Статья "Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста"
Доклад-выступление «Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».(обобщение опыта)
"Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш."(В.А.Сухомлинский)
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В своей статье хотелось бы остановиться на патриотическом воспитании детей 1 младшей группы.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, по которой и работает наш детский сад, основными целями и задачами по патриотическому воспитанию детей 2-3 лет является формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Система работы по патриотическому воспитанию в нашей группе ведется по следующим направлениям:
- НОД
- совместная деятельность педагога и детей;
- самостоятельная деятельность детей;
-взаимодействие с семьями воспитанников,
а также создание предметно-пространственной среды в группе;
Далее хотелось бы подробно остановиться на формах и методах, которые мы используем в работе с детьми младшего дошкольного возраста, решая вопросы патриотического воспитания.
В течении всего года с детьми проводятся беседы :
«Моя семья», «Праздники в моей семье», «Я и мое имя», «Что значит любить родителей», «Как зовут маму, папу, сестренку…», «Какие они…», беседы с детьми о папах в преддверии праздника Дня защитника Отечества, беседы о мамах к 8 марта.
На группе собран большой материал по теме «Семья» - это подборки пословиц и поговорок, потешек, закличек, песенок, загадок, стихов.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушайся родителей», «Уважай старших»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.
В первой младшей группе используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя».
С детьми проводятся дидактические игры : «Чья мама?», «Вежливые слова», «Полное и неполное имя», «Ласковые слова для мамы», «Чей малыш».
Широко применяется разыгрывание различных ситуаций по теме «Семья». «День рождения», «Ссора», «Как помириться», «Как поднять настроение маме», «Вечер в семье», что создает предпосылки к формированию сюжетно – ролевой игры.
Игровая ситуация «Семья» - самая любимая детьми. Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. В игре дети имеют возможность примерить к себе разные роли и приобрести соответствующий социальный опыт.
Теме «Семья» в нашей группе уделяется большое внимание и реализуется она также и в художественном творчестве: лепке, рисовании, аппликации - наших любимых видах деятельности с детьми. Дети готовят рисунки, подарки для мам, пап, бабушек и дедушек и затем организуются выставки
В рамках тематической недели «Народная игрушка», на нашей группе был проведен проект по ознакомлению детей с народно-прикладным творчеством. В ходе проекта дети познакомились с народными игрушками.
Народная игрушка в детском саду – больше, чем просто игрушка. Она выполняет еще ряд дополнительных функций: воспитывает любовь к традициям, сближает с народным материалом, передает образы естественными, такими, какие они есть – без излишеств и прикрас.
По теме семья нами собран большой материал – картотеки пальчиковой гимнастики, физкультминуток, утренних зарядок.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.
А это вся моя семья!
Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
Нами был разработан комплекс мероприятий по взаимодействию с семьями в рамках решения проблемы по патриотическому воспитанию детей нашей группы.
-Родительское собрание «Роль отца и матери в воспитании самостоятельности у детей».
-Консультации «Нравственное воспитание детей», «Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».
-Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?»
Традиционными стало проведение в нашем ДОУ конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить свою лепту. «Трудовой десант» на участок детского сада «Сделаем прогулку интересней».
Совместное творчество в изготовлении поделок к различным конкурсам, которые проводятся в группе и в ДОУ. Это и конкурс «Дары осени», конкурсы поделок новогодней тематики и мн. др. Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
В рамках тематической недели «Моя семья», на группе был организован творческий конкурс стенгазет «Мама, папа, я – дружная семья». Были проведены беседы с использованием представленного родителями материала. Дети с удовольствием рассматривали фотографии своих родных, рассказывали о своей семье.
Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание предметно – пространственной среды в ДОУ.
Центр социально-эмоционального развития.
Совместно с родителями в группе был оформлен центр «Моя семья», в котором собраны семейные фотографии воспитанников, а также есть один большой альбом с фото. Рассматривая с детьми альбом в свободной деятельности, мы развиваем речь, учим узнавать свой дом, любимые места отдыха, знать свое имя и членов своей семьи.
Центр книги.
Тематическая выставка художественной литературы о семье.
Центр игры.
В первой младшей группе особую роль играют игровые уголки, в которых ребенок играет со знакомыми и любимыми куклами, машинками.
Совместно с родителями пополняется кукольный уголок: атрибуты для игровых действий с куклами; атрибутика для создания интерьера и другое.
Центр конструирования.
В центре конструирования детям предлагается различный конструктор, схемы построек по теме «Семья» : «Построй свой дом», «Мебель для куклы» и т.д.
В ходе проделанной работы по патриотическому воспитанию видны первые результаты. Дети больше знают о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Совместная деятельность детей и родителей способствует укреплению детских – родительских отношений. Родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам патриотического воспитания, их участие в жизни детского сада стало более активным и ощутимым.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в средней группе
Проект в средней группе «По страницам сказов Бажова»
Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр
Из опыта работы воспитателя ДОУ
Похожие статьи:
Беседа о щедрости и жадности с детьми старшей – подготовительной группы
Герб России. Описание и значение для детей
Беседа о Конституции для старших дошкольников
Беседа о Президенте России в старшей группе
Об учителях духовных для детей