Витражная роспись. Панно «Сказки Лукоморья». Мастер-класс с пошаговым фото.
Автор: Новоселова Любовь Сергеевна, ученица 5 класса МБОУ СОШ№11 города Серова Свердловской области.Витражная роспись. Панно «Сказки Лукоморья».
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей от 8 лет, учителей начальных классов, воспитателей, родителей.
Назначение: работа на выставку, подарок, украшение детской комнаты, библиотечного зала.
Цель: создание панно в технике витражной росписи по мотивам сказок А.С. Пушкина.
Задачи:
- формировать практические навыки работы в технике витражной росписи;
- развивать творческие способности и фантазию на основе полученных знаний, умений и навыков;
- формировать культуру труда, учить аккуратности;
- воспитывать самостоятельность;
- прививать любовь к декоративно-прикладному творчеству.
История витража.
Витраж - от французского - vitrage, от латинского vitrum – стекло. Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого прозрачного материала в окне, дверях, потолке, нише, перегородке в виде самостоятельного панно.
Витраж - особый вид изобразительного искусства и наиболее выразителен в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой.
Искусство изготовления витражей имеет многовековую историю. Особенно часто в средние века украшались окна в интерьерах больших западноевропейских соборов.
Наверное, самой первой витражи в интерьере стала использовать католическая церковь.
Произошло так, скорее всего потому, что свет, проходя через витраж, окрашивается в его цвета и создает особенную эмоциональную атмосферу, что особенно важно именно в дизайне интерьера храмов. Было это приблизительно в первом тысячелетии нашей эры.
Один из самых первых, известных нам сейчас, витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры.
Нужно отметить, что попытки создания что-то похожего на витраж и украсить своё жилище делались и ранее. Так в раннехристианских базиликах V-VI веках окна заполнялись прозрачными тончайшими пластинами из камня (алебастра и селенита), которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты, которые отражались в полу, стене.
В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента Иисуса Христа с крестовидным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится приблизительно до 540 года нашей эры.
А самым древним из уцелевших образцов считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Ельзасе (Германия).
Самыми старыми и законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. Эти витражи сделаны из яркого стекла разного цвета с использованием техники закрашивания и тонального оттенения. Эта работа выполнена мастерами высокой квалификации.
Позже, приблизительно во второй половине тринадцатого столетия, в Европе появились так называемые, Аравийские стеклянные окна - отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень. Узор этих витражей был не очень богатым, поскольку ислам не допускает никаких узоров, кроме витражей геометрических или растительных.
В начале первого тысячелетия нашей эры (Романский период) в архитектуре стало гораздо больше элементов, которые украшали витражами. И появились они опять-таки в соборах, где толстые стены вынуждали делать большие окна. Вот их-то в первую очередь и стали украшать витражами. Наиболее типичный для того времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу.
Сначала в таких витражах использовался все тот же растительный орнамент преимущественно красного и синего цветов. Постепенно рисунок усложнялся, в нем появились человеческие фигуры.
Процесс развития витражного искусства продолжался, и новым этапом считаются витражи в Королевской Церкви аббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и других святых.
Одна витражная панель в средние века часто состояла из сотен кусочков стекла. Потом некоторые кусочки изымались и расписывались эмальными красками и повторно отжигались. Готовые кусочки скреплялись свинцовыми Н-образными полосками.
Окна достигали высоты шести метров, а некоторые были более восемнадцати метров. Для прочности такие большие окна делили на фрагменты площадью нескольких квадратных метров, которые прикреплялись к расположенным внешне металлическим решеткам.
На средневековом Востоке также изготавливали витражи. Восточные витражи собирали из отдельных кусочков стекла, которые скреплялись между собой раствором (в частности цементным раствором).
В эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся картинами с реалистичной передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников. В шестнадцатом веке приобрели распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат.
Традиционная технология изготовления витражей окончательно сформировалась в одиннадцатом веке.
Художественный - классический витраж появился впервые в Германии, а широкое распространение декорирования оконных проемов интерьеров началось во второй четверти ХI века.
Особенности средневекового процесса, в целом, те же, что и сейчас и были изложенные в трактате немецкого монаха Теофила приблизительно в 1100 году.
В средние века витражное стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. Окислы металлов, из которых изготавливались краски, добавлялись в расплавленное стекло, при этом выходил достаточно узкий спектр тонов. Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты добавляют средневековым витражам особенную красоту, главным образом благодаря игре цвета.
В середине XVII века витражное искусство приходит в упадок и снова возрождается лишь в начале XIX века.
В послевоенные годы XX века начался новый расцвет витражного искусства, реставрируются старые витражи. Создаются новые витражные мастерские в Польше, Франции, Швейцарии, Чехословакии. В США витражное искусство начало развиваться только в начале ХХ века.
Моя работа называется «Сказки Лукоморья», поэтому я решила обратиться к словарю и узнать значение слова «Лукоморье».
Лукоморье (устар. и поэт. Лукоморие ; морская лука) — морской залив, бухта, изгиб морского берега.
В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира.
На моём панно можно увидеть персонажей и предметы сказок А.С.Пушкина.
Необходимый материал и инструмент для изготовления панно в технике витражная роспись:
1. Рамка со стеклом.
2. Жидкость для снятия лака, ватный тампон.
3. Краски для стекла.
Обезжириваем стекло при помощи жидкости для снятия лака и ватного диска.
Готовлю эскиз работы на листе А3.
Закрепляю эскиз под стеклом.
По эскизу обводим контур. Сначала белого цвета.
Затем чёрного цвета.
Далее серебрянного.
Фиолетовый контур.
Жёлтый контур.
Контур медного цвета.
Зелёный контур.
Контур золотистого цвета.
Заполняю рисунок витражными красками, начинаю с красного цвета.
Затем использую голубую краску.
Синюю краску.
Оттенки розового и сиреневого цветов.
Зелёная краска.
Чёрная краска.
Тёмно-зелёную краску использую для травы своей работы.
Оформляю небо своего панно.
Наношу последние штрихи контуром чёрного цвета, чтобы оживить работу.
Готовую работу вставляю в рамку.
Рекомендуем посмотреть:
Урок рисования в старшей группе. Цветы в технике витраж
Роспись витражными красками по стеклу. Мастер-класс. Подсолнухи
Литературная игра в летнем лагере. Сценарий
Досуговая программа в летнем лагере. Сказки Пушкина. Сценарий
Похожие статьи:
Техника витражной росписи по стеклу для начинающих