Заседание родительского клуба "Содружество".
Автор: учитель-логопед Шарыпова Л.В. частного негосударственного общеобразовательного учреждения детский сад № 206 ОАО "РЖД" г. Тайшет
Тема встречи: "Особенности речи детей старшего дошкольного возраста, рекомедации по развитию словаря, дыхания, голоса, мелкой моторики.
Цель:ознакомление родителей с особенностями речи детей среднего возраста, дать рекомендации по развитию словаря, дыхания, голоса и мелкой моторики пальцев рук.
Повестка:
1 Знакомство друг с другом. Краткое изложение цели.
2 Выступление логопеда: "Особенности речи детей среднего дошкольного возраста".
3 Рекомендации по развитию словаря, дыхания, голоса.
4 Практикум для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point, игры для развития мелкой моторики.
1 вопрос. Знакомство с родителями.
Уважаемые родители, мы рады приветствовать вас на заседании семейного клуба "Содружество"
Цель создания нашего клуба - просвещение родителей по вопросам речевого развития детей.
Давайте познакомимся. Представьтесь, и расскажите, какие темы вас интересуют и волнуют.
После знакомства логопед подводит итог, намечает направления следующих заседаний.
2 вопрос. Особенности речи детей среднего дошкольного возраста.
Речь - один из наиболее мощных факторов для развития ребёнка в целом. Это средство общения, основа для мышления. И от её развития во многом зависит то, каким ребёнок станет.
1. К 5 годам ребёнок владеет словарём примерно 1500 слов. Увеличивается число, не только глаголов и существительных, но и прилагательных, наречий (рано, поздно, скоро), числительных (1 яблоко), местоимений (мой, твой). Появляются слова понятия: одежда, фрукты, овощи и т.д.
2. Говорит предложениями из 4-5 слов (иду с мамой в детский сад, большая собака бежит по улице).
Допускают грамматические ошибки: много руков, ухов, лисин хвост.Ошибки употребления родовых окончаний прилагательных: красная (помидор, яблоко).
3. Они много задают вопросов. Детей интересует всё. Важно поддержать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи. Поощряйте любопытство ребёнка, стремление задавать вопросы для этого старайтесь отвечать на каждый вопрос.
4. Могут запомнить и воспроизвести небольшие стихотворения, содержание сказки, рассказа.Больше учите наизусть, рассказывайте.
5. В 4 года произношение детей значительно улучшается. Дети правильно произносят все звуки кроме ш, ж, ч, щ, р л.
К 5 годам должны появиться все звуки.
3 вопрос. Рекомендации родителям по развитию словаря.
1.Развивать словарный запас детей лучше всего во время игр «Больница», «Магазин». Взяв на себя роль доктора, малыш лечит своих пациентов, употребляет в речи название принадлежностей, действий (поставлю укол, перебинтую бинтом)
2.Малыш должен участвовать вместе с вами в различных действиях. Идете в магазин комментируйте свои действия, что надо купить? Придя, домой, спросите: куда ходили, что купили? Вместе разложите покупки, затем спросите: куда мы положили рис, а картошку?
3. Ребёнок должен знать и уметь рассказывать, кем работают родители. Надо объяснять малышу не только как называется тот или иной специалист, но и что он делает? (продавец взвешивает, упаковывает, продает товар).
4.Побуждайте ребенка для высказываний (расскажи бабушке, где мы были сегодня или нарисуйте картину увиденного).
5. Разнообразьте речь разными прилагательными. Из какой чашки будешь пить из большой или маленькой? Из синей или желтой?
6. Хорошее действие на развитие словаря оказывают
игры
-«Мяч бросай и животных называй»
(по всем обобщающим словам: одежду, овощи, фрукты, посуду называй)
-«Я знаю имена девочек….»
-«Кто как разговаривает»
-«Животные и их детёныши»
-«Подскажи словечко» Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса?
-«Скажи ласково». Мячик ты скорей поймай да словечко приласкай.
-«Кто чем занимается?» Никогда мы не забудем, что умеют делать люди строитель – строит и т д.
-«Наоборот» Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот. Горячий – холодный и т.д.
-«Один – много». Мы волшебники немного был один, а стало много стол – столы и т д.
-«Волшебный мешочек» Узнай предмет на ощупь и опиши его.
-«Чего не стало» Разложите на столе картинки или предметы, уберите один спросите: чего не стало?
-«Какое животное или птица кричит?»
7. Больше учите с детьми наизусть. Очень хорошо, когда ребёнок рассказывает стихи родителям, знакомым, выступает на детских праздниках. Это воспитывает в нем уверенность.
8.Больше читайте вместе с ребёнком. Спросите у него: что запомнил? Помогите вопросами или разыграйте сценку.
Следите, чтобы ваша речь и речь окружающих была образцом для подражания. Говорите четко, короткими фразами. Если взрослый говорит - разов, ихнее – ребёнок усвоит подобные обороты. Говорите правильно не используйте уменьшительно-ласкательные слова, употребляя сюсюканье, не подражайте детской речи.
Рекомендации родителям по развитию дыхания, голоса.
1. Прежде всего, следите, чтобы малыш не торопился, чтобы его темп речи не опережал речевые возможности.
Не торопите ребёнка дайте ему возможность спокойно высказаться (быстрый темп может привести к запинкам).
2.Учите ребёнка слышать звук в слове.
Например: в слове жук есть звук (ж) или нет.
«Кто как кричит?». Перед ребёнком разложите разные картинки, спросите: кто, как кричит? пусть покажет картинку.
«Хлопни в ладошки, если услышишь в слове звук (ж)».
«Закройте глаза и послушайте звуки вокруг»
"Вспомните слова, которые начинаются на А....; на У.... и т. д.
3.Развивайте умение правильно дышать.
Родители, которые желают научить ребёнка говорить красиво и четко, следует обучить ребёнка правильному дыханию, чтобы ребёнок смог на выдохе произнести фразу из 4-5 слов.
Просим вдохнуть носом, а выдохнуть легко плавно через рот, следите чтобы плечи не поднимались.
Вначале учим ребёнка дуть на вертушку, листок, снежинку.
-Упражнение «Подводная лодка» - пускать через соломинку воздух в стакан».
-Вдох и выдох носом.
-Вдох носом, выдох ртом.
-Вдох ртом, выдох носом.
-Вдох и выдох ртом.
-Упражнение «Хомячок» - пошмыгать носом, рот закрыт.
-Упражнение «Согреть руки» - выдох со звуком: х-х-хо.
-Упражнение «Остудить воду» - выдох со звуком: ф-ф-ф.
-Упражнение «Бабочка» - сдуть бабочку на нитке.
Затем учим ребёнка на выдохе произносить потешки, скороговорки, чистоговорки.
У Ули удочка,
У Яны яблочко.
Яша косеет,
Аля косит.
Ели в хате мы уху,
Шили шубу на меху.
Работайте над силой голоса (умением говорить громко, тихо)
Скажи громко, тихо слово снегопад. Пропойте разные звуки, увеличивая громкость. Пусть ребёнок скажет как мышка и медведь.
Мышка тихо пропищала:
«сыра я поела мало».
На весь лес медведь ревёт:
«где же мёд? Ну, где же мёд!»
4 вопрос.Практическая часть: "Тренируем пальчики".
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Присмотритесь, как ваш ребёнок зашнуровывает обувь, может ли застегнуть пуговицы, как держит ножницы, карандаш, координированы ли его движения.
Если замечаете неловкость ребёнка, то рекомендуется стимулировать речевое развитие у детей путём тренировки движений пальцев рук.
Рекомендуются такие игры.(показывает логопед)
"Собирание мелких предметов в коробочку"
"Нанизывание бусинок на леску или верёвочку"
"Раскрашивание картинок, обводка по трафарету"
"Вырезание"
"Игры со шнуровками"
«Гладкий шершавый»
«Найди такой же на ощупь»
«Чудесный мешочек»
«Собери бусы»
«Рвите бумагу на мелкие кусочки»
«Собирайте кубики, пазлы, мазайки»
«Пальчики здороваются»
(Каждый пальчик здоровается с большим, затем пальцы правой руки здороваются с пальцами левой руки)
«Пальчики спрятались»
«Футбольная команда»( каждый пальчик сгибаем и разгибаем)
«Зайчики» (указательным и средним пальцем делаем ушки зайчика)
«Игры с прищепками" (Прикрепи колючки ёжику, ветки ёлочке).
В заключении хочу сказать: больше гуляйте с ребёнком (это поможет избежать неврозов), играйте с детьми в детские игры, учите общаться с другими детьми.
Ну а теперь пришло время ваших вопросам и ответам. Наша встреча подошла к концу. До новых встреч.
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе
Взаимодействие ДОО с семьей
Первая встреча с родителями в родительском клубе в детском саду
Заседание детско-родительского клуба в младшей группе детского сада
Похожие статьи:
План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности
Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития