Конкурсы

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка

Познавательное занятие для старших дошкольников

Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста «Вот какая русская матрешка!»

Автор: Елизарова Людмила Анатольевна

Музыкальный руководитель МБДОУ №6 пгт. Яшкино Кемеровской области

Цель:

Знакомство дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей возникновения, появления её на Руси, через музыкальные произведения.

Включение детей в художественную деятельность, основанную на материале народного творчества.

Задачи:

1. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Включить элементы семёновской, загорской, полхов - майданской росписи в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих росписей.

2. Поощрять желание детей использовать нетрадиционные техники украшения бумажного силуэта игрушки. Совершенствовать умение замечать и выделять выразительные решения изображений, радоваться достигнутому результату.

3. Способствовать развитию певческих навыков. Развивать чувство ритма в музицировании. Совершенствовать тембровый слух.

4. Упражнять в подборе слов со сходным значением, ласковых имён для игрушки.

5. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.

Дети входят в зал.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

Зав. ДОУ: Группа «Улыбка», вам пришла посылка.

Воспитатель: Спасибо, Ольга Владимировна.

Очень интересно! Ребята, давайте посмотрим, что же там может быть (распечатывает посылку, достает матрешку)

Странно, в ней всего одна матрешка. Ребята, как вы думаете, почему матрешка одна?

Дети: Она  потерялась, отстала от своих подружек, заблудилась.

Воспитатель: Ей, наверное, очень одиноко. Может, мы ей поможем найти сестричек-подружек?

В зал заходит музыкальный руководитель

Муз. рук.: (пропевает приветствие «Здравствуйте, ребята!!!»)

Дети (поют): «здравствуйте»

Муз. рук.: Не пойму, почему вы такие грустные? Что-то случилось?

Воспитатель: Да, к нам пришла посылка с матрешкой, а ее подружки где-то потерялись. Может  вы поможете нам их найти?

Муз. рук.: Да, у меня есть матрешки, они очень любят петь и танцевать, но уговор, чтобы их получить - надо выполнить задания.

Согласны? (ответ детей)

Первая матрешка предлагает вам распеться.

Давайте исполним «Песенку-чудесенку»  А. Абелян

Дети распеваются

Муз. рук.: Молодцы, хорошо распевались. Получите матрёшку!

Вторая матрешка предлагает послушать и угадать, какие музыкальные инструменты у меня спрятались за ширмой.

Предлагает послушать (бубен, маракас, уголок, трензеля, палочки…)

Молодцы, и с этим заданием вы справились. Вот вам и вторая матрёшка!

(Раздаёт детям палочки)

Муз. р.: А знаете, дети, почему я вам раздаю палочки?..

Да потому что третья матрёшка любит

«Русские наигрыши» и предлагает сыграть их на палочках.

(исполняется мелодия, дети подыгрывают)

Муз.р.: Вот вам и еще одна матрешка. Теперь им не будет скучно?

(ответ детей)

Воспитатель: Ну что, ребята, как думаете, матрешки собрались в хоровод? Я предлагаю поиграть с матрёшками.

Хороводная игра «Матрешка»

Ой, Матрешки, вы Матрешки -

Красные сапожки,

Аленький платочек,

Сарафан в цветочек.

На ноги вставайте,

Пляску начинайте

(говорком) Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Воспитатель: Прошу вас подойти ко мне.

(дети подходят к мольберту, на котором выставлены Матрёшки)

Матрешка - это деревянная кукла, правда она похожа на Ваньку-встаньку? Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие  глаза прикрыл длинными ресницами.

Появилась первая матрешка давно более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.

И назвали ее старинным русским именем – Матреной.

А как будет звучать  ласковое имя Матрены?

- Матренушка, Мотронушка, Матрешечка.

Воспитатель: Любят Матрешек русские люди. А народные мастера  с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах матрёшечки  разные получаются:

- Эта матрешка из села Загорское. Загорская матрешка. Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой.

- Семёновская Матрёшка. Мастерят таких матрёшек в  городе Семенове, отсюда и название - Семеновская. В росписи этой матрешки главное место  занимают букеты красивых цветов на фартучке.

Из тихого зеленого городка Семёнова.

В гости к вам пришла.

Букет цветов садовых розовых, бордовых

В подарок принесла.

Обратите внимание на фартук, на котором изображён букет пышных цветов. Какие  краски используют семёновские мастера  для узоров? (ответ детей)

- А эта  Матрешка из Полхов-Майдана.

Украшен её наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Посмотрите, её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку. У Полхов-Майданских  матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – большой букет цветов на голове полушалок без узелка.

Ребята, а  ведь обычно  у матрешек большая семейка, много сестричек. Давайте поможем нашим  матрешкам собраться в большую семью – смастерим для них младших сестричек. 

Дети переходят к столам, на которых разложен материал для украшения плоскостных заготовок фигур матрёшек при помощи пластилинографии (пластилин, стеки, карандаши, фломастеры, салфетки для рук, дощечки для работы), выбирают себе понравившуюся заготовку-шаблон, приступают к работе.

Во время работы звучит мелодия.

Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы. Давайте разместим их рядом  со старшими подружками, посмотрим, какие  они замечательные получились, все разные и красивые.

Дети:  размещают свои поделки на стенде рядом с Матрёшкой с определённым видом росписи, называют своих Матрешек именами ( Глаша, Варвара, Матрона, Марфа, Пелагея, Анастасия, Марьяна, Ульяна, Дуняша).

Муз. рук.: Матрешки получились интересные, весёлые. Вы, ребята, постарались,  работали, как настоящие мастера. А не хочется ли вам поплясать, себя друг другу показать.

Танец «Матрешек» (с использованием атрибутов – цветных платков)

Воспитатель:  Ребята, что нового вы сегодня узнали о Матрёшках?

Что понравилось?

А трудности вы испытывали в чём-то?

Как думаете, справились мы сегодня с задачей – помогли матрёшке найти сестричек?

Правильно!

Пусть матрёшки всегда улыбаются и радуют малышей!

Ребёнок:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет -

Наша русская Матрешка

Не стареет сотню лет,

В красоте в таланте русском

Весь находится секрет!

Фото с занятия

Рекомендуем посмотреть:

Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе

Открытое занятие с детьми 3-5 лет по теме: Знакомство с буквой А

Сценарий познавательного занятия с дошкольниками на тему: Один дома

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Сценарий праздника: Знайка и Незнайка и их путешествия в стране Умников и Умниц

Наталья # 7 апреля 2014 в 16:34 +2
Спасибо, что поделились опытом. Обязательно проведу такое занятие в летний период.
Ирина Викторовна Пермякова # 1 декабря 2014 в 22:15 0
Замечательное занятие. Интересная мотивация, Хорошо подобран материал. Желаю творческих успехов!
Олеся Александровна Степаненко # 13 февраля 2016 в 14:42 0
Очень интересное, насыщенное занятие. Хорошо продуман сюрпризный момент, интегрированы четыре образовательные области, этапы протекают последовательно - один вытекает из другого. Спасибо, очень понравилось.
Ирина Вячеславовна Абрамовская # 15 марта 2016 в 22:16 0
Веду кружок "Русский сувенир"знакомлю с разными видами росписями,занятие понравилось, постоянная смена деятельности,интересная для детей.Спасибо,желаю успехов.