СТАТЬЯ «ФИЗКУЛЬТУРНО - РЕЧЕВЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДОУ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ» (взаимодействие инструктора по физкультуре и учителя-логопеда)
Автор: Солодова Марина Дмитриевна; инструктор по физкультуре,
МБДОУ «Детский сад №1 им. Ю.А. Гагарина» г. Анива, Сахалинской области.
На современном этапе развития образования особо актуален вопрос о резком росте и тяжести психоречевых нарушений у детей дошкольного возраста. Самую многочисленную группу – 60 - 80% от всего количества дошкольников - сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии (см. О.В. Бачина, В.А. Калягин, О.А. Степанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др.).
Сравнение данных о состоянии недоразвития речи у дошкольников, прошедших и не прошедших специального обучения в детском саду, устанавливает факторы, препятствующие нормальному становлению речевых функций в дошкольном возрасте. Это позволяет своевременно выявлять таких детей с целью обеспечения адекватных условий для развития и формирования полноценной речевой среды для каждого ребёнка.
Раннее диагностирование речевых и сопутствующих им проблем, комплексная коррекция, активное взаимодействие с родителями и педагогами ДОО (учителем- логопедом, инструктором по физкультуре, психологом) - обязательные условия организации системы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Как известно, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Наряду с общей соматической ослабленностью детям с нарушениями речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением ловкости и скорости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с (ОНР) общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, «застревание» на одной позе.
В рамках ОЭП (областной экспериментальной площадки) в нашем ДОУ была организована деятельность по взаимодействию учителя-логопеда и инструктора по физкультуре.
Хочется отметить, что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, скорости реакций; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.
Обеспечение непрерывности и преемственности образовательного процесса, обеспечение интегрированного подхода на всех ступенях обучения позволит наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждого ребенка.
Обновление содержания и форм педагогической работы в образовательных учреждениях всех уровней – закономерное явление нашего времени со всеми свойственные новому явлению положительными и негативными характеристиками.
Происходящие изменения касаются как содержательных, так и организационных аспектов педагогической работы в их неразрывном единстве и взаимосвязи. Актуальным становится соответствие программно-методического обеспечения логопедической и физкультурной работы в ДОО приоритетам государственной политики в сфере образования, ФГОС начального общего образования, требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
В связи с этим возникает необходимость разработки вариативных моделей и форм логопедической помощи, обеспечивающих её доступность и высокое качество для возможно большего количества детей. Инновации в данном аспекта способствуют возможности объединить как можно больше специалистов дошкольного учреждения в работе по преодолению нарушений речи у детей; моделировать педагогический процесс (содержание, образования, формы и методы обучения) и улучшения его ресурсного обеспечения(интеллектуального,материально-технического, организационно-педагогического).
Особое значение в работе с детьми мы уделяем упражнениям на координацию речи с движениями, т.к. двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют не только движения определенных групп мышц, но и развивают чувство ритма, выразительность речи, проработать слоговую структуру слова, а в конечном счете - совершенствовать фонетическую сторону речи. Также внимание уделяется лексико-грамматическим играм и упражнениям, которые направлены на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром ОНР в дошкольном возрасте. Формирование грамматически правильной, лексически богатой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОО и семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной, систематической работы (лексико-грамматические игры: «Посчитай», «Подскажи словечко», «Назови много», «Скажи ласково» и др.)
Проведения интегративной деятельности позволил сделать вывод о том, что интегрированное решение программных задач позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать его наиболее эффективным. Интегрированная деятельность даёт возможность гибко реализовать разные виды деятельности на одном мероприятии; интегрированный подход позволяет детям увидеть и понять любое явление целостно, поскольку объединяет несколько видов деятельности. Построенная на основе тематического принципа, она более результативна, так как дети проявляют повышенный интерес к содержанию задач, решаемых на данных занятиях.
Рекомендуем посмотреть:
Осеннее спортивное развлечение в детском саду. Средняя группа
Дорожка здоровья для ребёнка своими руками
Оздоровительно - профилактическое занятие в старшей группе детского сада
Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