Окрашивание яиц на Пасху в технике Турецкое мраморирование.
Пасхальные яйца в технике эбру или турецкое марморирование.
Автор: Цветкова Мария Александровна
Место работы: воспитатель, МДОУ детский сад комбинированного вида №193, г. Ярославль
Описание: мастер-класс предназначен для детей от 5 лет (под руководством взрослого), педагогов дополнительного образования, воспитателей, родителей и просто творческих людей, которые любят экспериментировать.
Назначение: украшение интерьера, подарок.
Цель: изготовление поделки (подарка) своими руками.
Задачи:
1.Вызвать желание сделать красивую вещь своими руками;
2.Развивать мелкую моторику рук;
3.Развивать творческие способности, воображение, фантазию;
4.Развивать композиционные навыки и эстетические чувства;
5.Воспитывать желание делать приятное родным и близким.
В этом мастер-классе речь пойдет о необычном виде рукоделия, заключающемся в рисовании одной жидкостью по другой, и называется оно эмбру(или эбру), или турецкое марморирование.
Рисование эбру – одна из самых фантастических техник изобразительного искусства, где вода проявляет себя с совершенно интересной стороны. Прелесть этой техники в том, что даже самый неискушенный в рисовании человек может создавать настоящие шедевры на водной глади.
Что такое эбру?
Эбру – это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань.
Рисование жидкостями возможно, только если они будут обладать разными плотностями. Так, для создания рисунков эбру необходимо замесить специальный густой раствор, на котором в последствии будут разводиться краски. Можно рисовать и на обычной воде, но только краски должны быть специальные.
История эбру уходит в далекое прошлое настолько глубоко, что сегодня нельзя с уверенностью сказать, кто же изобрел этот необычный стиль. Одни считают, что эбру появилось в Индии, другие источники утверждают, что это достояние Туркестана. Большинство историков и искусствоведов сходятся во мнении, что техника зародилась в Турции, поскольку именно там находится наидревнейшее произведение эбру, датированное 1554 годом.
Развитие и распространение стиля напрямую связано с историей Великого Шелкового пути. Именно через него эбру попало в европейские страны, где сразу же получило название «турецкая бумага». Европейцы использовали эту технику для украшения книг и ценных документов. Эбру особенно пригодилось тем, кто делал на разноцветной узорчатой бумаге важные записи (указы, свидетельства), поскольку подделать такой документ не представлялось возможным.
Техника эбру требует аккуратности и терпения. В ванночку помещают раствор и по нему специальными инструментами рисуют, делая цветные разводы, благодаря нерастворимой пленке из краски, художник ее закручивает, смешивает и растягивает, создавая мраморную текстуру рисунка.
Ну что, попробуем?
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
-любые емкости для воды
-пакет, перчатки, салфетки, газета, клеенка (вообщем любые средства защиты для рук, стола, пола и мебели вокруг)
-вода
-специальные краски для марморирования
-при желании контур (у меня контур специально для декоративно-прикладного творчества на основе водной акриловой дисперсии для создания объемного рисунка на керамике, стекле, фаянсе, металле)
-заготовки яиц (деревянные, пенопластовые; объемные и плоские)
-корзинка для создания композиции
-зубочистки
Сначала необходимо защитить рабочее место. Раскладываем клеенку или газету, надеваем перчатки. Если Вы все же испачкаетесь, то краску легко смыть жидкостью для снятия лака. Посуду тоже необходимо защитить. Выкладываем дно емкости пакетом.
Наливаем воду в емкость.
Сначала мы будем пробовать сочетание цветов на простой бумаге. Для начала возьмем мое любимое сочетание: желтый, зеленый, оранжевый.
Перед использованием краски нужно тщательно встряхнуть. А лучше потрясти секунд 10. Дайте детям - пусть встряхивают и считают. Добавьте на поверхность несколько капель краски (поочередно) и придайте рисунку желаемую форму при помощи шила или гребня. Прелесть и одновременная сложность техники в том, что практически невозможно предугадать движение краски. Таким образом получаются уникальные в своем роде произведения искусства, но и достичь запланированного результата будет довольно сложно.
Когда рисунок на основе готов, возьмите плотный лист бумаги (или однотонную ткань) и осторожно положите его на поверхность воды. Следите, чтобы вторая сторона листа не намокла. Как только лист ровно ляжет на краски, также аккуратно снимите его плавным движением.
Краски полностью перешли на бумагу, оставив в вашем распоряжении чистую (ну или почти чистую) поверхность основы для создания новых шедевров.
Если на воде осталось чуть-чуть краски, уберите ее при помощи газеты, салфетки, любой бумаги.
Попробуем следующее сочетание: темно-синий, белый, голубой.
Попробуем порисовать. Нам понадобится зубочистка, шило, спица, иголка, что-угодно длинное и тонкое. При помощи этих материалов можно создавать необычные фигуры и сочетания цветов. Аккуратно двигая краски по густой поверхности, художники создают совершенно фантастические и неповторимые образы. Шилом можно даже писать портреты и пейзажи. А вот при помощи обычного пластикового гребня (или расчески) можно создавать необычные «чешуйчатые» узоры. По длине и ширине гребень должен соответствовать параметрам поддона, в котором вы будете работать. С его помощью вы сможете легко и быстро заполнить пространство красивым фоновым рисунком.
Далее смешиваем: красный, желтый, зеленый.
Следующее сочетание: розовый, голубой, белый.
И последнее сочетание: красный, белый, синий. Только рисовать зубочисткой не будем.
Вот такие получились образцы.
Не забываем снимать излишки краски. Это важно!
Теперь попробуем покрасить яйца. Существует такая особенность: плоские поверхности окрашиваем путем наложения. А вот объемные детали следует прокатить по поверхности воды.
Итак, первое подопытное яйцо (деревянное объемное), цвета: желтый, зеленый, красный.
Следующее будет плоское деревянное яйцо с цветами: белый, красный, синий.
Дальше красим заготовку из пенопласта (объемную). Цвета: белый, голубой, розовый.
И последнее яйцо (деревянное объемное) мне бы хотелось раскрасить не классическими тремя цветами, а четырьмя: синий, зеленый, желтый, оранжевый.
Вот такие яички у нас получились.
Пока сохнет краска на яйцах, прибираем рабочее место. Будьте осторожны с водой из-под краски. Не выливайте ее в раковину или унитаз. А то сантехника Ваша будет тоже в технике эбру. Надо сначала проткнуть дно пакета ножом.
Аккуратно и медленно поднять пакет. Вода в это время выливается в емкость...
А краска остается в пакете.
Вуаля! Миска абсолютно чистая. Вода безопасна. Можно выливать куда-угодно.
Теперь воспользуемся контуром...
Пора создавать композицию. Это просто - укладываем в корзину яйца, можно добавить сизаль, ленты, перья. Христос Воскресе!
Что мне больше всего нравится в этой технике, так это то, что каждый раз рисунок получается разным, краски смешиваются по-разному. Это непредсказуемо и очень интересно. Дети просто визжат и хлопают в ладоши от радости. Старших дошкольников можно разделить на команды, раздать по краске каждому. В итоге получаются настоящие произведения искусства.
Попробуйте! Это весело!
Рекомендуем посмотреть:
Мраморные яйца в луковой шелухе. Мастер-класс с фото
Мраморные яйца в луковой шелухе и зеленке
Занятие по художественно-эстетическому развитию в детском саду. Техника марморирования
Похожие статьи:
26 апреля. Народный календарь