Консультация музыкального руководителя для родителей «Война, ребёнок, женщина-понятия несовместимы» с участием детей подготовительной группы.
Автор: Блинова Мария Анатольевна, музыкальный руководитель,МДОАУ «Детский сад №3«Одуванчик» комбинированного вида, Оренбургской области, г. Новотроицка.
Описание материала: представляю вашему вниманию консультацию, беседа с родителями и детьми, авторские стихи, список песен, репертуара для слушания детей и исполнения прочтения и ознакомления взрослых людей, родителей, детей дошкольного, среднего и старшего школьного возраста, для использования в диспутах, лекциях, на классном часе, развлечениях, концертах.
Цель: осознание пагубного воздействия войны для жизни детей и их матерей,на примере Великой Отечественной войны 1941-1945 года.
Задачи:
1. Познакомить с авторскими стихами на тему Великой Отечественной войны.
2. Предложить детям и взрослым ознакомиться с книгами и песнями на тему Великой Отечественной войны,
параллельно связанную, с основной тематикой.
3. Исполнить песню «Катюша» Блантера и узнать об истории этой песни.
4. Проведение Викторины «Песни и женская тема на войне».
5. Показать ценность сохранения мира на земле,при исполнении песни «Пусть всегда будет солнце» Островского.
Оборудование: ИТК слайды, иллюстрации по теме, компьютер музыкальное сопровождение фрагменты для викторины из военных песен: «Смуглянка», «Катюша», «Синий платочек», цифровое пианино.
Место проведения: музыкальный зал, оформление ко Дню Победы,выступающие дети девочки в юбочках, галстуках, военных пилотках.
Звучат военные песни (например:«В землянке»), дети и родители рассаживаются на места, музыка звучащая не громко убавляется.
Музыкальный руководитель: рада приветствовать всех вас в нашем музыкальном зале.
Уважаемые родители и дети,хочу начать консультацию на тему: «Война, ребёнок, женщина - понятия несовместимы» с прочтения авторского стихотворения,которое было
написано мною 2 Мая 2017 года,через 72 года после
окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 года. Значение Победы над фашисткой Геманией,роль женщин и детей в те годы остаётся значимой и актуальной в нашем современном мире,именно об этом мы будем сегодня говорить с вами.
Авторское стихотворение Блиновой М.А. «Война и женщина - понятия не совместимы».
Война и женщина-слова несовместимы,
Одна нам дарит жизнь,другая смерть несёт.
В одной любовь и нежность,мужество и сила.
В другой лишь:мрак,цинизм,хаос.
Цель первой созидать,растить, лелеять,
Иная мрак,пепел,стоны,гроб.
Кого же люди,выберите вы на свете?
Да тут не нужен и вопрос.
Тебя война мы в гости не просили,
Противны нам твои черты и смрад,
Боль матерей,крики младенцев.
«Нет!» - скажем войне,дороги нет.
Где бьётся сердце материнское с любовью,
И созревает в поле рожь,
Пусть будет дольше небо голубое,
Его не купишь, не найдешь.
Лишь фотографии и мин осколки,
Находят поисковые ряды,
Не забываете, что война сурова.
Не забываете у войны не женские черты
Музыкальный руководитель: Давайте вспомним и споем все дружно
песню Островского «Пусть всегда будет солнце». Родители, дети, музыкальный руководитель исполняют хором, песню Островского «Пусть всегда будет солнце».
Музыкальный руководитель: как важно слышать главные слова:
«Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.»
К сожалению,
наша страна не обошла участь страшной войны 1941 года.
Женская половина нашего многонационального народа вместе с мужчинами,детьми и стариками вынесла на своих плечах все тяготы Великой войны. Женщины оставили в летописи войны много страниц.
Женщины находились на линии фронта:были медиками,лётчицами,снайперами,связистками,разведчицами,шофёрами, топографами,репортерами,активно участвовали в партизанском движении, трудились не покладая рук в тылу. Вместо ушедших мужчин на войну женщинам пришлось освоить мужские профессии,встать за станок,сесть за руль трактора,стать обходчиком железных дорог.
Моя бабушка Мария Павловна пекла ночами,на заводе хлеб для военных,носила на спине тяжёлые мешки с мукой,неподъёмные,растила сына,который
родился в мае 1941 года Анатолия,в то время как
мой дедушка Пётр Григорьевич Порубаймех воевал
на фронте.
Пример из личной жизни,очень важен,так как и
женщины,дети,старики наравне с другими несли тяготы войны. Вечная им память.Быть может сегодня, поэтому я выбрала – эту тему для консультации. Среди добровольцев, подавших заявления об отправке в действующую армию,
до 50% ходатайств было от женщин.
Отправки на фронт добились
более 5 тысяч девушек Московского района Ленинграда 2 тысячи из них стали бойцами Ленинградского фронта и самоотверженно сражались на подступах к родному городу.
Зачитаю
отрывок из любимой книги о войне
«А зори здесь тихие» Бориса Васильева ,писателя, фронтовика "А зори здесь тихие","В списках не значится","Завтра была война",с нею я познакомилась в 10 классе школы.
В книге описываются событиях,происшедших в 1942 году где-то в лесах Карелии,где все девушки подразделения ПВО погибли геройской смертью.
Отрывок из книги: «Пока боли почти не было,только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.
Васков спрятал, ее под еловым выворотнем,забросал ветками и ушел. По тому времени еще стреляли,но вскоре все вдруг затихло, и Рита заплакала. Плакала беззвучно, без вздохов,просто по лицу текли слезы:она поняла,что Женьки больше нет…
А потом и слезы пропали. Отступили перед тем огромным,что стояло сейчас перед ней,с чем нужно было разобраться, к чему следовало подготовиться. Холодная черная бездна распахивалась у ее ног,и Рита мужественно и сурово смотрела в нее.
Она не жалела себя,своей жизни и молодости,потому что все время думала о том,что было куда важнее, чем она сама. Сын ее оставался сиротой,оставался совсем один на руках у болезненной матери,и Рита гадала сейчас, как переживет он войну и как потом сложится его жизнь.»
Они погибли ради грядущих поколений,показав силу русского духа,самопожертвование ради светлого будущего,связь между поколениями.
Музыкальный руководитель: (
обращается к родителям )А что ваш ребёнок знает о Великой Отечественной войне?
Нельзя воспитать настоящего человека,забывая историю. Не зная своего прошлого,это необходимо для нового поколения.
Автор книги Елена Ульева. Беседы о войне. Энциклопедия для малышей. Эта энциклопедия расскажет ребёнку обо всём,что происходило в тяжёлое военное время, какое оружие использовалось во время войны, о маленьких и больших героях, о мужестве, подвиге и бессмертной славе.
Предлагаю родителям вместе с детьми слушать и исполнять песни о Великой Отечественной войне
А так же прослушать песни о женской доле и войне: «Песня о Зое», «Священная война», «Синий платочек», «Смуглянка», «Вальс Победы».
Викторина «Песни и женская тема на войне».
1. Из какой песни эти строки:«Строчит пулемётчик за синий платочек..»
(
Песня «Синий платочек»).
Звучит фрагмент из песни фонограмма.
2. Из какой песни эти строки:«Там смуглянка молдаванка,собирала виноград..»
(
Песня «Смуглянка»).
Звучит фрагмент из песни фонограмма.
3. Сильное впечатление «Катюша» производила не только на наших бойцов,но и на фашистов. Особенно в исполнении самого грозного артиллерийского оружия Красной Армии – мобильных реактивных минометов БМ-8 и БМ-13. Прототип являлась песня?
(«Катюша») Звучит фрагмент из песни фонограмма.
4. Эта песня прозвучала 27 ноября 1938 года быстрее ветра,распространялась по стране: её подхватили Лидия Русланова,Георгий Виноградов, Вера Красовицкая,а вслед за ними профессиональные и самодеятельные коллективы;её пели в городах и сёлах, на демонстрациях и в домашнем кругу.(
«Катюша»)
5. Реальный прототип- Катя Иванова,была и санитаркой,и пулемётчицей,какой песне идёт речь,назовите? (
«Катюша»)
6. Самая популярная песня в послевоенные годы в Японии,в Токио даже одно кафе названо её именем?
(
« Катюша»)
7. Самая известная во всём мире Русская Песня,ставшая гимном бойцов движения Сопротивления в Италии и Франции,в Италии она известна в двух вариантах:
«Катарина» и а также «Fischia il vento» (
«Дует ветер») ? (
«Катюша»)
8. Этой песне на берегу Угры установили памятный камень как раз на крутом берегу. В 1985 году открылся уже Музей песни? (
«Катюша».)
9. Кто является автором песни «Катюша»? (
поэта Михаила Исаковского,композитор Блантер)
Музыкальный руководитель: «Катюша» звучала даже в Ватикане,куда после освобождения Рима пришли партизаны на встречу с Папой. Дошла песня до Японии.
Музыкальный руководитель: консультацию предлагаю закончить выступлением наших детей, ведь они наше будущее и от них зависит каким будет наш мир. Они прочитают пословицы.
Исполним песню «Катюша» автор музыки — Блантер Матвей Исаакович, автор слов — Михаил Исаковский
"Катюша"
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
Hа высокий берег,на крутой.
Выходила,песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того,которого любила,
Про того,чьи письма берегла.
Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит,как она поет.
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
Hа высокий берег,на крутой.
Дети читают пословицы о войне.
1 ребёнок: « Если хочешь мира, будь готов к войне.»
2 ребёнок: « Войну хорошо слышать,да тяжело видеть.»
3 ребёнок: «Кто не хочет кормить свою армию,будет кормить чужую.»
4 ребёнок: «Дружно за мир стоять - войне не бывать.»
5 ребёнок: «Воин воюет, а детки горюют.»
6 ребёнок: « Кому мир недорог,тот нам и ворог.»
7 ребёнок: «Мир строит,война разрушает.»
8 ребёнок: « Миром дорожить - людям долго жить.»
9 ребёнок: «Живя в мире,не забывай о войне.»
Слушание песни Баллада о матери (Алексей, Алешенька, сынок!)Музыка Е.Мартынова,стихи А.Дементьева
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит,потому что мать.
И на что надеется она…
Много лет,как кончилась война,
Много лет,как все пришли назад,
Кроме мёртвых,что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино и стар,и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг
И пронёсся материнский крик.
Алексей,Алёшенька,сынок.
Алексей,Алёшенька,сынок.
Алексей,Алёшенька,сынок.
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
Алексей,кричали земляки,
Алексей,просили добеги.
Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить,
Просит мать о сыне повторить.
И в атаку снова он бежит
Жив,здоров,не ранен,не убит.
Алексей,Алёшенька,сынок.
Алексей,Алёшенька,сынок.
Алексей,Алёшенька,сынок.
Словно сын её услышать мог.
Дома всё ей чудилось кино,
Всё ждала вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.
Музыкальный руководитель: я думаю,что наша совместная консультация для родителей и детей, была интересной, полезной и содержательной, плодотворной для всех нас, пусть книги о Великой Отечественной войне и военные песни, станут вашими верными друзьями и помогут идти по жизни верной дорогой.
Звучит песня «Алеша» музыкаЭ.Колмановского,слова К. Ваншенкина.гости выходят из зала.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника посвященного Дню великой Победы в подготовительной группе детского сада
Сценка к 9 мая - День Победы детей для подготовительной группы
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему: День Победы
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Дни воинской славы