Как сделать гирлянду из бумаги на Новый год своими руками
Автор: Пучкова Елизавета, ученица 6А класса МОУ «Гимназия №19» го Саранск Республики Мордовия
Руководитель: Пучкова Мария Владимировна, учитель ИЗО и МХК МОУ «Гимназия №19» го Саранск Республики Мордовия
Мастер-класс: «Создание елочной гирлянды из бумаги на основе образа лисички»
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей от 7 лет, учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, воспитателей, родителей.
Назначение: бумажная гирлянда будет ярким украшением новогодней елочки.
Цель: выполнение декоративной гирлянды на елку.
Задачи: познакомить с новым видом художественной деятельности; формировать умение использовать полученные знания в изобразительной и трудовой деятельности, развивать навыки свободно пользоваться приёмами, материалами, инструментами для создания украшений для новогодней елочки; развивать мелкую моторику рук, воображение; воспитывать усидчивость, внимательность, старательность.
Материалы: бумага, простой карандаш, ножницы, цветные карандаши, черная гелевая ручка.
Ход мастер-класса:
Декор помещения гирляндами – старинная традиция. Еще наши предки к Рождеству развешивали в домах россыпи еловых веток и причудливые бусы из сушеных ягод и грибов, что должно было сделать новый год урожайным и сытным. Сегодня гирлянды и наряженная елка – неиссякаемая тема для творчества!
Вариантов изготовления гирлянды из бумаги много, мы же предлагаем вам создать гирлянду на основе модулей, при желании их легко поменять местами и таким образом поэкспериментировать над ритмом, цветовым решением и композицией елочного украшения.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. ЛИСА!
Именно образ лисы послужит нам основой для выполнения гирлянды. Почему именно лиса?
Лиса является символом Республики Мордовия. Она присутствует как на гербе республики, так и на гербе Саранска - столицы Мордовии. Впервые красная лиса появилась на гербе города Саранска в XVIII веке, и тогда она символизировала богатство окрестных лесов ценными пушными зверями и охотничий промысел. Для современного же города и его жителей лиса стала символом ума, богатства и предприимчивости.
Итак, начинаем нашу работу!
На листе белой бумаги выполняем силуэты лисичек. Мы решили, что это будут лисички в национальной одежде.
Вырезаем по контуру, не забывая о технике безопасности.
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
На следующей фотографии показан процесс работы над образом лисички.
1. Выполняем линейный рисунок (рисуем портрет , линиями намечаем силуэт национального костюма, детализируем орнамент)
2. Работу в цвете выполняем карандашами.
3. Для того, что бы лисичка была более выразительной, делаем обводку деталей черной гелевой ручкой.
Источником для творчества служат национальные традиции выполнения женского костюма. Мы не раз обращались к наследию русского и мордовского народов.
Эрзянский и мокшанский женский костюм.
Основная деталь наряда — широкая туникообразная рубаха — панар, паня или покай. Ее шили из домотканого холста и украшали вышивкой, по орнаменту и цветам которой определяли место проживания обладательницы костюма.
Эрзянские и мокшанские рубахи различались по покрою. Эрзянские шили из двух перегнутых поперек полотнищ с четырьмя швами — спереди посередине груди, сзади и по бокам. Воротника у них не было, горловой вырез делали до 20 сантиметров глубиной, его края скрепляли специальной застежкой. В боковые швы под прямым углом вшивали рукава, по длине равные ширине основного полотна.
У мокшанской рубахи основа стана — цельный отрез материи, сложенный пополам. С боков к нему пришивали короткие полотнища с проймой для длинных прямых рукавов. Вырез на груди делали овальной формы. На подоле спереди для удобства при ходьбе предусматривали 10—12-сантиметровый разрез.
Мокшанские рубахи были короче эрзянских и едва прикрывали колени.
Качество одежды определялось толщиной холста — чем он тоньше и белее, тем лучше. Нарядные эрзянские рубахи украшали 6—8 продольными вышитыми полосами со сложным рельефным орнаментом.
У мокшанских расположение вышивок почти совпадало с эрзянскими, лишь отсутствовала широкая полоса орнамента спереди и имелись узоры на лопатках.
На возраст, семейное положение и место проживания женщины указывал ее головной убор. Мокша носили мягкие чепцы трапециевидной формы — панга, эрзи — высокие уборы — панго, сороку, сорку, шлыган.
Самым необычным из них был конусообразный панго, надевавшийся на голову молодыми женщинами. Его делали из холста, укрепленного лубяным каркасом, с помощью которого острый верх шапки немного наклонялся вперед. Сверху панго обшивали красной материей и украшали бисером, блестками, галуном, позументом и, конечно, вышивкой.
