Развитие речи у дошкольников младшего и среднего возраста
Открытое занятие: «Знакомство с буквой А». Сценарий
Методические рекомендации для педагогов, воспитателей.
Авторы: Артемкина Алеся Вадимовна
Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества», г. Киселевск
Соавтор: Юнусова Елена Леонидовна
Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества», г. Киселевск
Пояснительная записка
В этом году на базе МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» была открыта группа временного пребывания для дошкольников (3-5 лет). С детьми проводятся разнообразные занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепки, аппликации), развитию речи, кукольному театру, математической логике окружающему миру.
Предлагаемое занятие – одно из цикла занятий по развитию речи. Занятие направлено на знакомство со звуком и буквой А. Форма занятия - игротека. Эта форма, на наш взгляд, наиболее доступна для детей дошкольного возраста. Как известно, игра - ведущий вид деятельности детей данного возраста. «Игротека» позволяет в наиболее интересной форме донести материал до обучающихся. На данном занятие использовались такие виды деятельности как игра («Я веселый язычок», «Ветерок», «Говори по разному», «Построим букву А»), отгадывание загадок, физминутка («Поиграем с буквой А»), пение. На занятии применены ранние усвоенные умения и навыки артикуляционные, и дыхательной гимнастики. Такая организация занятий способствует развитию у детей общих артикуляционных навыков, мелкой моторики, тактильного восприятия.
Занятие было показано на декаднике социально педагогического отдела и получило положительные отзывы.
Данное занятие подходит для проведения в дошкольных образовательных учреждениях и дошкольных учреждениях компенсирующего вида.
Открытое занятие «Знакомства с буквой и звуком А.»
Цель: Познакомится с буквой А.
Задачи:
1. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее.
2. Способствовать развитию общих артикуляционных навыков.
3. Воспитывать интерес к познанию грамматики.
Форма проведения: Игротека с буквой А
Оборудование и приспособление: Магнитофон.
Материалы для занятия: Дидактическая игра « Эрудит», буква А.
Ход работы:
Педагог: Ребятишки, девчонки и мальчишки, поздоровайтесь с гостями. Смотрите, кого они привели с собой.
Кто ты? (обращается к букве А) Ребята, она молчит не чего не говорит? А кто же нам поможет узнать, кто это? (Стук в дверь, заходит Язычок)
Педагог – Ребята кто это?
Язычок – Здравствуйте ребята. (Проводит артикуляционную гимнастику)
Я ваш маленький дружок
Я веселый язычок.
Что бы ловким был умелым
Что бы слушался, я вас
Каждый день зарядку
Что б сказать красиво А
Расскажу сейчас вам сказку
Наша сказка вам подсказка
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный язычок
Забыв про лень.
Вот проснулся язычок
Выглянул в окошко
Видит спинку, выгнула
Розовая кошка
Светит солнышко с утра
В гости к тетушке пора
На лошадке по дороге
Скачет язычок,
И копытцами лошадка
Цок, цок, цок, цок, цок…
В горку медленно идет
Цок …..цок…..цок
А с горы стрелой несется
Цок, цок, цок, цок, цок
Тетушка племянничка
Весело встречает
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает,
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье
Да и каша манная
Просто объеденье
Ням-ням-ням
Под окошком
БЛЛ-Блл-Блл
Индюки болтают
Индюшачьей речи
Не кто не понимает
На качели индюки
Весело кивают
Покататься язычку
Блл-блл-бллл- предлагают
Ну ка детки, с язычком
Вместе покатаемся
Поиграем в паровозик
И по улыбаемся И-У И-У
Ох, устал наш язычок
Лег в кроватку на бочок.
ПЯ-ПЯ –ПЯ
Отдыхаем все друзья.
Язычок- Какие вы молодцы, как вы хорошо умеете играть язычками. Ребята сможем ли мы без воздуха говорить?
(Вместе с детьми закрывает рты и пытается говорить.)
Язычок - У меня есть друг ветерок и что бы он появился, давайте сделаем ветер (побегают по кругу за язычком и машут руками, появляется ветерок)
Язычок - Ребята, а вот и мой друг ветерок.
Ветерок
Здравствуйте ребята.
Я веселый ветерок
И дружок мой язычок
И живу я где хочу
Буквы с вами я учу.
Вот интересная игра
Воздушный колобок
Из щечки в щечку покатать
Его не каждый мог
МЫ подуем высоко,
Мы подуем близко
Мы подуем далеко
Мы подуем низко.
Ой потемнело все вокруг
Сильный вихорь поднялся вдруг
Язычок затрепетал
Задрожал и затрещал,
Бррр-Бррр-Бррр
Язычок - Вот ребята молодцы язычок размяли
Ветерок - И воздушную струю потренировали.
Язычок - Смотрите у нашей гости сумочка, а может там подсказка. И мы сможем узнать, кто она?! А для этого нужно отгадать загадку.
Дом по улице идет,
На работу всех везет
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
Язычок - С какого звука начинается слово автобус.
Так как, зовут нашу гостью?
Давайте скажем имя нашей гости
– Сначала тихо, тихо - АААААААААА
А теперь громче – ААААААААААААА
А теперь очень громко - ААААААААААА
Ветерок - Ребята вы такие молодцы, вы узнали, как зовут нашу гостью. Когда я летел к вам, я видел, как буква А торопилась к вам на занятие. Хотите я вам покажу:
А шагает по дорожке
Широко расставив ножки
Буква может убежать
Нужно ножки нам связать.
Язычок - Смотрите буква А принесла, что то еще.
Ветерок - А задание не простое, нужно букву нам построить. Из красных кубиков выложите букву А.
Язычок - Какие вы молодцы, какая красивая буква А получилась.
Язычок - Ой, смотрите. Буква А, какая то не одетая, не нарядная. Давайте ее нарядим. А чем, ветерок?
Ветерок - Давайте поищем в комнате, чем можно нарядить букву.
Язычок- Какая у нас красивая буква А получилась. Давайте споем ей песенку. (Встают вместе с детьми в хоровод)
Арфа, аист, азбука, арбуз
Слова запомни эти карапуз
Стоит в начале эта буква а.
Автобус, астра, ананас, айва.
Припев: Топай правою ногой
Топай левою ногой
Топай, топай не спеши
Хлопай, хлопай от души.
Топай, топай не спеши
Веселись ты от души.
Хлопай, хлопай не ленись
Улыбнись и поклонись.
Аист буквы в азбуке учил
И пятерку в школе получил
И сегодня аист без подсказки
Сам себе и нам читает сказки.
Припев: Топай правою ногой
Топай левою ногой
Топай, топай не спеши
Хлопай, хлопай от души.
Топай, топай не спеши
Веселись ты от души.
Хлопай, хлопай не ленись
Улыбнись и поклонись.
Язычок- Ребята вы большие молодцы! Вам понравилось занятие.
Ветерок - А с какой буквой мы сегодня познакомились?
Язычок – Буква А вам приготовила подарки.
(Педагоги раздают детям подарки)
Рекомендуем посмотреть:
Истоки дарования детей на кончиках пальцев
Что такое диагноз ЗРР?
Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет