Экологический проект в старшей группе на тему: Насекомые
Экологический проект «Насекомые вокруг нас»
Содержание
1. Характеристика проекта
2. Сроки и этапы проведения
3. Актуальность проекта
4. Практическая значимость проекта
5. Новизна проекта
6. Гипотеза проекта
7. Цели и задачи проекта
8. Ожидаемый (предполагаемый) результат по проекту
9. Возможные риски при реализации проекта и мероприятия по их минимизации
10. Описание этапов реализации
11. План реализации, с описанием педагогических технологий, методов и приемов работы
12. Перспектива распространения опыта
13. Рекомендации
14. Информационные ресурсы
15. Приложения
Характеристика проекта.
Автор проекта: Мельникова Людмила Идрисовна
Тип проекта: групповой исследовательский проект
По содержанию: включает ребенка и семью;
По числу участников проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагог.
По времени проведения: краткосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОО.
Актуальность проекта:
Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы дети овладеют элементарными приемами наблюдения, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Объектом исследования моего проекта являются насекомые.
Практическая значимость проекта:
Изучив педагогические технологии и методы, я пришла к выводу, что одними из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются: метод детского экспериментирования, метод проектов, метод моделирования проблемных ситуаций. Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин.
Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления.
В-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как: уметь видеть проблему и ставить вопросы, уметь доказывать, делать выводы, высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Новизна проекта:
Новизна экологического проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с окружающим миром, экология, ОБЖ, развитие речи, изобразительную деятельность. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
Гипотеза проекта:
Если в ДОУ будут обеспечены максимально – благоприятные условия для развития у детей способностей к поисковой и исследовательской деятельности, воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), то будут достигнуты высокие результаты в социально – нравственном и экологическом развитии детей. Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые». Задачи проекта:
1. Формировать у детей реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
2. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к живому.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость
5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Ожидаемый(предполагаемый) результат по проекту: Дети:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
4.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
7. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.
Педагоги:
1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника;
2. Повышение профессионального мастерства: повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
3. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе.
4. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Родители:
1. Обогащение уровня экологических знаний родителей.
2. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах
Возможные риски при реализации проекта и мероприятия по их минимизации:
Риск при реализации проекта
Недостаточная информационная компетентность педагогов
Недостаточная информационная компетентность родителей
Нежелание родителей принять активном участие в проекте.
Мероприятия для их минимизации
Создание условий для педагогов в сфере самообразования, участие в обучающих семинарах и вебинарах.
Консультирование по теме проекта
Стимулирование родителей через проведение мастер-класса, круглого стола по теме проекта.
План реализации проекта
I блок «Особенности внешнего вида насекомых»
1.Целевая экскурсия по территории детского сада с моделированием проблемной ситуации.
2. Создание карты-схемы участка детского сада с обозначением мест, где были найдены насекомые.
3. Создание альбома с фотографиями, с изображением насекомых снятыми детьми на территории детского сада.
4.Проблемная ситуация «Кто эти насекомые»
5.Работа с энциклопедиями,
журналами, составление описательного рассказа по схеме.
6.День знаний. Рассказывание по схеме описательного рассказа, составленного совместно с родителями, решение проблемных ситуаций, созданных педагогом.
7. Познавательная беседа по теме с использованием презентации «Такие разные насекомые»
8. Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые»
9. Отгадывание загадок о насекомых
10. Дидактические игры
к разделу «Насекомые»
11. ООД по изобразительной деятельности с использованием различных техник работы.
12. Игра-викторина «В царстве насекомых»
II блок «Значение насекомых в жизни человека»
1.Просмотр документального фильма «Дискавери. Жизнь насекомых»
2. Исследовательская деятельность «Что будет если исчезнут насекомые?»
3.Чтение художественной литературы про насекомых
4.Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Мозаика», «Лабиринты», и т. д.
5. Интервью детей и родителей по итогам проекта.
В завершении проекта педагог готовит отчетную презентацию о проделанной работе для педагогов ДОУ, администрации ДОУ.
Перспектива распространения опыта:
Проект «Насекомые вокруг нас» может использовать в своей работе каждый воспитатель, а также любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к общеобразовательным программам.
Рекомендации по реализации проекта:
1 блок «Особенности внешнего вида насекомых»
Постановка проблемного вопроса
Во время целевой прогулке по территории детского сада обратить внимание детей на то, что, то тут, то там мы встречаем вокруг себя различных насекомых. Совсем маленьких или побольше, то зеленых, то красных, то на земле, то на дереве и т. д.
Предложить детям во второй половине дня создать карту – схему территории детского сада и во время следующей прогулки взять с собой фотоаппарат и фотографировать насекомых на участке, а потом разместить полученные фотографии на карте – схеме детского сада.
Варианты создания карты –схемы участка могут быть совершенно различного образца, все зависит от творчества группы детей и педагога.
На следующий день дети и педагог, взяв с собой фотоаппарат, продолжают целевую экскурсию по территории ДОУ, только на этот раз с картой –схемой и фотоаппаратам. Как только кто-то из детей находит насекомое - делается его фотография и заносится пометка на карту в виде схематического изображения насекомого понятного для детей.
Отобразив найденных насекомых на карте – схеме, дети приходят к выводу, что названия многих из них им не известны. Тогда педагог с детьми ищет пути решения сложившейся проблемы.
1 вариант: найти изображения и названия в энциклопедии или другой литературе в группе.
2 вариант: после того как, педагог отпечатает фотографии, раздать понравившиеся фотографии домой, где дети вместе с родителями готовят мини-доклады о насекомом по схеме.
3 вариант: работа с энциклопедией переходит в домашние доклады. Только насекомые описываются те, описание которых не было найдено в литературе. Для облегчения описания насекомого предлагается схема. Предварительно, дети вместе с педагогом, работают по схеме.
Описание насекомого дети зарисовывают, опираясь на схему, что облегчает рассказывание.
День знаний. Проходит в виде дискуссии. Докладчику одевают шапку ученого, и он рассказывает то, о чем он узнал вместе с родителями.
Все рисунки вывешиваются на доске открытий и каждый из детей может их рассмотреть и обсудить. В ходе обсуждения педагог старается вовлечь в обсуждение как можно большее количество детей. В ходе обсуждения педагог предлагает детям проблемные ситуации, которые дети, опираясь на полученные знания, пытаются решить.
- сколько точек у божьей коровки?
- чем питается божья коровка
- где чаще встречается…?
- как пчела собирает нектар?
- переносит пыльцу? и т. д.
Для закрепления знаний детей об особенностях внешнего вида насекомых в течение недели вся образовательная деятельность направлена на расширения знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.
Формы и методы:
- познавательная беседа по теме с использованием презентации «Такие разные насекомые»;
- Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые».
- отгадывание загадок о насекомых
- дидактические игры по теме
- творческая продуктивная деятельность по теме проекта с организацией выставки для родителей и представлением работ. Данную работу необходимо организовать как в группе, так и дома совместно с родителями.
Итоговыми мероприятиями является выставка творческих работ «Такие разные насекомые», игра-викторина «В царсте насекомых»
II блок «Значение насекомых в жизни человека»
«Дискавери. Жизнь насекомых» просмотр видео фильмов. Это форма работы поможет получать знания посредством ТВ. Доставит детям радость от просмотра документального фильма, научит делиться впечатлениями. В завершении просмотра педагогу необходимо обобщить полученные знания в форме беседы и подвести детей к пониманию зачем природе нужны насекомые.
Исследовательская деятельность: «Для будет если исчезнут насекомые?»
Детям предложены картинки по вопросам
Для чего нужны насекомые? Что если их убрать?
Например,:
Опылители растений.
Опыляют растения _ растения цветут, дают плоды_плодами питаются животные и человек. Если убрать насекомых, что будет?
Ими питаются (звенья цепей питания)
Насекомые питаются травой _насекомыми птицы_ птицами хищные животные. Если убрать насекомых, что будет?
Пчеловодство
Собирают нектар_ делают мед_ мед полезен для человека
Участие в почвообразование
Черви ползают в земле делают землю рыхлой, обогащают кислородом растения лучше растут дают больше плодов для человека.
В течение всего блока целесообразно проводить дидактические игры, подвижные игры, рассматривание альбомов, книг и др.
На протяжении всего блока целесообразно проводить различные дидактические игры «Хорошо-плохо». Детям предлагается назвать, что в мире насекомых хорошо, а что «плохо» (с точки зрения людей). Игра «Мозаика» проводится по типу разрезных картинок, одна из которых разрезана на 6-10 частей, а другая служит образцом. Лабиринты: «Помоги пчелке долететь до улья», «Помоги муравьям попасть в муравейник» и др.
Итоговым мероприятием в завершение данного блока монтаж видеофильма «Что мы знаем о насекомых», в котором дети делятся своими впечатлениями о проведенном исследование, рассказывают, что нового они узнали и что еще хотели бы узнать. А также отзывы родителей о проделанной работе.
На результативном этапе проекта необходимо организовать семинар для педагогов и администрации ДОУ, где педагог сможет поделится опытом проделанной работы, продемонстрировать итоговую презентацию и, смонтированный видеофильм с отзывами родителей и детей.
Информационные ресурсы
1. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
2. Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
3. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008
4. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
5. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.  6. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.Николаевой .-М, 2005
7. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
8. Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011
9. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
10. Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
11. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
12. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
13. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
Здравствуйте,Людмила Идрисовна! С большим интересом ознакомилась с представленным проектом, всё очень подробно, прекрасно спланировано, проведена очень большая работа заслуживающая внимания! С удовольствием голосую!
Здравствуйте, Людмила Идрисовна! Рада Вашему приглашению. Очень достойная работа представлена нашему вниманию. Особо ценно то, что Вы описываете как проводили этапы проекта. Мне понравилась публикация, грамотная цельная результативная. Молодцы! Желаю победы! С удовольствием голосую.
Здравствуйте, Людмила Идрисовна! Благодарю за приглашение. Большой качественный проект, проведена целенаправленная содержательная работа по формированию элементарных представлений детей о насекомых: их внешнем виде, жизнедеятельности, полезности для окружающего мира. В ходе познавательной деятельности у детей формируется стремление к исследованию объектов природы, правильному поведению по отношению к насекомым; умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. В процессе реализации проекта не только дети, но и родители являются активными участниками: включаясь в событийную жизнь группы, выполняют творческие задания, тем самым повышая экологическую и педагогическую компетентность, расширяя представления о формах содержательного общения с детьми. Благодарю за идею. Голос № 6 и дальнейших творческих успехов, Людмила Идрисовна.
Здравствуйте, Людмила Идрисовна!Спасибо за приглашение! Развивающий и познавательный материал. Вами проведена большая работа, но к сожалению не показаны приложения в виде презентаций, стихов и т.д., очень хотелось бы ознакомиться и с этими материалами. С уважением Наталья Николаевна.
Людмила Идрисовна! Познакомилась с вашей работой, проголосовала. Хочу сказать общее, у вас интересный материал, которым воспользуются с удовольствием многие коллеги, и я в том числе! Вам желаю удачи! Голос!
Здравствуйте, Людмила Идрисовна! Очень сильная и трудоемкая работа! Она принесет много пользы учителям, которые воспользуются ею. Вы предоставили хорошую информацию вашим коллегам. Примите мой голос.
Людмила Идрисовна, очень увлекательная разработка, не сомневаюсь, что она с успехом реализована и была интересна вашим воспитанникам. Примите и мой голос
Людмила Индрисовна, у Вас получился интересный и познавательный проект. Мне понравилось то, что Вы подробно описали этапы проекта. Если кто захочет проводить такой же проект, то ему очень помогут Ваши рекомендации. Проведена большая работа. Я думаю, что дети с удовольствием работали над этим проектом и получили много знаний и навыков. Спасибо за материал. Мой голос Вам!
Людмила Индрисовна, просмотрев экологический проект «Насекомые вокруг нас», прочитав комментарии к ним и вправду хочу согласится со многими приятными словами. Сам проект составлен четко и подробно. Я благодарна за материал, который можно взять на заметку! Мой голос Вам!