Дорогие ребята! Давайте побеседуем о щедрости и жадности.
Как вы думаете, кто живет интереснее, у кого больше друзей — у щедрого человека или у жадного?
Конечно, у щедрого! Ведь щедрый готов поделиться тем, что у него есть, с друзьями.
Уверена, что вы с радостью делитесь игрушками, сладостями, книгами, кассетами, школьными принадлежностями.
Отдавая, человек испытывает ни с чем несравнимую радость! Он делается душевно богаче.
Послушайте стихотворение.
Мне купили самокат
Мне купили самокат,
Я позвал во двор ребят,
Взял сестру и братца —
Будем все кататься!
Дал Сереже и Алеше,
Дал Андрею, Кате, Гоше.
Пусть порадует ребят
Серебристый самокат.
Он сверкает и блестит,
Быстро он вперед летит
По дорожке возле дома,
Мимо клумбы, мимо клена...
Мы играли очень дружно —
Радостью делиться нужно!
♦ Как вы думаете, получилась бы веселая игра у ребят, если бы мальчик, которому купили самокат, катался бы на нем один, никому не давал?
♦ Делитесь ли вы с друзьями игрушками, книжками, школьными принадлежностями?
Расскажу вам о девочке, которой очень понравилось быть щедрой.
Однажды перед Ксюшиным днем рождения мама принесла пакет с конфетами и шоколадками.
— Это мне? — обрадовалась девочка.
— Этими сладостями ты завтра угостишь своих друзей в детском саду, — объяснила Ксюше мама. — Тебя ребята непременно поздравят с днем рождения: подарят подарки, споют песенки, прочитают стихи, а ты, в знак благодарности, всех оделишь конфетами и шоколадками.
— Ну нет, я так не согласна! — закапризничала Ксюша. — Я шоколадки люблю! Лучше съем все сама.
Она заглянула в пакет.
— Как раз в пакете мои любимые конфетки «Белочка», «Василек», «Раковые шейки», шоколадка «Аленка».
Ксюша прижала пакет к груди.
— Никому ничего не дам, сама все съем! Ведь это день моего рождения! Значит, мне и нужно дарить конфеты. Мне и самой будет их мало, — закончила она свою тираду.
— Доченька! Поверь мне, не хорошо быть такой жадной. Здесь много сладостей, всем хватит, — попыталась уговорить девочку мама. — Давай пакет, я уберу его до завтра.
— Нет, не отдам! — Ксюша вцепилась в пакет с конфетами и даже вся покраснела от злости.
Тогда мама оделась и куда-то ушла. Через некоторое время она вернулась и принесла еще один пакет сладостей.
— Доченька! Иди сюда! Посмотри, я купила еще конфеты и шоколадки. Их ты раздашь завтра друзьям. А тот пакет можешь оставить себе.
Ксюша очень обрадовалась. Конфет так много, что, конечно, хватит всем.
Утром девочка гордо пошла в детский сад с большим, красивым пакетом. Она с радостью угостила воспитательницу Анну Анатольевну и детей. Пожалуй, впервые в жизни Ксюша почувствовала, как приятно отдавать, дарить, словом, не жадничать, а быть доброй и щедрой!
♦ Расскажите о каком-нибудь случае, когда вы проявили щедрость.
Послушайте еще одну историю о жадности и щедрости.
На детской площадке для ребят построили замечательный корабль. Все мальчики хотели стать капитанами этого корабля, но воспитательница Анна Анатольевна назначила капитаном Славу.
— Завтра, когда игра продолжится, капитаном будет Витя, а послезавтра Андрюша.
Но и завтра, и послезавтра капитаном оставался Слава. Зато у Вити появился новый электрический фонарик, а у Андрея — кассета с детскими песнями и сказками.
Славе так хотелось командовать кораблем, что он принес друзьям свои новые игрушки и подарил их, но взамен попросил, чтобы мальчики оставили его капитаном.
♦ Как вы думаете, правильно поступил Слава?
♦ Проявил ли он щедрость? Ведь он не пожалел для друзей новых игрушек?
♦ Могли бы вы так поступать? Почему?
Поступок Славы нельзя назвать щедростью. Ведь щедрый человек дарит друзьям подарки совершенно бескорыстно, не рассчитывая что-то от них получить взамен!
Конечно, люди не любят жадных. Русский народ сложил о них пословицы. Например, такие: «Жаден, как волк, и труслив, как заяц», «Жадный сам себе покоя не дает», «Жадный богач беднее нищего».
Давайте вместе попробуем объяснить их.
Первая пословица особых объяснений не требует. Мы ведь знаем, что волки порой заглатывают сразу огромные куски добычи, ну а зайку всегда считают трусливым.
Смысл второй пословицы в том, что жадный человек беспокоится, что ему придется что-то отдать, поделиться с другими, и это его лишает покоя и радости.
Третья же пословица говорит о том, что у богатого, но жадного человека нет друзей. А ведь именно друзьями мы с вами и богаты!
♦ Какие сказки о жадности и щедрости вы знаете?
♦ Припомните и расскажите их.
Давайте обсудим еще одну историю.
Коле подарили новую игрушку — самосвал. Мальчик давно мечтал о таком: с большими колесами, кабиной и откидывающимся кузовом.
Он долго не мог решить, взять ли новую игрушку во двор, показать ее ребятам или нет.
«Ведь они поцарапают новенькую машину, а то и вовсе сломают!» — раздумывал он.
Но одному играть с самосвалом дома Коле было не особенно интересно, и мальчик решился: взял его на детскую площадку.
Здесь Колю тотчас обступили ребятишки, стали рассматривать новенькую игрушку.
— Коля, дай мне, пожалуйста, повозить его, — попросил лучший друг Дима.
— И мне, и мне! — закричали дети.
Коля насупился.
— Не дам! — отрезал он. — Вдруг вы его сломаете или запачкаете.
Он схватил самосвал, отошел с ним в сторонку и сел на скамейку.
— Ну и не надо. А еще друг называется! — обиделся Дима.
— Давайте все вместе дом строить, а песок и камешки можно в ведерках приносить, — предложила Таня. — Обойдемся без самосвала!
Ребята дружно взялись за стройку дома.
♦ Как вы думаете, хороший ли друг Коля?
♦ Может ли у жадного человека быть много друзей?
♦ Как вы поступаете, если ребята просят у вас новую игрушку, с которой вы еще сами не наигрались?
Коля сидел на лавочке, любовался новой машиной, но скоро ему стало скучно.
«Может, уйти домой и посмотреть телевизор? Или все-таки дать ребятам самосвал и попросить, чтобы приняли в игру?» — раздумывал он.
Дима иногда посматривал на друга, а потом подошел к нему и предложил:
— Идем играть с нами! А самосвал пусть рядом с тобой стоит, стройку украшает.
♦ Как вы думаете, что ответил Коля?
♦ Как бы вы поступили?
♦ Дима — хороший друг? Почему?
Что же произошло дальше? Может быть, Коля отрицательно покачал головой и ушел с самосвалом домой? Или обрадовано соскочил со скамейки и включился в игру вместе со всеми, но нагружать самосвал песком и возить его стал только сам? Коля стал играть вместе со всеми, дети по очереди нагружали самосвал и возили машину?
Конечно, конец мог быть любой. Но в нашей истории Коля сумел победить свою жадность и позволил ребятам играть с самосвалом. Что помогло ему?
Давайте вернемся к теме нашей беседы: «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен».
Согласитесь, народ сказал мудро: «неладен» — значит не годится. То есть жадный человек для дружбы не подходит.
Представьте, что на детской площадке вы качаетесь на качелях, а вокруг стоят ребята, которые ждут своей очереди. Что вы будете делать?
Верно! Немного покачаетесь и уступите качели другим ребятам.
Ковер-самолет
Представьте, качели — ковер-самолет,
На нем отправляюсь в волшебный полет,
Лечу над полями, лечу над рекой,
А вам на прощанье махну я рукой!
Потом «приземлюсь» и друзьям во дворе
Я дам полетать на волшебном ковре.
Малыш, о котором рассказывается в стихотворении, думает о других ребятах, он не жадный и умеет дружить.
Послушайте другое стихотворение и подумайте, что можно сказать об этом мальчике.
Подъемный кран
У меня подъемный кран,
С ним играть я буду сам!
Кран мой новенький, блестящий,
Он совсем как настоящий.
Никому его не дам —
Это мой подъемный кран.
Жадный мишка
Жил на свете жадный мишка,
Ни малиной, ни медком
Не делился он с братишкой —
Все съедал один, тайком.
Шел однажды он над кручей
И набрел на куст колючий.
«Так ведь это ежевика,
Соком сахарным полна.
До чего ж она вкусна!»
Подобрался мишка тихо,
Чтоб отведать ежевики.
Стал он ягоды срывать —
Быстро-быстро поедать.
Удивилась ежевика:
— Почему, скажи мне, мишка,
Ты не делишься с братишкой?
— Ягодок не хватит всем.
Я один их лучше съем!
Рассердилась ежевика:
— Жадных очень не люблю.
В нос тебя я уколю!
Тут уж маленький мишутка
Испугался не на шутку:
— Я боюсь твоих шипов —
Братца я позвать готов!
♦ Почему стихотворение называется «Жадный мишка»?
♦ Что однажды нашел медвежонок в лесу?
♦ Почему рассердилась ежевика?
♦ Если вы найдете в лесу ягодки земляники, малины, ежевики, позовете ли вы своих друзей или будете есть ягоды в одиночку?
♦ Как надо поступать правильно?
Тест
Выберите ответ и объясните свой выбор.
I. Папа подарил вам альбом для фотографий. Вы хотите разместить в нем свои фотографии, но брат просит у вас разрешения разместить в альбоме несколько его фотографий. Как вы поступите?
1. Конечно, разрешу брату разместить в альбоме и его фотографии.
2. Скажу брату, что в альбоме не хватит места для его фотографий, и не разрешу ему воспользоваться моим альбомом.
3. Попрошу папу купить брату такой же альбом.
II. На именины вам подарили торт, украшенный шоколадной розочкой. За чаепитием вы просите маму отрезать вам кусочек торта с этой розой. Но младшая сестренка тоже хочет съесть именно этот кусок торта. Как вы поступите?
1. Уступите сестре.
2. Будете настаивать на своем. Ведь сегодня ваши именины и торт подарили вам, значит, лучший кусочек — ваш.
3. Разделите кусок торта с розочкой пополам и половину отдадите сестре.
III. Мама записала вас в детский театр-студию. Руководитель студии сказал вам, что вы можете привести с собой на занятия своих друзей. Как вы поступите?
1. Обязательно пригласите своих друзей на занятия студии. Вместе будет веселей.
2. Никому ничего не скажете. Ведь ваша мама нашла эту студию, а вы мечтаете стать знаменитым артистом!
3. Скажете ребятам о занятиях в студии, когда прием в нее будет уже закончен.
Бывают случаи в жизни, когда человек не дает другому свою вещь, а на просьбу «Дай, пожалуйста» отвечает словом «Нет!» и при этом не проявляет жадность.
Подумаем вместе, когда это бывает. Если кто-то из друзей просит ваше полотенце, зубную щетку, кружку, тапки, вы вправе ответить ему «Нет!». Ведь это ваши личные вещи, они у каждого человека должны быть свои, индивидуальные. Через полотенце могут передаваться глазные болезни, через зубную щетку, кружку — болезни уха, горла и носа, а надев чужую обувь, можно подцепить грибок. Чтобы вас не сочли жадным и не обиделись, объясните это друзьям.
Подумайте, когда еще можно ответить отказом на просьбу и не проявить при этом жадность. Например, если младшая сестра просит перед обедом у вас дать ей конфет, если друг просит у вас компьютерную игру, а вы раньше уже обещали дать ее другому человеку.
Ответить другу «Нет!» непросто, но нужно уметь отвечать так в определенных случаях.
Послушайте сказку.
Письмо от слоника
-— Бабуля! Давай, сходим с тобой в магазин, купим Марине подарок. Она пригласила меня завтра на день рождения, — попросила Даша бабушку.
— Конечно, сходим, — согласилась та.
Скоро Даша с бабушкой оказались в магазине, полном замечательных игрушек. Чего здесь только не было! У Дашутки даже глаза разбежались!
Куклы и кукольные наряды, мягкие игрушки — мишки, зайцы, тигрята, игрушечные дома и наборы для маленькой хозяюшки. А для мальчиков — сабли, пистолеты, солдатики и роботы. Что выбрать?
Бабушка с внучкой не торопясь пошли вдоль прилавков, присматривая подарок.
— Ах! Какой красивый набор, — воскликнула девочка, показывая бабушке упакованные в прозрачный мешочек с золотыми звездочками щетку, расческу, овальное зеркальце и несколько разноцветных пластмассовых заколок.
— Тебе нравится? — спросила бабушка.
— Очень! — ответила Даша.
— В таком случае, мы его купим, — сказала бабушка и протянула продавщице деньги.
В руках у Даши оказался чудесный мешочек. Бабушка с внучкой пошли дальше.
Возле прилавка с мягкими игрушками девочка залюбовалась белым пушистым зайчиком с розовыми ушками и носиком.
— Бабуля, смотри какой пушистик! Просто прелесть! Купи, пожалуйста, этого зайчика, — попросила она бабушку.
Бабушка купила и зайчика-пушистика, а на прилавке с кукольной посудой Даша приглядела набор крошечных фарфоровых чашечек, кофейник и сахарницу.
Нагруженные покупками, бабушка с внучкой вернулись домой. Бабушка ушла на кухню готовить обед, а Даша разложила подарки на столе и призадумалась:
— Прекрасные вещи, — вздохнула она. — Жаль, что завтра с ними придется расстаться. Ведь это подарки для Марины!
«А как мне самой бы пригодились и заколочки, и зайка-пушистик, и кукольная посуда. Я могла бы устроить зайчику день рождения. Пригласить в гости мишку и котика, расставить на кукольном столике игрушечную посуду», — мечтательно думала девочка.
— Нет! Не могу я расстаться с этими игрушками! Может быть, подарить Марине что-нибудь другое?
Девочка обвела глазами комнату и ее взгляд остановился на симпатичном слонике по кличке Фантик, стоявшим рядом с обезьянкой и собачкой.
— Подарю-ка я Марине слоника. Он совсем как новенький! Если положить Фантика в красивый пакет, получится хороший подарок, — вслух рассуждала девочка.
Фантик услышал эти слова, и ему стало очень грустно. Он любил Дашу, ему нравилось играть с ней в зоопарк, ему совсем не хотелось расставаться с девочкой.
Он опустил голову и заморгал маленькими добрыми глазками, боясь заплакать, но Даша этого не заметила.
Она еще раз внимательно оглядела новые игрушки, потом взяла в руки слоника и неожиданная мысль пришла ей в голову: «А вдруг бабушке и маме не понравится, как я поступила. Они могут подумать, что я пожадничала. Но я ведь не жадная! Нет! Просто эти игрушки мне самой нужны!» — успокоила себя Даша и убежала гулять.
Как только она ушла из комнаты, игрушки стали тихонько перешептываться.
— Я и не знала, что Даша такая жадина, — заметила обезьянка Ричи.
— Бедный Фантик! — пожалел слоника щенок. — Даша хочет подарить его подружке, но я слышал, что дареное не дарят. Ведь слоника подарил Даше папа.
— Ах, друзья! Мне не хочется расставаться и с Дашей, и с вами. Но, видимо, придется, — жалобно сказал Фантик.
— Надо что-то придумать, — сказала Ричи.
— Я знаю, я знаю! — пропищала розовая резиновая мышка. — Нужно написать Даше письмо и объяснить, что Фантик не хочет с ней расставаться.
— И что жадничать нехорошо, — добавил щенок.
— И что дареное не дарят, — закончила обезьянка Ричи.
— Все это прекрасно, но ведь никто из нас не умеет писать, — грустно заметил слоник.
— Я знаю, кто умеет писать. Грамотейкин! — вспомнила мышка.
— Грамотейкин, ты и в самом деле умеешь писать? — спросила обезьянка.
— Конечно, — важно ответил Грамотейкин и улыбнулся.
При этом на его розовых щеках заиграли ямочки, а курносый в веснушках носик смешно сморщился. Грамотейкин — кукольный мальчишка. Его подарила Даше мама, потому что девочке недавно исполнилось шесть лет и пора было готовиться к школе. Он веселый неунывающий мальчуган в синем берете, из-под которого выбиваются рыжие кудряшки, с ранцем за спиной. А в ранце лежат школьные принадлежности, совсем как настоящие, только маленькие: азбука, ручка, блокнот, набор цветных фломастеров и еще много всякой интересной мелочи.
— Грамотейка, напиши, пожалуйста, письмо Даше, — попросил слоненок.
— Что ж, это можно, — согласился Грамотейкин. — Только помогите мне снять ранец, — попросил он.
Обезьянка ловко сняла ранец с плеч игрушечного мальчика, достала оттуда блокнот и ручку. Грамотейкин взял ручку, вырвал листочек из блокнота и спросил Фантика:
— Что писать?
— Пиши: «Дорогая Даша! Я тебя очень люблю и буду без тебя скучать! Слоник Фантик».
Грамотейкин старательно выводил печатные буквы на листочке. Потом нарисовал слоника и сердечко.
— Замечательно получилось! — похвалила его Ричи.
Она вскочила на стол и положила письмо на видное место.
— Теперь будем ждать, — заметил щенок.
Игрушки замерли.
Когда Даша вернулась с прогулки, она сразу заметила листок на столе. Она прочла письмо и очень уди
— Милый слоник, — сказала она, — я и не знала, что ты такой добрый и так любишь меня. Я тебя никому не отдам! А Марине подарю завтра и заколки, и заиньку-пушистика, и кукольную посуду. Я думаю, подарки ей понравятся.
♦ С кем пошла Даша в магазин?
♦ Что купили Даша и бабушка в магазине игрушек?
♦ Почему Даша не захотела расставаться с новыми игрушками, купленными в подарок подруге?
♦ Как вы думаете, жадная ли девочка Даша?
♦ Случалось ли с вами подобное?
♦ Как вы поступали в таком случае?
♦ Почему слоник Фантик не хотел расставаться с Дашей?
♦ Что придумали игрушки?
♦ Кто написал Даше письмо?
♦ Почему девочке стало стыдно?
♦ Какое решение она приняла? Правильное ли оно?
Автор: Шорыгина Татьяна Андреевна
Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка
Марина Валериевна Митюшева # 4 марта 2018 в 15:46 0 | ||
|
Ольга Александровна Максимова # 4 марта 2018 в 17:18 0 |
Богатый материал для бесед с детьми на тему жадности, дружбы.Рассказы и сказки подводят к размышлению:правильно ли поступил герой и как бы поступил ты в данной ситуации! |
Ольга Александровна Максимова # 5 марта 2018 в 09:17 0 | ||
|