Статья из опыта работы «Здоровьесбережение педагога в условиях работы в дошкольном учреждении»
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто (древнегреческий философ Сократ)
Проблема здоровья населения страны стала в настоящее время одной из приоритетных в политике нашего государства. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье, как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Современный педагог в дошкольном учреждении ведёт очень интенсивный и психически истощающий образ жизни. Он часто не досыпает, готовясь к рабочему дню, продумывая мероприятия, содержание деятельности. Напряжённая работа педагога с детьми, хроническая усталость, стрессы, неумение активно отдыхать, постоянное нервное напряжение, неумение правильно реагировать на отрицательную информацию, радоваться жизни и бороться с огорчениями – всё это подрывает его собственное здоровье.
В детском саду преимущественно работают женщины. Известно, что каждая женщина хочет быть красивой, здоровой, привлекательной, но не каждая может этому уделять достаточное внимание.
Частыми нарушениями здоровья у педагогов являются:
• нервные расстройства
• сердечно-сосудистые нарушения
• остеохондроз;
• нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы;
• заболевания верхних дыхательных путей;
• разнообразные гинекологические нарушения.
В дошкольном образовательном учреждении, как и в любом другом, можно выделить два направления работы по укреплению здоровья педагогов:
• профилактика эмоционального выгорания
• укрепление физического здоровья
Движение и спорт закаляют тело, предохраняя его от заболеваний и замедляя процесс старения. С помощью чередования работы и отдыха можно победить свои слабости и изменить свою натуру.
«Устают не оттого, что много работают, а оттого, что работают неправильно» - считал физиолог Н. Е. Введенский. Поэтому причину повышенной утомляемости следует искать в нерациональной организации труда и отдыха, и недостаточном активном отдыхе. Различают три вида отдыха: ежедневный, еженедельный и ежегодный. В ежедневный отдых входят короткие перерывы в течение рабочего дня для выполнения производственной гимнастики и пребывание на свежем воздухе, упражнения на избавление от отрицательной энергии, способности контролировать ситуации, упражнения на снятие психомышечного напряжения, на уверенность в себе.
Один из методов коррекции эмоциональных состояний — танцетерапия. Движения в танце способствуют усиленному притоку крови к внутренним органам, каждой клеточке тела; укрепляют мышцы ног, туловища, рук, развивают гибкость, выносливость. Танцы приводят нервную систему в активное деятельное состояние и дают ощутимый заряд бодрости. Применять танцетерапию можно во время прогулок и в группе.
Умение пользоваться способами саморегуляции своего эмоционального состояния может помочь снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье. Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать развитию эмоциональной гибкости и устойчивости. Одним из способов саморегуляции своего эмоционального состояния является самовнушение. Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить утром после сна или по дороге на работу.
Необходимо осуществлять гигиенические и профилактические меры, направленные на то, чтобы избежать патологии позвоночника и венозных сосудов.
Подобные меры должны включать:
• оптимизацию статической рабочей позы при сидении и в положении стоя
• разгрузку мышц спины и шеи, позвоночников в ходе образовательной деятельности, а также после окончания рабочего дня
• укрепление мышечного каркаса позвоночника
• освоение техники самомассажа спины и шеи
В течение рабочего дня педагоги с пользой для своего собственного здоровья должны выполнять дыхательную гимнастику с использованием массажа активных точек по Уманской. Также можно применять современную методику оздоровления – бодифлекс. Бодифлекс – это универсальная современная методика, которая позволяет поддерживать тело и организм в отличном состоянии.
Результаты:
• ускоряется обмен веществ.
• усиливается лимфоток.
• уменьшается аппетит в два раза.
• проходят отеки лица.
• улучшается цвет кожи.
• подтягивается второй подбородок.
• прекрасно работает кишечник.
• очищается лимфа
• прилив энергии после занятия и весь день
• проходит одышка
Необходимо помнить о витаминотерапии. На территории нашего дошкольного учреждения имеется огород, на котором выращиваются овощные культуры: морковь, свекла, капуста, картофель, лук и т. д. С наступлением осени, мы с удовольствием проводим витаминотерапию, тем самым проводим профилактику ОРВИ.
Чайная фитотерапия, которая проводится в детском саду под руководством медицинской сестры – один из методов поддержания и сохранения здоровья. Принимая витаминный чай ежедневно, повышается устойчивость организма к болезням и неблагоприятному влиянию окружающей среды, укрепляется собственный иммунитет.
Также в детском саду планируется открытие тренажерного зала, в котором смогут заниматься все сотрудники детского сада в удобное для них время. Польза каридотренажеров очевидна: сердечная мышца будет тренироваться дозированно, развивает дыхательную систему, нагружает большое количество, приводит в тонус и укрепляет мышцы, способствует снижению веса и потере лишних килограмм, ускоряет обмен веществ, развивает гибкость тела.
Не стесняйтесь, пойте на здоровье! Любители петь или просто напевать себе под нос сами того не зная повышают свой иммунитет. При пении активизируется и работа мозга. Головной мозг начинает работать интенсивней, улучшается память, легче воспринимается любая информация. Частое пение, особенно на свежем воздухе, ведет к появлению здорового румянца, имеет выраженное омолаживающее действие.
Если у вас проблемы с легкими, мучают частые бронхиты, занятие вокалом, вероятно, будет полезно. Как отмечают зарубежные пульмонологи, пациенты-астматики, которым они рекомендовали посещать хоровую студию, уже вскоре после начала занятий почувствовали улучшение в своем состоянии.
Важно помнить, что работа по сохранению здоровья педагогов – дело важное. Это самый действенный путь к воспитанию здоровых детей и формированию здорового общества!
Список использованной литературы
1. Бодифлекс: дыши и худей. Издательство: Эксмо, 2012.
2. Стрельникова А. Н. “Техники оздоровительного дыхания”. М., 2005.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Высказывания и цитаты о медицине и врачах.
Рекомендуем посмотреть:
Осеннее спортивное развлечение в детском саду. Средняя группа
Дорожка здоровья для ребёнка своими руками
Оздоровительно - профилактическое занятие в старшей группе детского сада
Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