План работы кружка «Развитие ребенка в театральной деятельности» для детей старшей группы.
Автор: Мальцева Светлана Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №89», Пермский край, г. Верещагино.
ЦЕЛЬ: развитие эмоциональной среды детей и приобщение их
к азам театрализованной деятельности.
ЗАДАЧИ:
- развивать устойчивый интерес к театрально- игровой
деятельности;
- обогащать словарь детей, активизировать его;
- стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты,
интонация);
- воспитывать гуманны чувства: отзывчивость, умение радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам;
- Поддерживать желание участвовать в праздниках и развлечениях, чувствовать себя свободно в любой обстановке.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- освоение невербальных средств общения (мимика, жесты.)
- речь детей связная, выразительная, расширился словарный запас
- научились выражать свои чувства и понимать чувства других
- дети уверенные, не робкие сопереживают другим
- у детей появился интерес к театру.
МАТЕРИАЛЫ И ПОСОБИЯ:
- иллюстрации, фотографии, открытки по видам, жанрам
театрализованной деятельности;
- платочки, султанчики, ленточки;
- маски;
- настольный, пальчиковый театры
Материал для изготовления платкового театра:
• картон, клей, платки, нитки, иголка , краски, фломастеры,
карандаши.
Альбомы: потешек, частушек, считалок, чистоговорок.
Костюмы и атрибуты к играм драматизациям.
ЛИТЕРАТУРА
1) Т.И.Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр
в детском саду»
2) Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»
3) И. Медведева, Т.Шишова «Улыбка судьбы»
4) Д/в № 4,2002 г.
5) Ребенок в Д/саду № 3,4,5, 2001 г.
6) Ребенок в Д/саду № 6, 2002 г.
7) Ребенок в Д/саду № 2, 2007 г.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МЕСЯЦ
Общее количество занятий
Название блока
Количество занятий
Октябрь -4
1)
Знакомство с театром.
1. «Здравствуй театр» -1
2. Жанры театральной деятельности- 1
3. «Как устроен театр» -1
4. Экскурсия в театр» -1
Ноябрь -4
2)
Создание платкового театра.
1. Знакомство с театром -1
2. Способы изготовления платкового театра. -2
3. Способы управления платковым театром. -1
Декабрь- 4
3)
Готовим спектакль «Заюшкина избушка»
1. Познакомить детей со сценарием. 1
2. Подготовка к спектаклю.- 2
3. Исполнение спектакля, показ для детей. -1
Январь- 4
4)
Патологический доминант «Хозяин и собака»
1. Страхи. -1
2.Застенчивость, избирательный мутизм.- 1
3. Агрессивность -1
4. Ревность, стремление к лидерству. -1
Февраль -4
5)
Знакомство с основами актерского мастерства
1. «Встреча с гномами «- 1
2. «Ознакомление с творчеством С.Я. Маршака -1
3. «Уроки воспитания» -1
4. «Веселый концерт» -1
Март 4
6)
Русский фольклор
(р. в Д/с № 2 2007)
1. «Сказка ложь, да в ней намек»
2. «Весна, весна - красна!»
3. «В русской горнице»
4. «Моя Вообразилия»
Апрель- 4
7)
Закрепление.
1. Профессия гримера и костюмера (№17 с. 90) -1
2. «Веселый Петрушка» (№ 20,21 с.96) -1
3. Викторина «Сами с усами» (№ 22,26) -1
4. Викторина «Мой маленький театр» (№ 23,25,27) -1
ПОЧАСОВОЙ ПЛАН
1) Знакомство с театром.
1. «Здравствуй театр»
* Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, бибабо, ростовых кукол.
* Упражнения :
- Дыхательное «Задуй свечу»
- На релаксацию «Увядший цветок»
- Артикуляционное «Веселый язычок»
* Этюды «Ты всегда со мной» (на внимание)
* Игра «Пингвины на льду»
* инсценировка сказки «Теремок»
2. Жанры театрализованной деятельности.
* Познакомить детей с жанрами театрализованной деятельности (драматический, музыкальный, театр кукол, зверей)
* Упражнения:
- дыхательное «Теплый - холодный воздух
- на релаксацию «Разговор через стекло»
- артикуляционные «Качели», и «Шторки»
* Игра пальчиковая «Три пингвина»
* Этюды на развитие воображения «Нам грустно» «Дружная
семья»
* Постановка спектакля «Сундук» (стр. 54 д/в № 5)
3. «Как устроен театр»
* Познакомить детей с устройством театра, сценой, занавесом, зрительным залом, гримерной и т.д.
* Упражнения:
- на релаксацию «Мяч»
- артикуляционные «Маляр», «Часы»
- дыхательное «Слоговые цепочки»
* Игры
- на развитие мимики: «Лимон», «Подарок»
- на развитие памяти: «Вспомни свою игрушку»
* этюды «Угадай» - на развитие восприятия
* Пантомима: «Разговор по телефону»
* Постановка спектакля «Лисички» (с. 55 Д/в № 5)
4. Экскурсия в театр.
* закрепить знания о театре с детьми.
2) Создание платкового театра.
1. Знакомство с театром.
* Дать детям представление о платковом театре, развивать
интерес к театру.
* Упражнения:
- на развитие слухового внимания: «Кто позвал?» «Чего не стало?»
- на развитие мимики и пластики движений : «У зеркала» ,
«Изобрази настроение»
* Игры:
- с движением: «Море волнуется»
- пальчиковая «Жук»
* Этюды:
- «Друг заболел» - на развитие мышления.
* Постановка спектакля «Чив-чив, воробей» (с.57 д/в № 5)
2. Способы изготовления платкового театра.
* Привлечь детей к изготовлению платкового театра .
Воспитывать желание и интерес помогать взрослому в
изготовлении театра.
* Упражнения:
- Дыхательные: «Выдох через угол рта», «Ныряльщики»
- Пальчиковые: «печем блины», «Дом»
- На развитие речи: «Хорошо - плохо», «Вежливые слова»
- На релаксацию: «Кошка»
* Игры:
- пантомима «Кто живет в Африке»
- на пальцах «Лошадка и коза»
- театрализованная «Веселые превращения»
- с движениями и проговариваниями «Мама спит»
* Этюды на выразительность жеста:
«Я на камушке сижу», «На блины»
* Постановка спектакля «Перчатки» (с.40 Д/в № 4)
* Постановка спектакля «Мышки» (с.41 д/в № 4)
3. Способы управления платкового театра.
* Научить детей управлять этим видом театра. Развивать
интерес к театрализованной деятельности.
* Упражнения:
- на развитие фонематического слуха : «слова -перевертыши»
- на релаксацию «Тяжелая ваза»
- артикуляционное «Улыбка», «Лопатка»
* Игры:
- пальчиковые : «Крот», «Чайничек»
- на развитие пластики движений: «Два притопа»
* Пантомимы: «Обед»
* Этюды на эмоции: «Делать не я», «Не та собака кусает».
* Постановка «Теремок»
3) Готовим спектакль по сказке «Заюшкина избушка».
1. Знакомство со сценарием.
* Познакомить детей со сценарием спектакля «Заюшкина избушка». Учить внимательно слушать , запоминать текст, выражать свое отношение к героям сказки.
* Упражнения:
- дыхательное: «Ныряльщики»
- на развитие дикции «Произнеси чистоговорку»
* Игры (занятие № 6)
- «Разговор по телефону»
- пантомима «Мухи»
- «Нарисуй и скажи» (мимика)
* Этюды на сопоставление различных эмоций:
- «Больному и мед невкусен»
- «За окном солнышко»
* Инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка» Подбор костюмов, масок, атрибутов к сценарию.
2. Подготовка к спектаклю.
* Учить детей самостоятельно выбирать себе роли, распределять их между собой, подбирать настольные маски, атрибуты для постановки спектакля. Совершенствовать исполнительные умения.
* Упражнения:
- дыхательное «Петушки» «Задуй свечу»
- артикуляционное «Прятки» «Улыбка» «Трубочка»
- на релаксацию : «Силачи» «Щелкунчик».
* Игры:
- пальчиковые: «Ладошка-кулачок-ребро», «Сорока -белобока»
- подвижные: «Золотые ворота», «Гори, гори, ясно»
- на развитие памяти «Проверь себя»
- разучивание и обыгрывание частушек.
- Инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка»
Заучивание слов с детьми.
3. Исполнение спектакля, показ для детей.
* Развивать диалогическую и монологическую речь детей, мимику и пластические способности, вызывать у детей положительный эмоциональный настрой, побуждать к активному участию в постановке спектакля, учить чувствовать себя уверенно.
* Упражнения:
- Дыхательные: «Теплый - холодный воздух»
- Артикуляционное: «Качели», «Часы»
* Игры:
- на развитие мимики: «Подарок», «Лимон»
- пальчиковые «Кротик»
* Этюды: «Изобрази мимикой настроение»
* Постановка спектакля по сказке «Заюшкина избушка»
4) Патологический доминант.
1. Страхи.
* Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх и общению, бороться со страхом, воспитывать
доброжелательные отношения друг к другу; закрепить знания о культурно-гигиенических навыков.
