Досуг совместный для взрослых и детей «Морская элегия».
Автор: Блинова Мария Анатольевна, музыкальный руководитель, МДОАУ «Детский сад №3«Одуванчик» комбинированного вида, Оренбургской области, г. Новотроицка.
Описание материала: представляю вашему вниманию досуг с родителями и детьми, авторские стихотворение, кроссворд, конкурс чтецов о море, викторина по сказкам, мини-спектакль «Алые паруса» Грин, для участия совместного родителей и детей дошкольного, среднего и старшего школьного возраста, для использования в диспутах, лекциях, на классном часе, развлечениях, концертах.
Оборудование: ИКТ- слайды к спектаклю «Ассоль», морские картины, «Девятый вал» Айвазовского, опера- былина « Садко», портрет Римского-Корсакова, портрет А .С. Пушкина, костюмы для спектакля, музыкальное сопровождение центр СД, элементы декораций леса, моря, хижины, грамоты для чтецов.
Цель: раскрытие значения моря для каждого человека в его жизни.
Задачи:
1. Участие в конкурсе чтецов о море,в викторине по сказкам о море,отгадывание загадок «Цветного кроссворда».
2. Симбиоз музыки,поэзии,литературы и художественного творчества с морем,в чём таится польза моря для человека и вклад великих людей о море.
3. Показать с помощью песни, театрализации,взгляд девочки Ассоль на море, её надежды, мечты.
4. Знакомство с авторским стихотворением,способность моря активизировать волю человека.
5. Музыкальное творчество Римского-Корсакова и других композиторов связанных с морской тематикой.
Ход:
Ведущий: приглашаю всех и детей,взрослых на
наш досуг «Морская элегия». Вы конечно догадались,что наша тема будет о море.
Мы поиграем, споём песню, послушаем музыку,рассмотрим картины на наших слайдах ИКТ,посмотрим мини спектакль по пьесе «Алые паруса» Грина,оценим наших лучших чтецов,разгадаем «Разноцветный кроссворд».
Познакомимся с лучшими творениями поэтов,писателей,художников, композиторов.
Итак, начинаем:
Погасло дневное светило,
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Слайд «Море» и портрет А.С. Пушкина.
Фоном
звучит музыка Поль Мориа «Симфония солнца и моря».
Ведущий: Это была первая, 1820 года, «морская» элегия Пушкина, ведущая за собой длинный ряд стихотворений с образом моря, который завершится последней в своеобразном цикле элегией «К морю» (1824).
«Погасло дневное светило...» – первая творческая встреча поэта с морем, самое начало символизации, его исток. Объективный образ, космически масштабный образ моря-океана. Море сблизилось с лирическим «я», они главные в стихотворении: «я» и море, ведущие как бы диалог (он говорит с ним, а оно в ответ шумит), они роднятся в своей внутренней сути – взволнованности: «Волнуйся подо мной, угрюмый океан»; «С волненьем и тоской туда стремлюся я...»; «Душа кипит и замирает». Слово волнение, повторяющееся как рефрен, однокоренное с волной, создает в стихотворении зрительно-музыкальный образ непрерывно набегающей, шумящей воды; все звуки слова волна озвучивают стихотворение.
Философский смысл морского пейзажа в рассматриваемой элегии–стремлений человека к свободе, она соответствует его натуре, будит, активизирует его духовные силы, безгранично расширяет скрытые способности.
Правда ли,то,что отдых необходим для здоровья? Тело и разум человека созданы для активной деятельности, работа требует усилия, вызывая утомление, напряжение,а однообразие вызывает скуку и надоедает. Необходимо время расслабиться,отдохнуть и заняться чем-нибудь приятным и интересным, избавиться от нервного напряжения, сделать нашу жизнь приятнее и разнообразнее, способствовать улучшению самочувствия.
Есть места, специально предназначенные для отдыха, где люди проводят свободное время большое количество людей летом уезжают отдохнуть на море.
Образ моря и человека, что их может связывать воедино и навсегда? Как они бывают, далеки друг от друга и как они всегда чувствуют неразрывную связь через время и расстояние. Взять к примеру персонажа из книги Грея «Алые паруса»,приведу отрывок из произведения.
Инсценировка:
Сцена №1 Ассоль и лес.
Рассказчик: Появляется Ассоль с корзиной, в которой игрушечные лодки и корабли,идет по давно знакомому маршруту через лес.
Ассоль: Привет, мой славный лес! Эй, как поживаете, господин орешник? Сегодня вам не так одиноко, как вчера? Вон сколько жуков слетелось полакомиться вашими орехами! Тетушка липа, как ваше драгоценное здоровье? Не болейте, и не стойте на сквозняке! А то опять придется отпаивать вас липовым отваром! Здравствуйте, дедушка тис! Привет вам от моего Лонгрена! Он просил передать, что игрушечные корабли из вашей ветки, той самой, что сломал ветер на прошлой неделе, – гораздо прочнее сосновых. Не стоит благодарности – я вас тоже люблю и уважаю.
Ассоль выбегает на поляну. Начинает, кружится и петь. Тут появляются две девочки.
Грета: Полоумная Ассоль по ночам грызет фасоль!
Луиза: (вторит) Полоумная Ассоль по ночам грызет фасоль!
Ассоль молча, поднимает с земли корзинку, медленно уходит.
Сцена №2 Ассоль и Лонгрен.
Ассоль: Сестры Меннерс опять дразнили меня и бросали в меня кусками грязи. Скажи, почему нас не любят?
Лонгрен: Эх, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они и не могут.
Сцена №3 Ассоль и Океан
Рассказчик: Ассоль на берегу океана. В руках у не корзина с игрушками.
За ней следят Грета и Луиза. Звучит фоном фрагмент А.Глазунов фантазия для симфонического оркестра «Море».
Ассоль: Ну, здравствуй, чудо природы! Здравствуй, Великий океан! Сегодня ты поспокойнее. Не то, что вчера. Вчера ты был похож не то на фурию, не то на грубого неотесанного пьяницу. Все лодки по гавани разбросал, и сети рыбакам порвал. Ну, и куда это годится? Не вздыхай, знаю, тебе сегодня самому не по себе. Ты ведь буйный, но отходчивый. И тебе хочется понимания. А какое тут понимание, если ты три дня менял свой цвет, предупреждая, что будет шторм, а они – ноль внимания. Ты уже выгнал светящихся рыб на берег, и пустые бутылки со дна поднял, а никто и ухом не ведет. Вот и выходит, что не очень-то ты и виноват. Так что,не вздумай слишком менять свой характер, ты мне нравишься именно таким – предсказуемо-непредсказуемым, буйным в шторм и нежным в штиль, теплым и ласковым во время купания. Э-э… Что-то я заболталась с тобой! Надо бежать. Не ворчи, не ворчи!.. Я еще приду – как же ты без меня. Прощай, чудо природы!
Грета: Эй, полоумная, хочешь камнем в лоб получить – стой на месте,а не хочешь, лети отсюда, мухой!
Ассоль вздрагивает, поднимает корзину, молча уходит.
Луиза: Здорово ты ее!
Грета: А чего с ней церемониться? Пусть знает – от меня надо разбегаться! Кто не спрятался – я не виновата! Учись,сестра, пока я жива!
Грета лихо швыряет камень вослед ушедшей Ассоль. Луиза, повторяя действия сестры, жеманно бросает камень поменьше. Обе смеются.
Выходят дети артисты импровизированного театра на поклон.
Рассказчик:Самое время исполнить песню «Алые Паруса - У синего моря, где бушуют бураны... Владимир Ланцберг.
Песня Алые Паруса.
1куплет:
У синего моря,
Где бушуют бураны,
Жила там девчонка,
С именем странным.
И часто бывала
Она на просторе,
В мечтах уплывала
За синее море
Припев:
Алые паруса... Ассоль!
Алые паруса... Плюс Грей!
Алые паруса, паруса... Ассоль плюс Грей равно любовь!
2 куплет:
А там за морями,
За синей чертою,
Жил парень отважный
С открытой душою.
Мечтал он о море,
О странствиях дальних,
Мечтал о походах
В дальние страны.
3 куплет:
И вот как-то ночью,
Когда все уснули,
На небе зажглись
Миллионы огней.
И этой же ночью
Случилось чудо
Тот парень с девчонкой
Влюбились друг в друга!
Звучит
фоном фрагмент М.Чюрлёнис симфоническая поэма «Море».
Чистота и вера в добро маленькой Асоль - это безмятежная гладь моря, зло ,вражда, зависть-шторм, неправда ли есть сходство? И только вера побеждает все испытания, придаёт нам силы в борьбе. Кто не мечтает окунуться в знойный день в тёплые волны ласкающего моря, почувствовать лёгкий аромат цветов кипариса, шёпот прибоя, услышать крик чаек в далеке, гудок теплохода, увидеть спины ныряющих дельфинов. А может расслабиться ,лечь на шезлонге под тенью зонта, закрыть глаза ,оставить заботы и почувствовать себя как дома.
Звучит фоном фрагмент Клод Дебюсси «Море».
Предлагаю вспомнить историю возникновения моря ,настал подходящий момент. Земля – единственная планета, имеющая жидкую воду . Напомню, на других планетах вода есть только в виде льда и пара ,но не жидкая, температура там намного ниже. Три четверти земной поверхности огромная масса солёной воды океанов, море - часть Мирового океана, отделенная сушей или возвышением подводного рельефа. Это достаточно большой соленый водоем, который может быть связан с океаном непосредственно или через систему проливов и других морей. Происхождение океанов тесным образом связано с эволюцией поверхности Земли. В частности, происхождение Тихого, Атлантического и Индийского океана связано с разломом и движением материков.
Океаны и моря сформировались из дождевой воды ,из водяного пара вулканов. В море впадают реки, приносящие с собой соли, растворённые в их водах. Соль не испаряется, в море скапливаются большие количества солей, придающие морской воде солёный вкус. ..
Исполняют песню «Море хохочет» Слова В. Викторова Музыка З. Компанейца
Предлагаю отдохнуть и разгадать
кроссворд вместе с детьми
«Разноцветные моря».
Детские загадки про море:
Летом, все к нему стремятся,
Загорать и искупаться.
На песке и на просторе
Ну конечно это
(Море).
Море бывает разного цвета,угадай цвет и название моря.
По вертикали:
1. Он из всех неяркий самый,
Только веришь или нет -
Можно видеть этот цвет
И с закрытыми глазами!
Ответ: Чёрный
По горизонтали:
2. Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке.
Ответ: Желтый цвет
3. Волны катит на просторе
К берегам песчаным …
(море)
4. У малины и клубники,
Помидора и брусники
Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий — ...
Ответ: Красный
5. У тетрадного листочка
И у сахара кусочка,
И у соли, и у мела
Цвет какой бывает? -...
Ответ: Белый
Конечно,море таит всегда много тайн и загадок. Француз Жак Ив Кусто ( 1910-1997),океанограф и морской кинодокументалист изобрёл акваланг,специальную камеру для съёмок под водой,он автор подводных фильмов,написал книги о своих подводных погружениях.
Он был влюблён в море,организатор компаний в защиту нашей планеты.
Юный читатель
Викторина по сказкам о море как раз для тебя,если тебе трудно попроси помощи у взрослого.
Отгадай,из какой книги,сказки этот отрывок?
1. Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой
- Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкин
2. Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой,— золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты,старче,меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин
3. Но вот перед ними море —
Бушует,шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна,
Сейчас Айболита проглотит она.
«Ой,если я утону,
Если пойду я ко дну.
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперёд!»
И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
Корнея Чуковского «Айболит»
4. Нет, он не должен умереть! И она поплыла между бревнами и досками, совсем не думая о том, что они могут ее раздавить. Она то ныряла глубоко, то взлетала на волну и доплыла до юного принца. Руки и ноги отказывались ему служить, прекрасные глаза закрылись, и он утонул бы, не явись ему на помощь русалочка. Она приподняла над водой его голову и предоставила волнам нести их обоих куда угодно... К утру буря стихла. От корабля не осталось и щепки. Опять засверкало над водой солнце.
Русалочка откинула со лба принца волосы, поцеловала его в высокий красивый лоб и пожелала, чтобы он остался жив.
Сказка Русалочка - Ганс Христиан Андерсен
5. Синдбад и его спутники, купцы из Багдада, вышли на берег погулять и разбрелись по острову. Синдбад выбрал тенистое место и присел отдохнуть под густой яблоней. Скоро ему захотелось есть. Он вынул из дорожного мешка жареного цыпленка и несколько лепешек, которые захватил с корабля, и закусил, а потом лег на траву и сейчас же заснул.
Когда он проснулся, солнце стояло уже низко. Синдбад вскочил на ноги и побежал к морю, но корабля уже не было. Он уплыл, и все, кто был на нем — и капитан, и купцы, и матросы,— забыли о Синдбаде.
Бедный Синдбад остался один на острове. Он горько заплакал и сказал сам себе: - Если в первое путешествие я спасся и встретил людей, которые привезли меня обратно в Багдад, то теперь никто меня не найдет на этом безлюдном острове.
Приключения Синдбада-Морехода - арабская сказка
Конкурс чтецов о море.
1 ребёнок:
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя -
Окунаю кисточку
В море голубое.
Автор: В.Орлов
2 ребёнок:
Я в море заплыл
и лежу на спине.
Какая-то птица
парит в вышине.
Какая-то рыба
на дне,
в глубине,
Глядит,как над ней
я парю на спине.
Автор: М.Бородицкая
3 чтец взрослый:
Александр Пушкин
"Земля и море"
Когда по синеве морей
Зефир скользит и тихо веет
В ветрила гордых кораблей
И челны на волнах лелеет;
Забот и дум слагая груз,
Тогда ленюсь я веселее —
И забываю песни муз:
Мне моря сладкий шум милее.
Когда же волны по брегам
Ревут,кипят и пеной плещут,
И гром гремит по небесам,
И молнии во мраке блещут, —
Я удаляюсь от морей
В гостеприимные дубровы;
Земля мне кажется верней,
И жалок мне рыбак суровый:
Живет на утлом он челне,
Игралище слепой пучины.
А я в надежной тишине
Внимаю шум ручья долины.
4 чтец: Александр Блок
"В море одна лишь волна-быстротечная"
В море одна лишь волна-быстротечная.
В небе одна лишь звезда-бесконечная.
Анна Ахматова
"Ты к морю пришел..."
Ты к морю пришел,где увидел меня,
Где,нежность тая,полюбила и я.
Там тени обоих:твоя и моя,
Тоскуют теперь,грусть любви затая.
И волны на берег плывут,как тогда,
Им нас не забыть,не забыть никогда.
И лодка плывет,презирая века,
Туда,где в залив попадает река.
И этому нет и не будет конца,
Как бегу извечному солнца-гонца.
5 чтец: Федор Тютчев
"Как хорошо ты, о море ночное..."
Как хорошо ты,о море ночное, -
Здесь лучезарно,там сизо-темно...
В лунном сиянии,словно живое,
Ходит,и дышит,и блещет оно...
На бесконечном,на вольном просторе
Блеск и движение,грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
6 чтец: "Парус" Михаил Лермонтов
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный,просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Пока жюри подведёт итоги конкурса чтецов о море,мы продолжим дальше.
Ведущий: Вижу,ты успешно прошёл все этапы просто молодец! Настала музыкальная пауза. Включи музыку Римского-Корсакого,пришло время знакомства с музыкальными шедеврами композиторов о море.
Отчего ты море,Чёрное,
Не Зелёное,не Синее?
В ясный день спокойное,
Чуть волною плещешься...
В хмурый-принахмуришься!
Потемнеешь водами...
А то вдруг взбунтуешься -
Горными порогами!..
Звучит “Океан – море синее”,вступление к опере “Садко” «Океан море синее»,затем тема Моря «Сказка о Царе Салтане».
Имеет ли Римский-Корсаков какое-нибудь отношение к морю? Да! Он окончил. Морской корпус,стал моряком, много стран повидал во время трехгодичного кругосветного путешествия и навсегда полюбил море.
Этой стихии композитор посвятил немало своих произведений, море то ласковое и манящее, то грозное и величественное.
Жюри: Великолепное выступление чтецов.
Звучит фоном Ария Царевны-лебеди (Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане».) вручение грамот.
Ведущий: Огромный успех сопутствовал русскому художнику–маринисту всю жизнь. «Море-это моя жизнь»,- говорил Айвазовский страстно. Чтобы так воспевать море в красках,как делал
Иван Айвазовский,нужно знать его с детства. Родившийся в Феодосии,как никто знал,как море может ежеминутно меняться,«выражая» своё отношение к ветру,солнцу. Айвазовский создал около 6000 произведений. Картинная галерея в Феодосии 400 картин художника.
Замечательные полотна И.К. Айвазовского украшают многие музеи мира. Он писал море то радостным,сверкающим бесчисленными солнечными бликами,то суровым и хмурым,то торжественно-спокойным,но чаще всего изображал его разбушевавшимся,с ревом обрушивающим гиганские пенны валы на прибрежные скалы и как скорлупки швыряющий корабли.
Картина «Девятый вал» 1850 год Государственный музей, Санкт-Петербург.
Девятый вал во время шторма является особенно большим,превосходящим все другие. Противостояние бушующего моря и упорства нескольких человек, ищущих спасение на обломках мачт. Золотой луч солнца,пронизывает картину, усиливает её общий оптимистический характер. Пусть неистовствует океан,пусть ещё грозно вздымаются гиганские волны,воля,мужество и вера человека окажутся сильнее стихии.
«Душа морских глубин.»
авторское стихотворение Блинова М.А.
«Что твориться у меня в душе,
То не видно не тебе,не мне.
Ты взгляни в прозрачную лазурь,
Небо,утром солнца яркое сиянье.
Опустись на дно морских глубин
И увидишь мирозданье.
Волны словно ласковый щенок,
Снова ноги мне щекочет.
Чайка громко крикнув над волной,
Что-то рассказать, как будто хочет.
Пусть пройдут столетья и века,
Море остаётся лишь собою.
Если грустно или вдруг тоска,к морю я бегу,
Ловлю лишь блики на воде ладонью.
Море ты бушуешь и не устаёшь,
Обо мне ты всё на свете знаешь.
Вот судьба такая же моя
И характером с тобой похожа я.
И глаза у нас зелёные такие
Русых цвет волос,рассыпан по песку.
Словно в сказке «Маугли» с тобою мы родные,
Будто бы из пены моря мы с тобою рождены.
И порой тоскую по тебе я,
Нет не по заливам и пескам,
Не по пальмам и бананам,
По твоим ласкающим волнам,
Но, увы так суждено судьбою,
В ряд ли суждено мне встретиться с тобой,
Вспомни только девочку простую,
Что с любовью окунув ладони,
Собирает ракушки твои.»
"Море словно чистый лист бумаги,
Радости и горя не тая,
Снова повстречает нас когда-то,
Криком чайки вдаль к себе маня."
Разные судьбы,времена,взрослых и детей,конечно,же влечёт к себе море и их любовь к нему,не раскрытые тайны. Мой юный друг оставь и ты своё творенье то же,быть может–это будет замок на песке,стихотворение,песни
сочиненные тобой,чистое место без банок,фантиков конфет,оставленное для других людей,которые приехали на встречу отдохнуть к морю.
Ведущий: Самуил Маршак
"Все умирает на земле и в море"
Все умирает на земле и в море,
Но человек суровей осужден:
Он должен знать о смертном приговоре,
Подписанном, когда он был рожден.
Но, сознавая жизни быстротечность,
Он так живет-наперекор всему, -
Как будто жить рассчитывает вечность
И этот мир принадлежит ему."
Есть богатства земные: золото, бриллианты; море - это такое богатство, которое принадлежит всем людям переливаясь и блестя на солнце, оно дарит нам здоровье и веру в лучшее для взрослого и ребёнка, вдохновляет наше творчество. Всем спасибо за внимание и взрослым и детям.
Звучит песня Юрий Антонов «Море-море, мир бездонный».
Рекомендуем посмотреть:
Досуг с родителями детей 5-7 лет по сказкам. Конспект
Спектакль-сказка «Буратино в гостях у черепахи Тортиллы» для детей 4 лет. Сценарий