Познавательное занятие для старших дошкольников
Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста «Вот какая русская матрешка!»
Автор: Елизарова Людмила Анатольевна
Музыкальный руководитель МБДОУ №6 пгт. Яшкино Кемеровской области
Цель:
Знакомство дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей возникновения, появления её на Руси, через музыкальные произведения.
Включение детей в художественную деятельность, основанную на материале народного творчества.
Задачи:
1. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Включить элементы семёновской, загорской, полхов - майданской росписи в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих росписей.
2. Поощрять желание детей использовать нетрадиционные техники украшения бумажного силуэта игрушки. Совершенствовать умение замечать и выделять выразительные решения изображений, радоваться достигнутому результату.
3. Способствовать развитию певческих навыков. Развивать чувство ритма в музицировании. Совершенствовать тембровый слух.
4. Упражнять в подборе слов со сходным значением, ласковых имён для игрушки.
5. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.
Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Зав. ДОУ: Группа «Улыбка», вам пришла посылка.
Воспитатель: Спасибо, Ольга Владимировна.
Очень интересно! Ребята, давайте посмотрим, что же там может быть (распечатывает посылку, достает матрешку)
Странно, в ней всего одна матрешка. Ребята, как вы думаете, почему матрешка одна?
Дети: Она потерялась, отстала от своих подружек, заблудилась.
Воспитатель: Ей, наверное, очень одиноко. Может, мы ей поможем найти сестричек-подружек?
В зал заходит музыкальный руководитель
Муз. рук.: (пропевает приветствие «Здравствуйте, ребята!!!»)
Дети (поют): «здравствуйте»
Муз. рук.: Не пойму, почему вы такие грустные? Что-то случилось?
Воспитатель: Да, к нам пришла посылка с матрешкой, а ее подружки где-то потерялись. Может вы поможете нам их найти?
Муз. рук.: Да, у меня есть матрешки, они очень любят петь и танцевать, но уговор, чтобы их получить - надо выполнить задания.
Согласны? (ответ детей)
Первая матрешка предлагает вам распеться.
Давайте исполним «Песенку-чудесенку» А. Абелян
Дети распеваются
Муз. рук.: Молодцы, хорошо распевались. Получите матрёшку!
Вторая матрешка предлагает послушать и угадать, какие музыкальные инструменты у меня спрятались за ширмой.
Предлагает послушать (бубен, маракас, уголок, трензеля, палочки…)
Молодцы, и с этим заданием вы справились. Вот вам и вторая матрёшка!
(Раздаёт детям палочки)
Муз. р.: А знаете, дети, почему я вам раздаю палочки?..
Да потому что третья матрёшка любит
«Русские наигрыши» и предлагает сыграть их на палочках.
(исполняется мелодия, дети подыгрывают)
Муз.р.: Вот вам и еще одна матрешка. Теперь им не будет скучно?
(ответ детей)
Воспитатель: Ну что, ребята, как думаете, матрешки собрались в хоровод? Я предлагаю поиграть с матрёшками.
Хороводная игра «Матрешка»
Ой, Матрешки, вы Матрешки -
Красные сапожки,
Аленький платочек,
Сарафан в цветочек.
На ноги вставайте,
Пляску начинайте
(говорком) Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Воспитатель: Прошу вас подойти ко мне.
(дети подходят к мольберту, на котором выставлены Матрёшки)
Матрешка - это деревянная кукла, правда она похожа на Ваньку-встаньку? Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие глаза прикрыл длинными ресницами.
Появилась первая матрешка давно более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.
И назвали ее старинным русским именем – Матреной.
А как будет звучать ласковое имя Матрены?
- Матренушка, Мотронушка, Матрешечка.
Воспитатель: Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах матрёшечки разные получаются:
- Эта матрешка из села Загорское. Загорская матрешка. Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой.
- Семёновская Матрёшка. Мастерят таких матрёшек в городе Семенове, отсюда и название - Семеновская. В росписи этой матрешки главное место занимают букеты красивых цветов на фартучке.
Из тихого зеленого городка Семёнова.
В гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бордовых
В подарок принесла.
Обратите внимание на фартук, на котором изображён букет пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров? (ответ детей)
- А эта Матрешка из Полхов-Майдана.
Украшен её наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Посмотрите, её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку. У Полхов-Майданских матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – большой букет цветов на голове полушалок без узелка.
Ребята, а ведь обычно у матрешек большая семейка, много сестричек. Давайте поможем нашим матрешкам собраться в большую семью – смастерим для них младших сестричек.
Дети переходят к столам, на которых разложен материал для украшения плоскостных заготовок фигур матрёшек при помощи пластилинографии (пластилин, стеки, карандаши, фломастеры, салфетки для рук, дощечки для работы), выбирают себе понравившуюся заготовку-шаблон, приступают к работе.
Во время работы звучит мелодия.
Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы. Давайте разместим их рядом со старшими подружками, посмотрим, какие они замечательные получились, все разные и красивые.
Дети: размещают свои поделки на стенде рядом с Матрёшкой с определённым видом росписи, называют своих Матрешек именами ( Глаша, Варвара, Матрона, Марфа, Пелагея, Анастасия, Марьяна, Ульяна, Дуняша).
Муз. рук.: Матрешки получились интересные, весёлые. Вы, ребята, постарались, работали, как настоящие мастера. А не хочется ли вам поплясать, себя друг другу показать.
Танец «Матрешек» (с использованием атрибутов – цветных платков)
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали о Матрёшках?
Что понравилось?
А трудности вы испытывали в чём-то?
Как думаете, справились мы сегодня с задачей – помогли матрёшке найти сестричек?
Правильно!
Пусть матрёшки всегда улыбаются и радуют малышей!
Ребёнок:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет -
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте в таланте русском
Весь находится секрет!
Фото с занятия
Рекомендуем посмотреть:
Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе
Открытое занятие с детьми 3-5 лет по теме: Знакомство с буквой А
Сценарий познавательного занятия с дошкольниками на тему: Один дома
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Сценарий праздника: Знайка и Незнайка и их путешествия в стране Умников и Умниц