Тема: Рассматривание картины В. Васнецова "Три богатыря"
Цель: Продолжить формирование в воспитанниках основ духовности личности на основе ознакомления с картиной Виктора Михайловича Васнецова “Три богатыря”.
Программные задачи:
Образовательная область «Познание»:
1. Актуализировать представления детей об изучении данной темы в проблемной ситуации.
2. Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили наши предки.
3. Продолжать расширять знания детей о защитниках Отечества – богатырях.
Образовательная область «Коммуникация»:
1. Развивать связную речь, обогащать словарный запас воспитанников старинными русскими словами: предки, славяне, богатыри …
2. Познакомить детей со знаменитой картиной В. Васнецова “Три богатыря”.
Образовательная область «Социализация»:
1. Учить детей сознательно принимать игровую задачу.
2. Добиваться правильного результата.
3. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведениях искусств, картинах великих художниках.
4. Воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству, желание больше узнать о жизни своих предков.
Программное содержание:
• Упражнять в различении и назывании знакомых картин и художников мира.
• Расширять представления детей о том, какие бывают элементы богатырской одежды.
• Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность, внимание, память, воображение.
• Воспитывать доброту, отзывчивость, интерес к данной теме, желание работать в коллективе.
Материал к занятию:
Картина: В.М. Васнецова «Три богатыря». Мастерская художника, мольберты, краски, кисти, вода, шаблоны природы, коней, богатырей.Магнитофон, аудиозапись «Богатырской симфонии» В. Бородина.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о том, что такое изобразительное искусство. Рассматривание репродукций картин В.М. Васнецова «Аленушка», «Иван – Царевич на сером волке», Одежда богатыря (кольчуга, шлем), оружие (копье, меч, палица, булава, лук, стрелы). Какие бывают кони (мужественные, уставшие, верные, сильные…) Разучивание русских народных игр, стихов, хороводов, плясок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в большой, огромной, величавой стране, которая как называется?
Ответ детей: Россия.
Воспитатель: Правильно Россия. И мы с вами все знаем, что наша Россия занимает очень огромную территорию – почти половину Европы и часть Азии. Самая длинная в мире железная дорога протянулась почти на 10 тысяч километров через всю Россию, с запада на восток. Каждый народ России имеет свой язык и культуру, которую они унаследовали от предков. Люди разных национальностей по образу жизни мало отличаются друг от друга. Они похоже одеваются, живут в многоэтажных домах, передвигаются на транспорте. Различия сохраняются только в сельской местности. В прошлые века почти весь русский народ жил в избах. Даже в столице, в Москве, покупали на рынке готовый бревенчатый сруб. Его везли на место, накрывали крышей и изба готова. А еще ребята, вместо окон вставляли бычьи пузыри, а в богатых домах – пластинки слюды. По вечерам бедняки освещали свои дома горящей лучиной. Люди побогаче зажигали сальные свечи. От такого освещения случались частенько пожары. Поэтому мы и вам всегда говорим, что огонь это не шутка! А в те еще прошлые времена говорили: «От копеечной свечки Москва сгорела». И в деревне, и в городе каждый дом стоял на усадьбе, обнесенный забором. Там ребята был сад, постройки для домашнего скота и птицы, свой огород. Вот так люди и жили.
Наши далекие предки были очень добрыми, миролюбивыми и по-своему гостеприимными людьми. Они очень любили свою Русь - Родину. Они много работали, справляли праздники, пели, водили хороводы, воспитывали детей. А когда приходила общая беда, весь народ вставал на защиту. Но были среди них и такие отважные мужчины, которые никого и ничего не боялись. И завали их богатырями. Защищали они не только свою семью, они защищали всех людей, свою землю, где они трудились, дома в которых жили.
Воспитатель: Ребята, вам, наверное, запомнилось картина «Аленушка», художника Виктора Михайловича Васнецова. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством этого удивительного человека. У нас в гостях сказочный труд «Три богатыря» (показ картины). Посмотрите ребята, на переднем плане три всадника. Зовут их Илья Муромец - крестьянский сын,Добрыня Никитич - боярский сын и Алеша Попович - сын попа.Посмотрите, пожалуйста, как могущественно, по-богатырски выглядит Илья Муромец.
Илья посмотри, пожалуйста, на картину, как ты думаешь кто из троих богатырей Илья Муромец?
Ответ Ильи: Илья Муромец на коне посередине.…
Воспитатель: Правильно Илюша, он в центре. У вас даже имена одинаковые. Поэтому и ты тоже должен быть богатырем. Хорошо кушать, спать, заниматься спортом и слушаться родителей. А когда еще подрастешь, будешь настоящим, сильным и могучим богатырем.
Виолетта, посмотри, пожалуйста, на картину. Расскажи нам про Илью Муромца?
Ответ Виолетты: Илья Муромец это крестьянский сын. Он сильный, большой. У богатыря серьезное лицо, широкая, большая борода. Он сидит на коне, который смотрит в сторону. У Ильи Муромца в правой руке булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, руку он поднес к лицу как будто смотрит вдаль, в левой руке железный щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, а на голове шлем.
Воспитатель: Да ребята давайте посмотрим на Илью Муромца. Кажется, что он с легкостью держит «каменную булаву», нахмурился, озабоченно смотрит вдаль, готовый в любую минуту сражаться с врагом.
Оленька, а скажи мне, пожалуйста, Добрыня Никитич с какой стороны находиться слева или право?
Ответ Оли: Это богатырь слева.
Воспитатель: Молодец Оленька. Посмотрите на картину, Добрыня Никитич положил свою сильную руку на рукоять меча, и, кажется он тоже готов к бою. Вячеслав, а что ты можешь сказать про богатыря?
Ответ Вячеслава:
Добрыня Никитич это боярский сын, в народе его очень уважают и любят. Он сильный, стреляет из лука, хорошо владеет мечом.
Воспитатель: Ребята посмотрите на его одежду, одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни украшен необычным орнаментом, меч у него булатный, а взгляд пристальный, можно даже сказать что колючий.
Под ним белогривый конь стоит, ноздри раздувает, врага чует. И готов в любой миг идти в сражение.
Под стать своим товарищам – богатырям Алеша Попович он у нас справа расположен на картине. На него смотришь, и кажется мне, что он любит повеселиться. Доминика как ты думаешь, почему он любит веселиться?
Ответ Доминики: Потому что у него в правой руке чуть-чуть видны гусли.
Воспитатель: А что такое гусли? Напомни нам?
Ответ Доминики: Это музыкальный инструмент. В старину на нем часто играли различные мелодии, слагали мифы и приданья, пели песни.
Воспитатель: А в левой руке у него что?
Ответ Доминики: А в левой, лук и стрелы.
Воспитатель: Но и, тем не менее, посмотрите на него внимательно он тоже готов по первому зову вступить в сражение.
Он самый молодой из них. Хотя Алеша не такой сильный, как Илья Муромец и Добрыня Никитич, он очень ловкий, хитрый и отважный. Он воин и настоящий гусляр. Снаряжение у него конечно скромнее. И как сказала Доминика в левой руке у него лук, а по правую руку гусли.
Конь, на котором сидит Алеша Попович под стать своему богатырю: голову опустил, чтобы пощипать зеленой сочной травы, но уши все же навострил.
Богатыри вместе это большая сила. Одна у них задача не пропустить врага, крепко стоять на страже своей Родины. Там за холмами свободная Русь, которая вырастила и послала их на свою защиту.
Замечательный великий художник Виктор Михайлович Васнецов очень тонко передал характер богатырей.
Посмотрите ребята еще раз на богатырских коней, какие они красивые, сильные и могучие. Ребята, сзади на картине находиться возвышенность, за которой горизонт. А если мы посмотрим на облака, то мне кажется что они чуточку тревожные, серые. Как будто они о чем-то хотят нас предупредить. Но если внимательно посмотреть на картину, кажется что все застыло. Кругом тихо – тихо…
Беседа по содержанию картины:
Воспитатель: Ребята, скажите мне, как выглядят богатыри? Чем они похожи, а чем отличаются?
Ответ детей: …
Воспитатель: Какими красками художник Виктор Михайлович Васнецов написал их лошадей? Как вы думаете, являются ли кони их первыми друзьями? Почему?
Ответы детей:….
Воспитатель: Против кого готовы сражаться богатыри? Что, кого они защищают?