* упражнения:
- дыхательное «Слоговые цепочки» (звук «р»)
- артикуляционные: «Машер», «Шторки»
- на развитие мимики и пластики движений: «Изобрази настроение»
* Игры:
- пантомима : «Жадный пес» (стр. 76 № 7)
- «Веселые превращения»
* Этюды (страхи) «Страхи в темноте», «Гроза», «В лесу», «Собака
не хочет оставаться одна»
* Постановка спектакля «Мойдодыр» (№ 5 с. 70)
2. Застенчивость, избирательный мутизм.
* Развивать пантомимические навыки и творческое воображение;
учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы. Воспитывать и развивать уверенность, открытость.
* Упражнения:
- пальчиковые : «Чайничек», «Три пингвина»
- на развитие воображения: «Оживи предмет» .
- Пантомима «Черепаха» (с.З. № 9,10 Петрова)
* Игры : «Придумай веселый диалог»
* Театрализованная викторина «Заячья любовь» (В Берестов)
* Этюды : «Собака потерялась» , «Спасение на водах»,
«Невежливая собака» , «В гостях, но под диваном»
* Постановка спектакля «Муха - Цокотуха»
3. Агрессивность.
* Научить детей справляться со своей агрессивностью,
бороться со страхом и ощущением своей несостоятельности;
побуждать детей к инсценированию знакомых произведений .
* Упражнения:
- артикуляционное «Дети»
- на релаксацию «разговор через стекло»
* Игры: (с.83 №11)
- «Расскажи стихи руками»
- «Давайте хохотать»
* Этюды «Испорченный день рождения», «Осторожно, злая
собака», «Уходя из дома».
* Чистоговорки
* Постановка спектакля «Киска»
4. Ревность, стремление к лидерству.
* Научить детей уступать, отдавать, терпеть и т.д. развивать благородство и смелость, учить не бояться трудностей..
* Упражнения:
- Артикуляционное: «Немой диалог»
- Дыхательное «Задуй свечу»
* Игры:
- на имитацию движений «Старичок-лесовичок»
- театрализованная «Загадки без слов»
* этюды: «Подарки», «Хозяин находит щенка».
* Считалки.
* Разыгрывание сценки «Мыши» (с.90, №17)
5) Знакомство с основами актерского мастерства.
1. Встреча с гномами, (с 74 № 2 реб. в д/с)
* Знакомство с основами актерского мастерства. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя
выразительные движения и интонацию.
* Упражнения:
- дыхательное «Слоговые цепочки»
- на релаксацию «мяч»
- артикуляционные «Маляр», «Качели»
* Игры:
- пальчиковые «Деревья»
- на развитие мимики: «Подарок» , «Лимон»
- на развитие пластики движений: «У оленя».
- На развитие воображения «О чем думают гномы»
* Этюды: «Обыгрывание звука Ф»
* Придумывание и обыгрывание историй про гномов .
2. Ознакомление с творчеством С.Я. Маршака, (с. 73 реб в д/с №
* Учить детей вживаться в создаваемый образ, сопровождать
действия репликами персонажей.
* Упражнения:
- на развитие слухового внимания «Чего не стало?»
- на развитие фонематического слуха «Слова - перевертыши»
- на развитие дикции «Песенки на лесенке»
- на развитие мимики и пластики движений, «Изобрази
настроение»
* Этюды «На улице две курицы», «Да - нет»
Игра -драматизация «сказка о глупом мышонке» С.Я Маршака.
3. Уроки воспитания.
* Продолжать знакомить с основами актерского мастерства. Учить
передавать интонацией и жестами настроение персонажа. Развивать
дикцию и навыки монологической и диалогической речи.
* Упражнения:
- дыхательное «Вдох через угол рта»
- на релаксацию «кошка».
* Игры:
- пальчиковая «Печем блины»
- на развитие речи: «Хорошо-плохо», «Вежливые слова»
* Заучивание чистоговорок, скороговорок.
* Инсценировка стихотворения В. Маяковского «Что такое
хорошо и что такое плохо»
4. Веселый концерт.
* Учить подбирать выразительные средства (атрибуты,
костюмы) использовать мимику, пластику движений, интонацию,
помогающие создать образ. Учить взаимодействовать с партнером.
* Упражнения:
- дыхательное «Петушки»
- на релаксацию «Силачи»
- артикуляционное «Прятки» «Улыбка»
* Игры:
- пальчиковые «Сорока - белобока»
- подвижные: «Золотые ворота»
- пантомима «рубим дрова»
- Обыгрывание песни «Во кузнице»
- Игра драматизация по сказке «Под грибком»
6) Русский Фольклор.
1. Сказка ложь, да в ней намек.
* Продолжать знакомить с русским фольклором. Развивать
воображение. Учить придумывать и обыгрывать новые сюжеты
с использованием персонажей и предметов , известных детям по
русским народным сказкам.
* Упражнения:
- Артикуляционное «Настроение»
- Дыхательное «Теплый-холодный воздух»
* Игры:
- Пальчиковая «Фонарик»
- На развитие памяти «Проверь себя»
- На внимание «Давай потанцуем»
* Инсценировка сказок «Лисичка со скалочкой» «Колобок»,
«Репка», «Маша и медведь».
2. Весна-весна-весна! (№ 24 с. 103)
* Развивать интонационную выразительность речи и пластику
движений. Привлекать детей к проигрыванию сценок, учить
сочетать движения и речь. Прививать любовь к народному
творчеству.
* Упражнения:
- Артикуляционные : «Часы» и «Улыбка»
* Частушки, заклички
* игра на имитацию движений «Как варили суп»
* театрализованная игра «Загадки без слов».
* Разыгрывание по ролям мини -сценки «Мыши»
3. В русской горнице (с 65 Д/с № 4 2001 )
* Продолжать знакомить с русскими традициями, праздниками,
фольклором, играми. Дать представление о русском балаганном
театре и его персонажах (Петрушка, собака, Марфуша)
развивать навыки монологической речи.
* Упражнения на развитие дикции «Песенки на лесенках»
* Игры : «Водяной», «Веселый бубен»
«Догонялки»
* Разучивание и обыгрывание частушек, дразнилок, загадок,
колядок.
* Беседа: «Святки» «Крещенские гадания».
* Инсценировка «Зима и дети»
4. «Моя Вообразилия» (№ 14 с. 85)
* Развивать навыки импровизации, пантомимику; творческую
инициативу, фантазию; воспитывать коммуникативные качества.
* Мини-сценки «Рак бездельник»
* Чтение стихотворения «Моя Вообразилия»
* Имитация движений «В лес»
* Гимнастика для языка «Шум»
* игры- драматизации по русским народным сказкам.
7) Закрепление.
1. Профессия гримера и костюмера.
* Познакомит детей с театральными профессиями гримера и костюмера; учить интонационно выразительно проговаривать фразы; развивать пантомимические навыки и артикуляцию; поощрять творческую инициативу, побуждать детей к активному общению через игру.
* Театрализованная игра «Старичок -Лесовичок»
* Игра на имитацию движений.
* Упражнения на развитие артикуляции «Немой диалог»
* Считалочки
* Инсценировка «Надин сон»
2. «Веселый Петрушка»
* Побуждать детей к активному участию в театрализованных
играх , вызвать у детей радостный, эмоциональный настрой;
развивать воображение, логическое мышление, инициативу;
учить легко произносить чистоговорки ; развивать
пантомимические, коммуникативные качества.
* Игры: «Поиграли- угадали», «Расскажи стихи руками»
- с движениями: «Представьте себе»
* Упражнения:
- артикуляционные «Качели», «Шторки»
- дыхательное «Холодный теплый воздух»
* Загадки
* Теневой театр «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое
зернышко»
3. Викторина «Сами с усами»
* Формировать умение согласовывать свои действия с
действиями партнеров; совершенствовать пантомимические
навыки; развивать творческое воображение, инициативу, фантазию умение эмоционально и выразительно обращаться; расширять представления детей о театральной деятельности.
* Викторина «Сами с усами»
Игры : «Кто сказал?» (по сказкам), «Зеркало», «Телефон»,
«Пантомима».
* Расскажи стихи с помощью жестов и мимики .
* Мимическая игра «Передавалки»
* Разыгрывание сценки «Приятная встреча»
4. «Мой маленький театр»
* Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
побуждать детей к активному участию в театрализованных играх; развивать фантазию, воображение, импровизационные навыки; развивать мелкую мускулатуру пальцев и учить сочетать движения рук с речью.
* Викторина «Мой маленький театр»
- разыгрывание по ролям имитация движений по сказке К.И Чуковского «Тараканище»
- «Танец Утят»
- пение отрывков, фраз, из стихотворения или сказки
* Игра на пальцах «Сороконожки»
* Разыгрывание сценок «Лиса», «Зайка»
* Инсценировка «Три »
Рекомендуем посмотреть:
Перспективный план работы кружка в старшей группе
План работы кружка по рисованию в средней группе
План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе
Перспективный план работы в старшей группе. Приобщение детей к русской народной культуре
Похожие статьи:
Планирование тематической недели в первой младшей группы в сентябре