Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники
Мнемотехника является системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Слова «
мнемотехника» и «
мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.
Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Из данного определения можно сделать вывод, что именно память является ведущим психическим процессом в дошкольном возрасте. Но, не нужно забывать, что также необходимо развитие и других психических процессов, таких как: восприятие, мышление, речь и воображение. Но мы не сможем их развивать без увеличения объема памяти.
Что же такое память?
Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
В данном случае
память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется восприятие, развивается речевая культура. Но развитие речи невозможно без развития памяти. Память способствует усвоению общественного опыта, расширению связей с окружающей действительностью. У дошкольников память носит непроизвольный характер. Поэтому для запоминания и припоминания необходимо применять определенные приемы. В этом помогает мнемотехника.
Для развития у ребенка богатого воображения, способности к замещению, умения находить взаимосвязи, необходимо научить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо символом реальный образ, или несколько образов, отразив ими общие признаки объекта, т.е. пользоваться «заместителями». Можем с уверенность сказать, что именно мнемотехника станет верным помощником для Ваших действий в данном направлении.
В работе с мнемотехникой используются всевозможные модели.
Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Она упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Следовательно, создавая мнемотаблицы и схемы-модели, дети создают модели слова, рассказа.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Получается, что
мнемотаблица – это информационная модель: целенаправленно отобранная информация об объекте. А в качестве элементов модели могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований. Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту. Быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней; должна быть создана атмосфера свободы творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы с использованием мнемотехники "Кораблик"
Описательный рассказ для детей 6-7 лет: «Школа» (с использованием мнемотехники)
Проект для детей старшей группы детского сада. Использование мнемотехники
Что такое мнемотехника