Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Метод скетчей как образовательная технология на уроках Искусства

Метод скетчей как образовательная технология на уроках Искусства
Целевая аудитория: учителя ИЗО, МХК, педагоги дополнительного образования, родители, дети от 7 лет.
Назначение: материал статьи (или отдельные фрагменты) может быть применен на уроках ИЗО, МХК, ОРКСЭ и занятиях внеурочной деятельности в начальной школе.
Цель: распространение педагогического опыта среди учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, детей, родителей.
Задачи:познакомить с новым видом образовательной технологии, формировать умение использовать полученные знания в изобразительной и трудовой деятельности, формировать интерес к изучению мировой художественной культуры.

Поликультурное образование - важная часть современного образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах; традиций, образа жизни, духовных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем; может способствовать повышению этнической идентичности будущего поколения; это способ приобщения обучающихся к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно – образовательное пространство.

Целями поликультурного образования являются:
- формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к своей собственной культуре,
- создание поликультурной среды как основы взаимодействия личности с элементом других культур;
- формирование способности индивида к культурному личному самоопределению.

Метод скетчей рассматривается как разнообразные визуальные заметки, состоящие из рукописного текста, рисунков, схем, изобразительных элементов, для погружения обучающего в предметную область или объект исследования визуализация материала является эффективной техникой познания. Данные техники особенно эффективны на первом этапе исследований, это способ конспектирования, превращающий сложное в простое. Затем происходит сбор материала, познание объекта исследований.

На уроках Искусства в качестве объекта изучения мы предложили обучающимся такой вид искусства как архитектуру. Именно в постройках отчетливо прослеживаются следы времени. Архитектура – это диалог. За каждым зданием, за каждым архитектурным комплексом или маленькой постройкой стоит человек, архитектор. Таким необычным языком он пытается донести до общества какую-то мысль, идею в художественном образе.

Необычный формат изложения темы привлекает внимание учеников и заинтересовывает изображаемым периодом, архитектурным стилем. На страницах скетчбука на каждом уроке появляются все новые и новые исторические периоды с точки зрения искусства, которые ребята воспринимают с позиции художника и архитектора. Дети не только знакомятся с искусством всего мира, но и активно занимаются творчеством, изучая техники, способы и приемы работы с различными материалами. В нашей практике это альбом для зарисовок, где обучающиеся делятся своими впечатлениями о той или иной эпохе. В данном случае это несколько листов с неполной информацией по теме, которую нужно дополнить вписав, нарисовав или приклеив на эти листы. Среди материалов, которыми работают ребята тонкие чёрные маркеры, которые хорошо сохнут, не просачиваются сквозь бумагу, карандаши и фломастеры для раскрашивания, корректор.

На уроках обучающиеся делают заметки в режиме реального времени. В онлайн-обучении лучше придерживаться иного варианта: сначала посмотрели урок, поучаствовали в дискуссии в чате, а потом осмыслили материал, пересматривая запись и рисуя скетч.

Ребятам необходимо самостоятельно или с помощью педагога продумать структуру скетча. Хорошая структура заметки гораздо важнее её эстетической составляющей. От того, насколько хорошо организована подача информации, зависит, будет ли понятна она потом. Структура скетчзаметки может быть линейной, траекториальной, вертикальной, лучеобразной (радиальной), модульной, а также похожей на «небоскрёб» или «попкорн».

Большинство объектов, которые требует визуализация, можно составить из пяти простых фигур: круга, квадрата, треугольника, линии и точки. Подобный подход хорош для детей, не имеющих достаточных навыков изображения сложных конструкций.

При создании скетчей используется также текст и символы. Шрифты, подчёркивания и начертания можно использовать разные. Например, написать самое важное высокими узкими буквами, а краткие пояснения сделать жирным или орнаментальным шрифтом.

Каждый ученик в данном виде работы проявляет индивидуальность, придумывает свои фишки и экспериментирует.
Работа над созданием скетчбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой.

Такая формы работы позволяет каждому обучающемуся получить возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте темы, помогает ребятам по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактном виде.

В будущем ученик научится: самостоятельно собирать и организовывать информацию, научиться договариваться, учитывать интересы других, анализировать и прислушиваться к мнению, но так же отстаивать свою позицию по изученному материалу.

Чтобы использовать скетчи во время урока, учителю необходима дополнительная подготовка. Педагогу важно понимать, что создание скетчей — это альтернатива, которую могут предпочесть не все дети. Поэтому продумывая логику представления формата, стоит сделать акцент на альтернативности инструмента. При знакомстве с порядком работы с таким текстом необходимо объяснить школьникам, как читать визуальную заметку (читать можно не только текст, но и визуальные элементы) и понимать, что скетч не является заменой линейному тексту. По этой причине при разворачивании скетча подразумевается привлечение ребёнком разных источников.









В статье использованы работы учащихся МОУ "Гимназия №19"

Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Техника японской живописи суми-ё

Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву

Елочная гирлянда из бумаги своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 915 дней назад (18 октября 2021)
Просмотров: 1937
+5
Голосов: 5
Виктория Александровна Останина # 18 октября 2021 в 16:29 +2
Мария Владимировна, здравствуйте.
С интересом познакомилась с вашим материалом "Метод скетчей как образовательная технология на уроках Искусства".
Для меня это новый вид образовательной технологии. Вы решили одну из поставленных задач. Интересно.
Современно, наверное актуально. Современные подростки мыслят по другому, не так как мы, наверно. И педагог должен идти в ногу!
Творческих успехов.
Марина # 19 октября 2021 в 09:10 +1
Скетчинг? Заморское и непонятное слово, которое стоит особняком среди привычных нам слов "живопись", "рисунок". Данная техника опирается, прежде всего, на скорость и позволяет выполнять быструю визуализацию различных объектов, локаций, сцен. Да-да, звучит банально, но в современном мире важна скорость. Его используют для отображения идей. Рисунок, сделанный вручную, всегда прочувствован автором, можно сказать, что он «живой». Образовательная технология, достойная внимания и педагогов, и родителей, и детей
Ольга # 19 октября 2021 в 09:12 +1
Метод скетча развивает у обучающихся воображение, ускоряет процесс запоминания, способствует точности воспроизведения и формирует уверенность в себе и своих способностях. Использование метода скетча дает учителю повышение качества обученности и уровня мотивации на уроках. Мария Владимировна, спасибо за интересную находку! Очень полезный материал!
Елена Борисовна Жданова # 20 октября 2021 в 02:11 0
Материал интересен и полезен, мне кажется его можно применять и на уроках литературы, и на уроках истории. Кому - то так проще запоминать информацию, срабатывает логическое мышление и творческий подход к изучению темы. Возьму на заметку. Спасибо smile
Тишкина А.В. # 20 октября 2021 в 10:06 0
Соглашусь с коллегами, отличная находка! Данная технология с успехом может применяться на уроках совершенно разных предметных областей!
Людмила Вадимовна Бурова # 1 ноября 2021 в 10:08 0
Здравствуйте. Очень интересная технология. Скейтчинг прочно вошел в нашу жизнь, сейчас некоторые ученики старших классов именно так ведут записи в тетрадях. Рисующим детям так намного легче и быстрее воспринимать большой объем информаии. Видела неоднократно рисунки в тетрадях, всегда удивляюсь как успевают нарисовать картинку? В наше время за рисунки в тетради ругали и запрещали, не вникая по теме или нет.