогает ребенку снять с себя эмоциональную и физическую нагрузку с помощью произвольных движений под музыку. «Минутка тишины» помогает продолжить движение мысли, в это время зарождаются и формируются поступки.
Сон
Как бы целесообразно ни строился режим — с дозировкой на¬грузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличе¬нием двигательного компонента, в течение суток показатели биологи¬ческой активности ребенка неизбежно снижаются, что диктует необходимость смены деятельного состояния (бодрствования) на сон.
Продолжительность сна обусловлена санитарными нормами и составляет в течение суток соответственно 12 – 12,5 часов, 2 – 2,5ч. из которых отводится дневному сну. Мы исходим из убеждения, что чередование бодрствования и сна способствует нормальной психической деятельности. Быстрое и спокойное засыпание ребенка обеспечивается тем, укладывание его происходит в строго определенные часы, что вырабаты¬вает известную системность. Фактор времени приобретает свойства условного сонного раздражителя и способствует нормальному засы¬панию.
Процесс засыпания осложняется и удлиняется, если дети перевозбуждены. Поэтому пребывание ребенка в нашем саду организовано таким образом, что незадолго до сна устра¬няются все причины, которые создают в коре головного мозга очаг повышенной возбудимости, препятствующей распространению торможения и нарушающей процесс засыпания. Дети с трудным засыпанием и чутким сном укладываются первыми и поднимаются последними. В помещения, где спят дети, постоянно поступает свежий воздух, ускоряющий наступление сна и поддерживающий его физиологическую глубину и длительность.
Прогулка
Режимом предусмотрены ежедневные прогулки детей и составляют они не менее 4-4,5 часов в день. Прогулки организуются два раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна и полдника. Мы учитываем, что продолжительность прогулки во многом зависит от ее орга¬низации. Большое значение имеет уровень под¬готовки к прогулке в холодное время года. Поэтому пристальное внимание уделяется своевременному формированию у детей навыков самообслуживания, при¬вычки рационально складывать одежду, удобной расстановки мебели в раздевальных комнатах, свободный подход к шкафчикам и, наконец, ожидание интересной прогулки.
Прогулка организована в соответствии с методическими требованиями. Она решает не только воспитательные, но и оздоро¬вительные задачи. На ней педагог проводит с детьми наблюдения за природой, индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упраж¬нения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятель¬ной деятельности детей. Если перед прогулкой были учебные занятия со статическим напря¬жением, то педагоги начинают ее подвижной игрой, если предшествова¬ли динамические занятия, игру организуют в середине прогулки. При этом подвижные игры и упражнения проводятся с детьми в конце прогулки перед возвращением в группу. Эти условия в равной степени относятся к организации спортивных развлечений с достаточно высокими физическими нагрузками (катание на велосипеде, коньках, лыжах, санках и др.).
При организации прогулок мы учитываем регион проживания. Мы придерживаемся этих рекомендаций и дети 3 - 4 лет выходят на участок в без-ветренную погоду при температуре воздуха —15°, при небольшом ветре (до 5 м/с) — не ниже —12°, при сильном ветре (до 10 м/с) — не ниже —10°. Воспитанники старшей и подготовительной к школе группы гуляют при температурах воздуха до —20°, если нет ветра, а в ветреные дни до —15°. При сочетании низких тем¬ператур воздуха с сильным ветром продолжительность прогулки сокра¬щается. При более низких температурах прогулки организуются в групповой комнате или зале при сниженной тем¬пературе воздуха ( + 12—13°) за счет открытых фрамуг. Одетые в теплые шерстяные костюмы, вязаные шапки, теплые ботинки, дети играют в течение 30—50 мин.
Игра
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. Характер игр, задачи, которые они решают, и их влияние на организм раз¬личны. При организации игровой деятельности ориентируемся на следующие гигиенические требования: в утренние часы предлагаем воспитанникам играть индивидуально или ма-ленькими группами, для снятия сонного торможения используются игры с двигательным компонентом, с использованием мя¬чей и скакалок, кольцебросов и других пособий. Характер игровой деятельности до и между занятиями опре-деляется содержанием последних. Если предстоит занятие со статическими нагрузками (сидя за столами), педагогами проводятся игры с элементами движения. Перед физкультурным или музы¬кальным занятием и непосредственно после него — спокойные игры.
Труд
Содержание детского труда разнообразно. Рационально организованная в нашем саду трудовая деятельность обога¬щает двигательный режим и способствует снятию утомления от занятий, связанных с умственным напряжением. Труд в природе организуется во второй половине дня, с 15 ч 40 мин до 16 ч 30 мин. Так как в указанном отрезке времени отмечается хорошее функциональное состояние организма ребенка; посколь¬ку утренние часы насыщены учебными занятиями, проведение труда во вторую половину дня позволяет относительно равно¬мерно распределять нагрузку. Наконец, при таком распорядке сохраняется первая прогулка. В жаркое время года работу на огороде-ягоднике целесообразно планировать на утренние часы до завтрака, в связи с тем что в послеобеденное время в спектре солнечных лучей преобладают тепловые лучи, а увеличение теп¬лового воздействия нежелательно при физических нагрузках. Продолжительность труда на участке в старшей группе огра¬ничивается 10 мин, в подготовительной к школе группе—15 мин. Хозяйственно-бытовая работа может быть более длительной — до 25—30 мин.
Образовательная деятельность
В процессе образовательной деятельности у детей формируются качества, необхо¬димые для дальнейшего успешного обучения в школе, - актив¬ность, инициатива, творчество, работоспособность.
Эффективность образовательной деятельности определяется продолжительностью активного внимания детей. При разработке режима мы учитывали, что у дошкольников 3 - 4 лет она не превышает 10 - 15 мин, 4 - 5 лет -15-20 мин и 6 - 7 лет - 25-30 мин.
При составлении расписаний исходим из наиболее рационального их сочетания, а также учитываем уровень работоспособности детей по дням недели.
Структура расписания проста. Ежедневно планируются виды деятельности как динамического характера, так и менее подвижные.
Сочетание 2 динамических, а также 2 однотипных видов деятельности нерационально, так как нарушается принцип чере¬дования работы различных функциональных систем организма.
Самостоятельная деятельность
Самостоятельная деятельность (игры, личная гигиена и т.д.) детей занимает в режиме дня от 3 до 4 часов.
Питание
Полное удовлетворение энергетических запросов детского ор¬ганизма обеспечивается сбалансированным питанием, при котором калорийность пищи полностью соответствует расходу энергии. При организации питания соблюдаются физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах.
Строго соблюдаются установленные часы приема пищи в соответствии с п.2.10.14 правил СанПиН, которые предусматривают для детей с 12-часовым пребыванием организацию 4-разового питании.
Таким образом, режим организации жизни и деятельности детей разработан с учётом следующих принципов:
• соблюдение режима дня в ДОУ в соответствии с функциональными возможностями ребенка, его возрастом и состоянием здоровья;
• соблюдение баланса между разными видами активности детей (умственной, физической и др.), их чередование;
• наличие времени для самостоятельной (нерегламентированной и свободной) деятельности ребёнка;
проведение мероприятий по профилактике утомления отдельных детей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект режимного момента взаимодействия с ребёнком в условиях семьи
Режим дня дошкольника. Консультация для родителей