Ответы детей:….
Воспитатель: Ребята, а скажите мне как художник относиться к этим героям?
Ответы детей:…
Воспитатель: А кто мне ответит дети, как природа передает настроение воинов на картине?
Ответы детей: серьезное, величавое настроение, они готовы биться в любую минуту…
Воспитатель: Виктория, а что бы ты сказала богатырям при встрече?
Ответ Виктории: Что бы они нас защищали, и показывали пример всем мальчикам.
Воспитатель: Ребята, а как можно иначе назвать эту картину?
Ответ детей: Защитники Родины.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все вы правильно говорите. Мне хотелось бы с вами поделится небольшим рассказом, который написал В.А. Сухомлинский. А называется наш рассказ «Соловьиное гнездо».
- Наши солдаты наступали через лес. Взрывались вражеские мины и снаряды. Под белой березкой стоял молодой боец. Он установил ручной пулемет на развилину березы и стрелял. А на березе - соловьиное гнездо. Притаилась маленькая птичка, не может покинуть деток.
Где – то поблизости взорвалась мина. Осколком отбило ветку, упала она с гнездом на землю. Взлетела птичка, затужила тревожно, кружиться над своими птенчиками, желторотиками. А они такие маленькие, пораскрывали клювики и жалобно пищат.
Враг отступал. Бой отдалялся. Молодой солдат снял с дерева ручной пулемет, поставил его на землю. Подошел к соловьиному гнездышку, осторожно поднял его и примостил на другой ветке березы. Птичка порхала, тревожилась над своими детками.
Когда боец пошел дальше, где гремело, птичка села возле своего гнезда и защебетала.
Ребята, чем похожи богатыри на картине художника и солдат в рассказе?
Ответ детей: Они отважные, сильные и ничего не боятся…
Воспитатель: Как вы думаете, если бы богатыри увидели беспомощных, маленьких птенцов, как бы они поступили?
Ответ детей: Они их тоже бы спасли…
Воспитатель: Значит эти богатыри на картине, все воины и солдаты, то есть все мужественные люди – нежные и любящие. Они защищают всех слабых и беспомощных.
Молодцы ребята, я знаю, у нас в группе тоже есть настоящие богатыри, и для них у меня есть несколько настоящих и серьезных испытаний.
Эти испытания называются «Богатырь ты будешь с виду и по духу»
Ребята я предлагаю вам разделиться на две команды.
1. По свистку участники команды должны построится в ряд. (Побеждает та команда, которая справилась быстрее)
2. Участники команд, поочередно прыгают в длину с места. Каждый следующий участник прыгает с того места, где остановился предшествующий. (Побеждает та команда, участники которой прыгнули дальше).
3. Перенести теннисный мячик на маленькой ракетке. Если мяч упал, его нужно поднять и продолжать бежать. (Побеждает тот, кто аккуратно и быстрее добежит).
4. Кто быстрее перенесет раненых. Двое мальчиков участников команды берутся руками накрест, третий участник девочка садиться на них. (Побеждает та команда, которая быстро и осторожно без падений перенесла своих раненых).
5. Полоса препятствий.
Воспитатель: Молодцы теперь я тоже знаю, что у нас в группе есть свои богатыри.
Итог занятия:
Расскажите, какие вы прошли испытания? (ответы детей). Чему вы научились у богатырей? Что узнали нового? Кому мы сегодня помогли? Что было самым трудным? Почему? Как вы справились с заданием? Что было самым запоминающимся?
Воспитатель: Ребята вы настоящие богатыри. Были быстрыми и отважными, не испугались трудностей на своем пути, помогали слабым. А теперь мои дорогие дети я приглашаю вас всех в мастерскую настоящего художника. Мы с вами будем рисовать настоящего богатыря в соответствующей одежде и с оружием того времени. И рисовать мы с вами будем в сопровождении «Богатырской симфонии» В. Бородина.
Похожие записи:
Конспект ОД с учётом ФГОС для детей подготовительной группы детского сада на тему: Моя Родина
День Кубанской семьи в подготовительной группе ДОУ
Конспект образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе «Сказка про овощи»
Праздник Осени в подготовительной группе. Отчёт воспитателя ДОУ