Мастер-класс «Геометрическая елка»
Мастер-класс+тренинг рассчитан на детей среднего школьного возраста (классный час с педагогом или психологом).
Автор: Морозова Мария Владимировна, педагог-психолог детского центра развития «Лукоморье», город Новосибирск.
Назначение работы. Открытка в подарок.
Цель 1 (педагогика). Научить ребенка видеть практическое применение знаний, полученных на школьных уроках, помочь объединять разные, на первый взгляд, направления деятельности («предметы»).
Цель 2 (психология). Облегчение адаптации к учебным будням после зимних каникул.
Задачи:
- развить творческое мышление;
- развить мелкую моторику рук;
- развить воображение;
- простимулировать интерес к изучению математики (геометрии);
- простимулировать интерес к изучению истории зимних праздников;
- простимулировать общение детей друг с другом;
- снять напряжение (мышечный тонус и т.п.).
Уровень сложности (по пятибалльной шкале): 4.
Продолжительность по времени: 40-45 минут.
Подготовка. Нам понадобятся…
…инструменты: карандаш или ручка; линейка длиной больше 20 сантиметров; ножницы простые и ножницы фигурные; кусачки; клей-карандаш; клей ПВА, кисть для клея ПВА, «ванночка» для клея ПВА (можно использовать крышечку от пластикового контейнера); скотч; двусторонний скотч или клеевой пистолет.
…материалы: лист белого картона формата А4 (или приближенный к нему по размерам); лист необычного, рельефного зеленого картона (можно взять обои, бархатный картон и т.п.); нитки шерстяные или хлопчатобумажные; вата; пуговицы круглые и фигурные (плоские и «на ножке»); декор.
(Влажные салфетки также лишними никогда не бывают).
Материалы и инструменты для творчества можно приобрести в магазинах канцтоваров, а также в магазинах для хэнд-мейда.
Ход занятия.
Вступление (обращение к детям – текст примерный, нужно адаптировать под конкретную ситуацию).
Закончились веселые зимние каникулы, началась новая учебная четверть. Скучаете по катанию с ледяных горок и играм в снежки? Расскажите, как вы провели праздничные дни. (Обсуждаем тему).
Один праздник – и столько разных впечатлений у всех. Кто-то в музей на каникулах сходил, кто-то премьеры фильмов в кинотеатре посмотрел, кто-то в ледяном городке чемпионом по скатыванию с горы вниз стал. Вот только, кажется, никто не вспомнил про занятия, задания. Учебники наверняка не открывали, верно? А зря! Ведь у нас хоть интересы разные, а праздник-то общий – Новый год. Сегодня, кстати, тоже. Не знали? Забыли? Да, Старый Новый год! Очень необычный праздник, кстати… Я бы рассказала вам о нем, но времени, к сожалению, тогда на мастер-класс не хватит. Предлагаю почитать об истории праздника статьи дома. Договорились?
А сейчас мы сделаем праздничные открытки, для кого – пока не скажу. Подписывать мы их будем в конце занятия.
Ход занятия.
Шаг 1. Нам нужен трафарет елки, красивый и аккуратный. Делать мы его будем с помощью карандаша/ручки, линейки и знаний геометрии.
Разрезаем лист картона пополам. Предлагаем детям начертить равнобедренный треугольник с основанием 10 сантиметров и высотой 15 сантиметров. Как это сделать? В равнобедренном треугольнике медиана, проведенная из вершины к основанию, является одновременно биссектрисой и высотой. Значит, если разделить основание на два равных отрезка, и из этой точки перпендикулярно к основанию провести линию, то на этой линии будет вершина треугольника (нужно лишь соединить отрезками вершина, начертив стороны).
Далее чертим ствол елки, шириной 2 сантиметра и «высотой» 3 сантиметра. От точки, делящей основание на два равных отрезка, отмеряем по одному сантиметру вправо и влево. Чертим из этих линий перпендикулярно основанию треугольника два отрезка длиной в три сантиметра, затем соединяем их.
Шаг 2.
Пригодилась геометрия, верно! И нужные цифры мы бы без арифметики получить не смогли бы. Думаю, и уроки черчения вы теперь будете любить.
Вырезаем трафарет. Вторую половину листа картона А4 аккуратно обрезаем по периметру фигурными ножницами.
Шаг 3. Обводим трафарет. Вырезаем елочку фигурными ножницами.
Шаг 4. Приклеиваем елку на картон с помощью клея-карандаша. На этот же клей наклеиваем вату вокруг елочки.
Примечание. Для того, чтобы работать было проще, можно закрепить лист картона на столе скотчем.
Шаг 5. Нарезаем нитки (длиной 3-5 сантиметров). Наливаем в «ванночку» клей ПВА. С помощью кисточки тщательно смачиваем каждую нитку в клее.
Шаг 6. Приклеиваем на елку «гирлянцы» из ниток.
Шаг 7. Удаляем с помощью кусачек «ножку» у фигурных пуговиц. Приклеиваем пуговицы с помощью двустороннего скотча/клеевого пистолета под елку (это новогодние подарки). Аналогичным путем приклеиваем пуговицы на елку (это шары и елочные игрушки).
Примечание. Безусловно, в классе удобнее работать с двусторонним скотчем. Но если размер аудитории и материально-техническая база позволяет, все же лучше взять клеевой пистолет: работа с ним требует большей сосредоточенности, развивает усидчивость, при это успокаивая.
Заключение. Какие замечательные у нас получились открытки! С одинаковыми трафаретами и материалами такие одна на другую непохожие, но при этом одинаково праздничные, яркие, красивые! А знаете, почему так получилось? Потому что мы все разные! Но когда вместе собираемся в праздники, рассказываем друг другу истории о новогодних чудесах, дарим подарки, получается у всех все хорошо.
Раз уж у нас сегодня праздник, предлагаю свои открытки подписать и друг другу вручить!
Примечание. Открытками могут обменяться соседи по парте, но все же лучше организовать жеребьевку.
С новым-новым и со старым-новым… С праздником вас!
Дополнительно. Творческое занятие можно также проводить с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, исключив шаг 1 (раздав трафареты, сделанные заранее) и заменив пуговицы наклейками.
Рекомендуем посмотреть:
Игрушка на ёлку Ангел своими руками
Новогодние поделки для младших школьников
Новогодние украшения на елку из бумаги своими руками
Новогодние поделки в начальной школе. Елки своими руками
Похожие статьи:
Мастер-класс. Снеговик в технике торцевание