Формирование произносительных умений и навыков
|
1 период обучения
|
2 период обучения
|
3 период обучения
|
1.Продолжение закрепления упражнений и приемов для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы.
2.Массаж мышц органов артикуляции( щек, губ, языка, твердого неба)
3.Артикуляционные упражнения по формированию базовых артикуляционных укладов, позволяющих вызывать гласные звуки: фиксация открытого рта, трубочка «улыбка», активизация мягкого неба, распластывание языка, надувание щек.
4.Автоматизация гласных звуков: а,о,у,ы,э,и.
согласных звуков: п,ф,в,б,т,д,л
5. Введение вызванных чистых звуков в слоги
|
1.Упражнения по закреплению и автоматизации поставленных звуков в слогах.
2.Введение новых навыков в слова
3.Закрепление новых речевых навыков во фразах отраженно.
4.Постановка звуков к, г, л, х;
мягких - п',б',м',н',ф',в',т',д'.
5.Подготовительные упражнения для постановки с,з,ц,ш,ж,ч,щ,р,р',я,ю,е,ё.
6.Работа над просодикой речи: чистым, сильным полетным голосом, выразительностью.
7.Дифференциация звуков
|
1. Продолжение работы по коррекции звуков.
2.Автоматизация полученных новых речевых навыков в самостоятельной речи, в стихах, рассказах, беседах по картине.
3. Дифференциация смешиваемых звуков.
4. Развитие навыков самоконтроля качества своей речи.
5. Работа по усвоению слов со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью.
|
II. Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
|
1.Упржнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
2.Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.
3.Выделение ударного гласного в начале слова.
4.Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА…
|
1.Определение наличия или отсутствия согласных п,б,в,ф,т,д,к,г,л в слове. Выделение их в начале слова.
2.Придумывание слов с заданным звуком.
3.Определение места заданного звука в слове.
4.Звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков).
5.Звуковой анализ прямого слога.
|
1.Продолжение работы по звуковому анализу слогов.
2.Звуковой анализ слов: дом, мак, кот, лапа, мама, папа, лампа
|
III. Совершенствование словаря (номинативного, предикативного)
|
1.Рашсирение словаря в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, явлениях природы, о себе и своей семье.
2.Развитие объема словаря существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы».
3.Формирование обобщающих понятий и включение в речь обобщающих слов.
|
1.Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Обувь», «Одежда», «Профессии».
2.Введение в активную речь антонимов, синонимов.
3.Образование и актуализация в речи существительных с уменьшительно-ласкательным значением и относительных прилагательных.
|
1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Весна», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Транспорт». Усвоение новых обобщающих слов.
2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов.
3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д.
|
IV. Развитие грамматического строя речи.
|
1.Уточнение в пассиве формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.
2.Уточнение представлений в пассиве о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения логопедом.
|
1.Уточнение в активной речи всех нечетких окончаний различных грамматических форм.
2.Формирование правильных окончаний тех грамматических форм, которые не сформированы в речи ребенка:
-винительный падеж существительных среднего рода;
-дательный падеж 2-го склонения;
-творительный падеж 1-го склонения;
-усвоение в речи предложных конструкций: НА, В, ИЗ, ЗА, ПОД в их различных значениях.
|
1.Уточнение личных форм глаголов, возвратных глаголов.
2.Усвоение согласования числительных с существительным.
3.Усвоение в активной речи предложных конструкций: К, ОТ, С, ПЕРД, НАД, МЕЖДУ, БЕЗ.
|
V. Развитие связной речи.
|
1.Уточнение или формирование навыка овладения в речи моделями простого предложения с беспредложными падежными формами.
2.Обучение навыку точно строить фразу в ответ на вопрос и в соответствии с ним (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).
|
1.Овладение синтаксическими конструкциями более сложного вида (с предлогами).
2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов.
3.Составление рассказа-описания по темам: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда», «Обувь» (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).
|
1.Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа по серии картин. Пересказывание сказок, рассказов своими словами.
2.Придумывание продолжения рассказа по предложенному началу.
3.Составление рассказа по содержанию стиха (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).
|
VI. Развитие зрительного восприятия и узнавания.
|
1.Формирование целостности зрительного восприятия: силуэтные, контурные, зашумленные, наложенные изображения предметов.
2.Развитие способности концентрировать и распределять внимание: лабиринты, нахождение такого же предмета, составление целого из частей, определение: чего не достает?
|
1.Формирование целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе. Нахождение сходства и различия в предметах, изображениях.
2.Развитие способности концентрировать и распределять внимание: лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу. Письмо элементов в заданном порядке.
|
1.Формирование целостности зрительного восприятия: узнавание целого по части, восстановление целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу, узнавание предметов (его вариантов) по описанию.
2.Работа с цветными матрицами Равенна.
3.Работа с мозайкой, конструирование фигур, цифр и букв из палочек и элементов.
3.Развитие способностей концентрировать и распределять внимание: усложненные лабиринты, зрительные диктанты, орнаменты по образцу.
|
VII. Совершенствование моторного развития и графических навыков руки.
|
1.Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:
-пальчиковая гимнастика
-упражнения для свободных движений руки
-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином
-работа с конструктором
-шнуровки, мозаики, застежки.
2.Развитие зрительно-моторных координаций:
-работа по зрительно-двигательным траекториям
-рисование по точкам
|
1.Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки: то же с усложнением
-штриховка в разных направлениях, раскрашивание
2.Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки: то же с усложнением
-обведение по контуру.
|
1.Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:
усложнение, увеличение объема заданий.
2.Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:
усложнение материала
|
VIII. Развитие словесно-логического мышления.
|
- Формирование умений понимать и задавать вопрос
- Развитие способности обобщать
- Развитие способности группировать предметы по определенным признакам
- Умение устанавливать закономерности и логические связи
- Развитие логических операций: анализ, синтез, обобщение
- Умение логически выстраивать высказывания
- Уметь понимать причинно-следственные связи
- Развитие логического запоминания
|
IХ. Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
|
- Развитие доверительных отношений с ребёнком, преодоление речевого негативизма.
- Развитие умения работать по словесной инструкции
- Формирование умений действовать по правилам, работать по инструкции
- Совершенствовать умение планировать свою деятельность
- Выработка умений контролировать себя и, в особенности, свою речь
|