Перспективный план работы в старшей группе. Приобщение детей к русской народной культуре
Перспективный план на тему: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре
Сентябрь
Тема: «Не печь кормит, а руки»
Задачи: Закрепить знания о русской печке, о кухонной утвари об овощах на русском столе. Расширять словарный запас. Взаимодействие с родителями
Предложить родителям
«Мои рецепты домашних заготовок»
Обменяться рецептами домашних заготовок из овощей на зиму.
«Ярмарка»- принести поделки из фруктов, овощей и природного материала Сентябрь
Тема: «Хлеб всему голова»
Задачи:Дать понятие о том, что хлеб – главный продукт питании на Руси, настоящее богатство земли русской. Уточнить знания о труде людей связанном с выращиванием урожая. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба.
Познакомить с картинами художников И. Шишкина «Рожь», А. Саврасова «Рожь».
Обогащать словарь. Развивать художественное восприятие, приобщать к миру прекрасного Взаимодействие с родителями
Развлечение совместно с родителми «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Обмен рецептами «Самый вкусный пирог» Сентябрь
Тема «Осенины Оспожинки»
Задачи: Познакомить с народными названиями сентября с праздником «Оспожинки». Рассказать об огромном значении земли для людей, отраженном в фольклоре. Расширять словарный запас. Развивать художественное восприятие поэтических текстов. Воспитывать речевую культуру ,умение слушать, определять оттенки чувств и настроение героев в фольклорных произведениях. Взаимодействие с родителями
Предложить совместно с родителями сочинить загадки об овощах и фруктах Сентябрь
Тема: «Капустные вечеринки»
Задачи: Познакомить с праздником Воздвиженья, с традицией молодежи устраивать капустные вечеринки. Добиваться плавного, чистого, выразитель- ного интонирования, четкого произношения фраз. Расширять словарный запас. В процессе игр соревновательного характера, воспитывать умение проявлять дружелюбие, взаимопомощь, смекалку, быстроту. Взаимодействие с родителями
Предложить родителям помочь рубить капусту в детском саду. Октябрь
Тема: «Как рубашка в поле выросла»
Задачи: Рассказать о выращива- нии и обработке льна,ткачестве
Дать представление о русском национальном костюме.
Развивать интерес к русскому языку, расширять словарный запас.
Формировать умение четко, внятно проговаривать скороговорки. Развивать худ. эстетич. восприятие произведений народного творчества. Воспитывать культуру речевого общения, уважение к труду взрослых, интерес к произведениям устного народного творчества.
Тема : «Покров. Покровские ярмарки»
Задачи: Познакомить с народными названиями октября. С праздником Покрова Пресвятой Богородицы с Покровскими ярмарками.
Развивать интерес к русскому языку, расширять словарный запас.
Тема: «Красному гостю -красный угол»
Задачи: Уточнить представления о традиции русского гостеприимства, рассказать о некоторых связанных с ним старинных обычаях и приметах.
Дать представление об отражении темы гостеприимства в фольклоре.
Воспитывать стремление быть гостеприимными, доброжелательными, благодарными.
Тема «Полотенце вышивала петухами, утками»
Задачи: Познакомить с искус- ством вышивки, с элементами узора. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, и мастер изображает то, что нравится что вызвало интерес, удивление.
Вызвать интерес к рукоделию, изделиям народных мастериц.
Развивать смекалку, сообрази- тельность, через разнообразные формы работы с загадкой. Формировать умение сравнивать вышитые изделия (гладью, крестиком), выделить характерный орнамент.
Расширять словарный запас. Воспитывать уважение к трудолюбию, мастерству русского народа. Ноябрь
Тема : «Кузьминки»
Задачи: Дать понятие о ремеслах, их значении в жизни человека.
Познакомить с р.н. праздником «Кузьминки»
Развивать сообразительность, умение мыслить логически, сравнивать, доказывать свое мнение.
Развивать монологическую речь при составлении рассказов из личного опыта. Расширять словарный запас.
Познакомить с понятиями «святой», «праведный», «бессребреник»
Тема: «Семья вместе – душа на месте»
Задачи: Дать понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье: о том, что дети – помощники в семье, что у мальчиков и девочек- свои обязанности. Объяснить выражение «Семейный очаг»
Тема: «Русь деревянная»
Задачи: Развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа, к деревянному зодчеству. Развивать умение правильно использовать грамматические формы, умение точно и правильно подбирать слова при составлении описательных рассказов. Расширять словарный запас. Воспитывать уважение к мастерству русских народных умельцев, результатам их труда, гордость за созданные памятники. Формировать умение внимательно выслушивать ответы, рассказы сверстников.
Тема: «Коса- девичья краса»
Задачи: Дать представление о старинных женских прическах. Развивать умение подбирать антонимы, при составлении загадок, отражать характерные особенности жанра (описание сравнение). Развивать интерес к собственному сочинению. Расширять словарный запас. Поддерживать интерес к различным жанрам русского фольклора. Декабрь
Тема: «Зимушка- зима»
Задачи: Продолжать знакомить с произведениями пейзажной живописи И.Леви- тан «Деревня зимой», И.Бродская «Лес зимой в снегу», И.Грабарь «Зимний пейзаж», А.Саврасов «Зимний пейзаж», В.Токарев «Зимушка зима», Н.Ульянов «Снегири».
Развивать эстетическое восприятие произведений искусства, способствовать расширению и углублению представлений о зимних явлениях в природе.Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству к книге.Формиро- вать умение внимательно выслушивать ответы сверст- ников, помогать им в случае затруднений.
Тема: «Зима не лето в шубу одета»
Задачи: Формировать умение устанавливать взаимосвязи в природе, делать умозаклю –чения и выводы.
Рассказать о старинной зимней одежде.
Продолжать развивать интерес к истории и культуре русского народа, к самостоятельному сочинению
Воспитывать трудолюбие, желание быть внимательным чутким, заботливым, предупредительным.
Тема: «Грамоте учиться -всегда пригодиться»
Задачи: Рассказать о необходимости обучения, о создателях славянской письменности для всего славянского народа.
Познакомить с историей возникновения письменности на Руси для всего славянско- го народа, рассказать о первопечатниках И.Федорове и дне Наума – грамотника.
Развивать познавательную активность, любознатель –ность, самостоятельность, интерес к книге, к истории.
Вызвать желание и стремление быть грамотным, образованным, умным, воспитанным.
Тема: «В морозный денек – да за сказочку»
Задачи: Познакомить со сказкой (бытовой, волшебной о животных), как жанром устного народного творчества. Формировать умение чувствовать и осознать некоторые средства речевой выразительности (зачин, концовка, сравнение, напевность русской речи). Развивать умение сочинять коллективную сказку, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин, окончание сказки, присказка, троекратные повторы, волшебные превращения. Приобщать к общечеловеческим ценнос- тям и умение отличать их. Январь
Тема: «Крещение»
Задачи: Рассказать о Крещении, о традициях, связанных с этим. Развивать речевую активность, диалогическую речь, умение выразительно исполнять колядки.
Тема: «Рождество»
Задачи: Познакомить со Святками, с праздником Рождества, традициями, связанными с зимними праздниками. Обогащать словарный запас.
Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа, желание продолжать традиции предков.
Тема: «Голубая Гжель»
Задачи: Продолжать знакомить с декоративно-
Прикладным искусством русского народа, с традиционными русскими ремеслами. Познакомить с гжельским промыслом. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир. Февраль
Тема: «Где песня поется, там весело живется»
Задачи: Познакомить с плясовой, хороводной песней как жанром музыкального народного творчества, формировать умение передавать характер песен при исполнении. Познакомить с репродукциями картин К.Лебедева «Пляска», Б.Кустодиева «Деревенская масленица», «Гармонист».
Развивать потребность в общении с любимыми музыкальными произведе- ниями, слушание исполнения русских песен, игры на р.н. песен, игры на муз. инструментах. Поддерживать стремление к выразитель –ности исполнения произведений.
Тема: «Сретенье»
Задачи: Познакомить с праздником Сретенье, с его традициями, с музыкальным и поэтическим народным творчеством, связанным с этим праздником. Развивать словарный запас. Стимулировать познавательную и творческую активность.
Тема: «Богатыри земли русской»
Задачи: Рассказать о князе Владимире Красном Солнышке – умелом воине и мудром правителе.
Познакомить с картиной В.Воснецова «Богатыри».
Развивать интерес к былинной живописи, ее героям – русским богатырям. Расширять словарный запас. Воспитывать гордость за наших предков – Защитников Родины, уважение к их мужеству.
Тема: «Широкая Масленица»
Задачи:Рассказать о Масленице, о традициях, связанных с этим праздником. Познакомить с картинами В. Сурикова «Взятие снежного городка» Б.Кустодиеваа «Масленица».
Воспитывать художественное восприятие произведений искусства, умение любоваться ими, высказывать свое мнение. Март
Тема: «И сила уму уступает»
Задачи:Рассказать воспитанникам понятие о значении ума, мудрости в жизни человека и окружающих его людей. Продолжать через устное народное творчество знакомить с жизнью народа, его прошлым, его обычаями и традициями, верованиями.
Развивать сообразительность, умение использовать средства языковой выразительности при составлении рассказов, умение соревноваться, замечать речевые ошибки сверстников и исправлять их. Воспитывать желание быть умными, образованными.
Тема: «Шутка греет человека»
Задачи: Познакомить с малыми фольклорными жанрами: молчанками, кричалками, небылицами, частушками.
Помочь почувствовать красоту и выразительность русского языка. Развивать умение понимать юмор в произведениях устного народного творчества.
Тема: «Сороки»
Задачи: Познакомить с праздником Сороки, весенним музыкально-поэтическим творчеством (загадки, заклички, весенние хороводы), с произведением П. Чайковского «Март». «Песня Жаворонка» из цикла «Времена года, с картинами А. Саврасова «Грачи прилетели», В. Бакшеева «Голубая весна»
Тема: «Нет милей дружка, чем родная матушка»
Задачи: Передать высокие представления о матери, укоренившиеся в культуре русского народа. Продолжать знакомить с русским фольклором (колыбельными песнями). Расширять словарный запас, воспитывать уважение, любовь. Заботливое отношение. Приучать активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к матушкам. Апрель
Тема: «Светлая пасха»
Задачи: Рассказать о празднике Светлой Пасхе , пасхальных традициях. Воспитывать чувство причастности к культуре и истории русского народа, желание быть милосердным. Расширять словарный запас.
Тема: «Жизнь дана на добрые дела»
Задачи: Формировать навыки культурного поведения, понимание его значения для самого человека и окружающих его людей. Рассказать о благотворительности, традиционной для русского народа. Побуждать к чувству милосердия сострадания к другим людям, любовь к своей земле.
Тема: «Весна- красна»
Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие произведения пейзажной живописи (картина И.Левитана «Весна. Большая вода» Май
Тема: «Своя земля и в горсти мила»
Задачи: Продолжить рассказ о защитниках Отечества. Познакомить с картинами В. Васнецова «Витязь на распутье», Н.Рерих «Илья Муромец». Развивать у воспитанников интерес к былинной живописи.
Тема: «Русская береза»
Задачи: Познакомить с обрядами, связанными с березкой. Познакомить с картинами Л.Левитана «Березовая роща», А. Куиджи «Березовая роща», вызвать желание любоваться красотой русского пейзажа, формировать умение выделять средства художественной выразительности, сравнивать манеру изображения разных художников. Воспитывать любовь к Родине.
Скачать Перспективный план на тему "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре"