Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи
Автор: Кислова Вера Николаевна, воспитатель логопедической группы, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 480 комбинированного вида» г. Новосибирска
Описание работы. Работая воспитателем логопедической группы, я убедилась, что у детей при ряде речевых нарушений выражена в разной степени общая моторная недостаточность, а также нарушения движений пальцев рук. Поэтому развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук я в своей работе уделяю особое внимание.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
(В.А. Сухомлинский)
Что такое органы речи? Кто - то называет язык, голосовые связки и т.д. Главный орган речи – мозг. Речь - не подарок природы. Есть только предпосылки для ее развития при благоприятных условиях (отсутствие патологий и сохранный интеллект), а дальше многое зависит от социальной среды, от того, насколько ответственно относятся к развитию ребенка окружающие его взрослые.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и направляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм родного языка, любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка, отражается на его поведении в различных видах его деятельности.
Многие ученые считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Таким образом «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга ( М.М. Кольцова).
Формирование и совершенствование общих движений, тонкой моторики пальцев рук – одна из составляющих частей комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия.
Для успешной коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи необходимо создать предметно-игровую среду, а именно:
- мозаики различной конфигурации;
- пазлы;
- Пирамидки и матрешки;
- игры шнуровки;
- игры на застегивание, расстегивание кнопок, пуговиц;
- волчки;
- мячи разного диаметра материала;
- счетные палочки;
- набор геометрических фигур;
- лего (разной величины);
- конструкторы;
- «чудесный мешочек»;
- альбом для штриховки;
- трафареты с геометрическими фигурами;
- трафареты с фигурами, согласно лексическим темам;
- книжки раскраски;
- фасоль, бусы, шишки, мелкие игрушки;
-простой и цветные карандаши;
- фломастеры, краски, гуашь, восковые мелки, цветные мелки;
- ножницы;
- цветная бумага, картон;
- тетрадь в крупную клетку.
Очень важной частью в развитии мелкой моторики является «Пальчиковые игры» - своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. «Пальчиковые игры» включаю в утреннюю артикуляционную гимнастику, вводную часть занятия, физминутки. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, явления природы. Они увлекательны и способствуют развитию речи, чувства ритма, творческой деятельности и концентрировании внимания.
В современной действительности использовала пальчиковый театр, театр «Рукавичка», игры соревнования; «Веселый волчок», «Мотальщики» (наматывание тонкой проволоки на палочку), «Кто быстрее соберет» (собрать рассыпанные предметы – бусы, фасоль, камешки, пуговицы), игры –пантомимы, во время которых дети молча изображают разные действия, изображают походку разных животных, действия людей разных профессий. Разыгрывала с детьми пантомимы по содержанию сказки, стихотворения. В играх ребенок перевоплощается, развивает фантазию, находится в движении. Интересные игры отвлекают внимание детей от психологических трудностей, возникших при речевых контактах. Игра способствует созданию ситуаций,
В которых ребенок чувствует себя расслабленно, свободно говорит, легче приобретает мыслительные, речевые, моторные навыки.
В свободной деятельности дети занимаются конструктором, мозаикой, кубиками, лего, играми с песком и водой, с природным и бросовым материалом, нанизыванием бус разного размера, пуговиц, плетением ковриков, шнуровкой, застежками. Это способствует развитию ручной умелости.
«Пальчиковые игры» существовали у разных народов с давних времен. И не мудрено, ведь пальчиковые игры – замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь от чего – либо, найти контакт с любым ребенком.
Физминутки, «пальчиковые игры» использую для того, чтобы дать детям возможность отдохнуть, эмоционально расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой. С помощью потешек и других стихотворных текстов, которые сопровождают движения детей, развиваю из речь: формирую слоговую структуру слова, автоматизирую произносимые звуки, обогащаю и активизирую словарь, совершенствую связную речь, память, фонематический слух, общую и мелкую моторику.
Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Речь, сопровождаемая образами, более выразительна и доступна пониманию детям. Стихотворение форма подачи материала имеют соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение.
Первое время дети повторяют только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребление различных грамматических форм и т.п. Позже ребенок стремиться самостоятельно озвучить свои действия .
Нет необходимости разучивать с детьми стихотворения. Играя с пальчиками, они легко запоминают их уже после нескольких прочтений. Дети довольно быстро начинают связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. В несколько раз быстрее, чем при обычном чтении.
Сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики детей – это залог их будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т.д.). А пальцы, как и любую другую часть тела, можно и нужно развивать и тренировать. «Пальчиковые игры» - это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.
Важнейшим способом обучения и развития ребенка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, и хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врожденной способностью и ведущим видом деятельности. Необходимо отметить, что способность к подражанию не у всех детей развита одинаково. Часто это зависит от умения удерживать внимание. Пальчиковые игры являются одним из способов развития внимания. Поначалу детский взгляд притягивают движения. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Нет нужды изображать на пальцах глазки и носики, их дорисует воображение ребенка. Фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.
Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети, владеющие «пальчиковыми играми», легче овладевают динамикой жеста, более раскованные, коммуникативные.
«Пальчиковые игры» - это замечательный материал для быстрого овладения простейшими, математическими понятиями: вправо – влево, выше – ниже, дальше – ближе, длиннее – короче, больше – меньше и т.п. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому наглядны и доступны детям.
«Пальчиковые игры я разделила на три блока.
В первом блоке подобраны фигуры , которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Пальчиковые игры подбираю по принципу от простого к сложному согласно лексическим темам. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.
Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигуры, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурами , на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихами для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Третий блок – игры с мячом.
Вывод: Игры, упражнения для развития мелкой моторики рук способствуют быстрому овладению правильного произношения звуков при обучении элементам письма дети более уверенные, ровнее держат строчку, лучше справляются с программными требованиями по изодеятельности. Игровая деятельность вызывает у детей интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволяет мобилизовать внимание детей. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание. Таким образом, включение упражнений, игр на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
Такой подход позволяет:
1. Регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи.
2. Совершенствовать психические процессы (внимание, память, воображение), тесно связанные с речью.
3. Облегчить усвоение навыков письма будущих школьников.
Рекомендуем посмотреть:
Что такое диагноз ЗРР?
Открытое занятие с детьми 3-5 лет по теме: Знакомство с буквой А
Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи
Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе