Формирование творческих способностей обучающихся посредством нетрадиционных техник рисования.
Автор: Пучкова Мария Владимировна,
учитель ИЗО и МХК МОУ «Гимназия №19» го Саранск Республики Мордовия.
Целевая аудитория: учителя ИЗО, педагоги дополнительного образования, родители, дети от 7 лет.
Назначение: материал статьи (или отдельные фрагменты) может быть применен на уроках ИЗО и занятиях внеурочной деятельности в начальной школе.
Цель: распространение педагогического опыта среди учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, детей, родителей.
Задачи:познакомить с новым видом художественной деятельности, формировать умение использовать полученные знания в изобразительной и трудовой деятельности, воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" В. А. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития общества. Решение ее начинается уже в младшем школьном возрасте. Наиболее эффективным средством развития творческого потенциала является изобразительная деятельность обучающихся. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей обучающихся. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Почти каждый ребенок знаком с техникой фроттаж, кто из нас в детстве не переводил на лист бумаги отпечатки монет? Но это не только детская забава. Фроттаж сегодня – это современная техника рисования на бумаге.
Фроттаж – техника нанесения рисунка на бумагу, ткань. Для появления рисунка используется рельефная поверхность, которая располагается с обратной стороны бумаги (ткани), эта рельефная поверхность отображается на лицевой стороне бумаги (ткани) с помощью трения красящего материала (например, карандаша).
Слово происходит от французского глагола frotter, что переводится как «тереть». Авторство техники фроттаж приписывают немецкому сюрреалисту Максу Эрнсту, он создавал большое количество своих работ этим методом. Эрнст был одним из ведущих художников, которые стремились передавать реальность подсознательно посредством свободных ассоциаций. Для создания своих образов он использовал фактуру различных предметов (ржавой консервной банки, ткани, перьев, ракушек, кожи, наждачной бумаги, засохшего хлеба).
Для педагогов и родителей фроттаж может стать настоящей находкой. Этой техникой очень легко увлечь ребенка, а также сделать ошибку практически невозможно, результат всегда получается качественным.
Одними из самых популярных объектов являются листья деревьев.
Для работы подходят и свежие листья, и сухие. Следует определиться с формой, размером листьев и собрать композицию. Очень часто в мастерстве используют много поверхностей одного экземпляра.
Плотный материал не подходит для фроттажа. Мы работаем с писчей бумагой. Лучше применять карандаши различной мягкости или восковые мелки, пастель. Однако это отнюдь не значит, что чем нежнее – тем лучше. Совсем мягкий карандаш, скорее, закрывает, чем показывает рельеф. Можно попытаться штриховать в разном направлении – эффекты могут значительно отличаться. Растирание делается с осторожностью: следует держать бумажный лист, не смещая силуэта под ним. Второй вариант: чтобы листья не сдвигались, их можно приклеить к бумаге (с обратной стороны картины), а затем прорисовывать мелками разного цвета. Тона, которыми заштриховывается плоскость для получения художественного результата, дополняются и покрывают друг друга.
Полученную композицию следует кадрировать, а затем оформить в раму или паспарту.
Процедура возникновения орнамента подобна проявлению фотопленки – увлекательное зрелище! Ребята выполняют композицию со словами: «Мы – волшебники!»
Представляем вашему вниманию
творческие работы учащихся 2-ых классов МОУ «Гимназия №19» го Саранск на темы:
«Ковер из осенних листьев»
«Сентябрьский букет»
«Веселый ежик»
«Портрет осени»
«Графика зимнего леса»
Не менее увлекательна для детей работа с красками. Будем рады, если у вас возникнет желание познакомиться с мастер-классом на тему:
"Ежик. Урок нетрадиционного рисования"
/blogs/marija-puchkova/ezhik-urok-netradicionogo-risovanija.html
Рекомендуем посмотреть:
Мастер – класс по нетрадиционному рисованию для младших школьников
Новогодняя овечка. Нетрадиционное рисование в технике набрызг
Нетрадиционное рисование ладошками для 1-2 класса
Нетрадиционное рисование в начальной школе для детей 9-10 лет (4 класс). Мастер-класс с фото