Игра в шашки - как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Интеллект - это способность личности к познанию, осмыслению и решению задач. Он характеризуется эрудицией, способностью к мыслительным операциям и логическому мышлению, наблюдательностью, вниманием и памятью. Интеллектуальное развитие происходит в дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности.
Развитие интеллекта подразумевает собой систематическую и целенаправленную работу, чтобы у детей не пропал интерес, полученные знания закреплялись и использовались в практике. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, быстро ориентируются в различных ситуациях и лучше подготовлены к школе. Этим объясняется актуальность моего проекта и поставлена цель - создание программы «Играем в шашки – развиваем интеллект», которое поможет развить интеллект у детей.
Игра является основным видом деятельности у детей дошкольного возраста. Основой для развития интеллекта выбрала игру в шашки, т.к. в ДОО редко используют эту игру. Изучив опыт работы воспитателей, выявила, что если игру в шашки и используют для развития интеллекта, но редко. У детей быстро пропадает интерес к этой игре, забывают как играть и, соответственно, уровень интеллекта снижен.
Игра в шашки – мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребёнка в игровой форме. Она отлично развивает у детей умение принимать правильное решение и выход из любой ситуации, логику и мышление, а также тренирует сообразительность, смекалку, настойчивость и трудолюбие. Игра в шашки очень популярна издавна. Любителями шашек были А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, шашками увлекались Александр Суворов, Антон Чехов, Александр Грин и многие другие.
Перед ознакомлением игры в шашки я выяснила: знают ли они игру в шашки, с кем они играют в шашки, где играют и как играют. По итогам опроса и собеседования – все дети наслышаны об этой игре, кто-то видел как играют другие более взрослые дети и родители. Были даже те, кто использовал шашки не по предназначению.
Процесс обучения был построен в доступных формах для детей 5-6 лет. В течение года проводились различные занятия в виде беседы, объяснений, рассказов, демонстраций, сказок и соревнований. Учебные занятия по данной программе проводились со всеми детьми, по группам и индивидуально. Индивидуально прорабатывали полученные навыки по основным приемам борьбы «размен», «шлагбаум», «связывание» и др. При этом была главная задача - избегать утомительного однообразия, поддерживать у детей интерес.
Оценивались следующие умения и навыки: расставляет шашки на поле, начало игры, ход шашек, бой шашек соперника, решение диаграмм, дама (ход и бой), доводит игру до конца.
Для того чтобы оценить положительную динамику в развитии интеллекта у детей были повторно проведены те же тесты на определение уровня развития интеллекта.
Показатели подтверждают, что
с помощью игры в шашки можно легко и эффективно добиться высокого уровня интеллекта у детей. В шашечном турнире дети проявили у себя личные качества – внимание, усидчивость и сосредоточенность. Они научились не обижаться при проигрышах, радовались победам своих сверстников.
Таким образом игры в шашки развивают интеллект, операции логического мышления - сопоставление, рассуждение, планирование, сравнение, обобщение, классификация и анализ, также способствует разностороннему развитию ребёнка. Подтверждено, что дети, которые серьёзно занимаются шашками, хорошо учатся, умеют правильно планировать распорядок дня и становятся более организованными.
Похожие записи:
Конспект проведения шашечного турнира с детьми дошкольного возраста (5-7 лет)
Почему важно учить ребенка играть в шашки и шахматы
Турнир по шашкам в детском саду
Турнир по шашкам в детском саду. Сценарий