Повсеместно бытовали женские головные уборы из полотенец и платков. В одной из его разновидностей, из коротких полотенец с вышитыми концами, девушки ходили в церковь.
Повседневная обувь мордвы — лапти, плетенные из вязового или липового лыка. Мокша называли их кархьть, а эрзя — карть. Мордовские понятия о красоте требовали, чтобы женские ноги выглядели ровными, словно стволы березы, поэтому женщины носили толстые онучи — пракаст.
По праздникам мордовки обували остроносые сапоги из коровьей или сыромятной кожи, обшитые сверху красным сафьяном.
Русский женский костюм.
На территории Мордовии бытовали три комплекса русской одежды, имевшие разные виды и формы. Самым архаичным считается поневный комплекс, распространенным - сарафанный, который имел разные названия в зависимости от кроя и ткани. К концу XIX в. традиционный костюм русских состоял из юбки и кофты, сшитых из одной материи, и имевших название «парочка», «троичка».
Крестьянский костюмный комплекс конца XIX - начала XX в. являлся важной частью материальной и духовной культуры русского народа. По социально-бытовым функциям одежда делилась на будничную, праздничную, обрядовую: свадебную, погребальную, траурную. Праздничный и обрядовый костюм был более нарядным, богаче орнаментированным.
До середины XX века в орнаменте костюма русского населения мордовского края сохранились определенные каноны, при помощи которых человек с древнейших времен выражал свои представления о Вселенной, об устройстве быта. Спецификой орнамента являлась его насыщенность свастическими («завивастый крест») и меандрическими мотивами («коситницы»), что объясняется тесными связями с мордвой. Для орнамента на исследуемой территории характерен прием соединения нескольких разных ромбических фигур-«репьюшек» в одном рисунке, например, в «целпочке».
Большое значение для украшения одежды имела вышивка. Для вышивки русского населения было характерно украшение плечевой части рубахи, «оплечья», ворота и подола. В отличие от мордовского оформления, она выполнялась поперек плеча. Вышивали по холсту, красной и синей крашенине, кумачу цветными и шелковыми нитками швом «роспись», «косая стежка», «кирпичиком». В оформлении мужских рубашек использовали «шов в цепки», что не было характерно для костюма мордвы.
Украшения, традиционно используемые при ношении одежды, показывали возраст, семейное положение человека, а также имели магические знаковые функции: защитную, охранительную, стимулирующую.
Вернемся к нашей героине, лисичке. Об этом красивом животном говорится в потешках и прибаутках, сказках.
Кумушка-лисица
в гости собиралась.
В гости собиралась,
ярко наряжалась.
Рыженький кафтанчик,
рыжие носочки,
Рыжий сарафанчик,
рыжий и платочек,
Рыжие перчатки,
рыжий бант на лапке,
Рыжие сапожки,
чтоб не мёрзли ножки.
Но из дома вышла,
очень растерялась-
Ведь другого цвета
жизнь-то оказалась!
И пришлось обратно
бедной воротиться,
Не дождались гости
кумушку-лисицу.
И. Евдокимова
Для гирлянды можно выполнить и таких лисичек:
Добавить хлеб-соль как символ гостеприимства наших народов.
А как же без Дедушки Мороза и Снегурочки?!
Герои нашей гирлянды взялись за руки, встали в хоровод (при желании, силуэты героев можно скрепить с помощью клея).
Хоровод - это вроде как такая забава, древняя форма танца, праздничный обычай. Во время этого действия девушки и парни встают в круг, берутся за руки и начинают двигаться в одном направлении. В результате получается весело и незамысловато. Многие из тех, кто участвовал в хороводах, отмечали невероятный подъём сил. От чего это происходит? Подъем сил и настроения происходит из-за того, что некоторое время ты находишься в сплочении людей, которые близки тебе по духу и ты чувствуешь их мощную поддержку.
Можно выполнить гирлянду из силуэтов обезьяны – символа 2016 года.
Гирлянды из бумаги своими руками особенно актуальны на детских праздниках, рождественских и новогодних торжествах. Их можно использовать как праздничный декор, а можно как постоянный предмет интерьера.
Для вдохновения посмотрите на образцы и приступайте к творчеству!
Удачи Вам!
Рекомендуем посмотреть:
Мастер - класс. Изготовление гирлянды - сердечко
Новогодняя гирлянда из картона своими руками. Мастер-класс с фото
Новогодняя гирлянда из бумаги "Шары" своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото
Объёмная звезда из бумаги на Новый год своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото