Психогимнастика и аутотренинг в детском саду. Консультация для воспитателей ДОУ
В последние годы, заботясь о физическом и психическом здоровье детей, все большее значение приобретают оздоровительные мероприятия, которые педагоги используют в своей практике.
К этим мероприятиям относятся также психогимнастика и аутотренинг, элементы которых необходимо включать в проведение любых занятий – комплексных, тематических, доминантных и т. д.
Элементы психогимнастики и аутотренинга способствуют воспитанию эмоций, развитию выразительных движений, навыков саморасслабления, т. к. практика показывает, что дошколята, читая или рассказывая, либо вообще не используют такие специфические для устной речи средства выразительности, как жесты и мимика, либо используют их неумело. Например, рассказывают о веселом, но с «каменным», равнодушным выражением лица, или, наоборот, о грустном, печальном – с улыбкой на лице.
Поэтому возникает необходимость специального обучения детей умелому и уместному использованию жестов и мимики во всех сферах жизни.
Основная цель – это преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
На занятиях с элементами психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. Для этого используется такой дидактический материал, как пиктограммы, в состав которых входят различные геометрические фигуры:
«Лицо» - овал или круг, на котором нарисован нос.
«Глаза» - круги или овалы;
«Брови» - треугольники;
«Рот» - овалы, полумесяцы.
Все части лица имеют определенный цвет: глаза – голубые, брови – коричневые или черные, рот – алый или розовый.
На занятиях, или в самостоятельной деятельности, прослушав музыку, ребенок выкладывает пиктограмму: то выражение лица, которое соответствует эмоциональному характеру данного музыкального произведения. Разумеется, занятию предшествует предварительная работа по ознакомлению детей с невербальными средствами общения: мимикой, жестами.
Самый доступный язык в этом направлении – язык музыки. Дети играют в различные музыкально – дидактические игры, которые учат их различать самые разнообразные чувства и настроения: радость, горе, печаль, испуг, страх, обиду, негодование.
Детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность в себе, честность, смелость, доброта и т. д.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения).
Так как ускоренный темп жизни коснулся не только взрослых, но и детей, многие дошкольные психологи рекомендуют вводить расслабляющие упражнения в повседневную жизнь детского сада. Например, на занятиях можно использовать такие элементы аутотренинга, как «Плавные руки», «Качели», «Спящий котенок», «Игра с песком», «На берегу моря» и др..
Упражнение «На берегу моря»
Дети играют на берегу моря, плещутся в воде. Накупавшись, выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок. Закрывают глаза от яркого солнца. Лениво раскидывают руки и ноги. Этот вид аутотренинга проводится под соответствующую музыку. Аутотренинг дает возможность детям восстановить хорошее эмоциональное состояние.
Психогимнастика – это специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Ее основной акцент – обучение технике выразительных движений, воспитание эмоций, приобретение навыков в саморасслаблении. Выразительность движений включает мимику (этюды «соленый чай», «Ем лимон»), жесты (Этюды «Рисунок в воздухе», «Что я делаю»), пантомима – различные сравнения (цветы, зоопарк, дождь и т.д.).
Проводятся специальные игры с наглядными пособиями (карточки, на которых изображены разные выражения лиц). Дети не только называют выражение лица, которое изображено на карточке. Но и сами его показывают.
Очень нравится детям игра на координацию движений «Тень» или «Зеркало».
Аутотренинг. Перед тем, как подойти к аутотренингу на занятиях, даются такие упражнения: «Пальма» (расслабление рук, ног), «Легкие и тяжелые руки», «Насос и мяч», «Надувной матрац». Затем в конце занятия в игровой форме вводить элементы аутотренинга (полное расслабление – напряжение: «Тепло – холодно», «Солнце – снег», «Юг – Северный полюс»). Дети учатся отдыхать, расслабляться.
Упражнения психогимнастики.
Мимика: «Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Ласка», «Вкусные конфеты», «Я – боец», «Два клоуна», «Новая кукла», «Чунга – чанга», «Дюймовочка», «Семь жуков», «Гадкий утенок», «Разъяренный медведь», «Стыдно», «Страшно», «Разные настроения», «Гневная гиена», «Два сердитых мальчика».
Жесты: «Рисунок в воздухе», «Что я делал», «Грязная бумажка», «Надувной матрац», «Это я», «Заколдованный ребенок», «Это мое», «отдай», «Уходи», «Иди ко мне», «До свидания», «Возьми и передай», «Не покажу».
Координация движений: «Тень», Зеркало», «После дождя», «Смелый наездник».
Выразительность движений: «Кузнечик», «Раздумье», «Лисичка», «Подслушиваю», «Собачка нюхает», «Ой, ой живот болит», «Золушка», «Удивление».
Пантомима: «Цветы», «Дождь», «Снег», «Зоопарк», «Пальма», «Тепло – холодно», «Юг – север», «Насос и мяч», «Факиры», «Маленький скульптор», Качели», «Штанга», «Каждый спит», «Фея сна».
Темы для тематических занятий: «Страна Мульти – Пульти», «Поездка в лес», «В гости к королеве Музыке», «Космос», «Сказки», «Цирк», «Зоопарк», «Гномы», «Встреча с Бабой – Ягой».
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для воспитателей младших групп детского сада
Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников
Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду
Как привлечь внимание детей