Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Праздник цветов в 5 классе. Сценарий

Праздник цветов для школьников «Цветочная викторина»
Автор: Соболева Марина Евгеньевна
Место работы: Кужновский филиал МБОУ «Оборонинская СОШ»

Описание материала: Эта викторина-путешествие на знание растений – цветов. Интересные вопросы о жизни цветов. Все вопросы с ответами.
Викториной называется путешествие, заключающаяся в постановке вопросов и даче на них правильных ответов. Она организуется с участием нескольких человек. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество точных ответов.
За победу в конкурсах вы будете получать не баллы, а цветы. В чьей вазе цветов окажется больше, те дети и будем считать победителями. За каждый правильный ответ и дополнение участник получает очко.
Цели:
- формировать чувства прекрасного; закрепить знания о цветах и месте их произрастания; приобщать учащихся к традициям, воспитывать доброту, щедрость, благородство.
Оформление зала:
- Стены оформить детскими рисунками на тему «Мой любимый цветок».
- Организовать выставку букетов «Цветочная фантазия».
Ход праздника
Учитель. Цветы рядом с нами всю жизнь. Они - прекрасные творения природы. Может быть, именно поэтому у многих народов мира цветы - самый значимый и дорогой подарок. Вы все, друзья, знакомы с этой традицией. Но знаете ли вы и соблюдаете ли все правила, которые сопровождают процедуру дарения цветов?
История цветов
История цветов свидетельствует, что с незапамятных времен люди украшали цветущими растениями свою одежду, жилища, храмы, использовали их в ритуальных обрядах, на праздничных церемониях и пирах. Цветы применяли как целительные средства и талисманы... Об этом свидетельствуют дошедшие до нас образцы архитектуры, прикладного и декоративного искусства, живописи, поэзии.

Гвоздика, или диантус, означает «божественный цветок». Такое название дал ей известный шведский естествоиспытатель Карл Линней. Однако история гвоздики связана с целым рядом кровавых событий. Как повествует древнегреческий миф, эти цветы выросли из глаз пастушка, вырванных у него разгневанной богиней охоты за то, что своей игрой на свирели он разогнал диких животных. Во Франции гвоздика появилась в конце XIII века, ее привезли из Туниса рыцари в память об умершем во время крестового похода короле Людовике IX. В дальнейшем красная гвоздика стала эмблемой приверженцев династии Бурбонов, и в годы Великой французской революции сторонники короля шли на эшафот, украсив себя ею. В то время цветок даже называли «гвоздикой ужаса». Одновременно французы верили в чудодейственную силу гвоздики, в ее способность защитить от пуль и возбудить храбрость. Поэтому шедшим на битву воинам давали букеты гвоздик, желая вернуться с победой.

Слава и история цветов розы также уходит в далекое прошлое: этот ярко цветущий кустарник был известен еще за три с половиной тысячелетия до нашей эры. Самые первые сведения о розах встречаются в древнеиндусских сказаниях, утверждающих, что каждый человек, принесший царю розу, может просить у него все, что пожелает. Восхищали розы и древних персов. Они выращивали эти цветы в садах и внутренних дворах, украшали ими комнаты, купальни, могилы.

Гиацинт в переводе с греческого означает «цветок дождей», так как он начинает распускаться в теплую и влажную весеннюю погоду. Древнегреческий миф связывает появление этого цветка на земле с гибелью дискобола Гиацинта. Во время состязаний завидовавший ему бог западного ветра Зефир возвратил диск назад, и тот попал в голову юноши. Из крови погибшего и вырос душистый цветок. И хотя древние греки считали гиацинт цветком смерти и печали, девушки украшали им волосы в день свадьбы подруги. Очень любили гиацинт персы.
Кто не знает цветов с поэтичным названием анютины глазки? Это тоже очень древние цветы, о появлении которых на земле сохранилась древнегреческая легенда. Однажды Афродита, купаясь в гроте, куда не должен был проникать взгляд человека, услышала шорох и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. В гневе богиня попросила Зевса наказать дерзких, и тот превратил их в цветы, роспись которых в природе (виола трехцветная) напоминает любопытство и удивление.

Яркие цветки мака с блестящими, будто атласными, лепестками привлекали людей с давних времен. Однако это растение ценили не только за красоту, но и за лекарственные свойства. Известно, что уже в Древнем Египте мак выращивали на специальных плантациях и готовили из него «сонное зелье», которое использовали как болеутоляющее средство. Но египтяне, а позднее греки и римляне заметили, что в слишком больших дозах снадобье приносило не пользу, а вред, поэтому мак стал символом сна, а иногда и смерти.
В связи с этим древние греки считали мак необходимым атрибутом бога сна Гипноса и его сына Морфея, которых изображали с букетом или венком из маковых головок. Одновременно люди обратили внимание и на чрезвычайную плодовитость мака, и он начал олицетворять плодородие. Цветками мака стали украшать храм Геры — царицы богов и покровительницы супружества. А в Древнем Риме мак был посвящен богине земледелия Церере, так как он рос среди хлебных полей. В целебную силу мака продолжали верить и в средние века. Король франков Карл Великий приказал даже, чтобы его высевали в каждом крестьянском саду. Впрочем, врачи того времени не рекомендовали увлекаться лечением при помощи этого растения. А вскоре сложилось поверье, что человек, заснувший в маковом поле, заболевает сонной болезнью. Очень почитали мак славяне. Они сравнивали его цветы с зарей и верили, что маковые семена могут защитить от злых духов.
Учитель. Красота цветов, их неповторимые форма, запах, цвет запечатлены не только в стихах, но и в загадках. Попробуем разгадать?
Учащиеся отгадывают загадки. За каждую загадку - цветок.

Желтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках ...
Ответ: (Мимоза)

Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает.
Ответ: (Подснежник)

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк.
Ответ: (Одуванчик)

Лик пахучий,
А хвост колючий.
Ответ: (Роза)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Ответ: (Подснежник)

Листок - стрелочкой,
Цветок - тарелочкой,
А стебель-былинка
Завит, как пружинка.
Ответ: (Вьюнок)

Всю зиму и все лето
В красное платье одета.
Ответ: (Бегония)

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
Ответ: (Колокольчик)

В степь пришла весна -
Степь желта, красна,
И цветник у меня
Запылал от огня.
Ответ: (Тюльпан)

Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной.
Ответ: (Ландыш)

На солнечной опушке
В траве стоит она.
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
И тут поможет нам
смекалка -
Все зовут цветок...
Ответ: (Фиалка)

Был скован ознобом
И спал под сугробом.
Весной раскустился,
К лету распустился,
Стал белым, как невеста,
И красным, прелестным.
Ответ: (Пион)
Язык цветов
Волшебный дар цветов и их красота творят чудеса. Общаясь с этими прекрасными творениями природы, человек становится добрее, нежнее, духовно богаче. Цветы лучшие посредники в общении между людьми. Цветы сопутствуют нам постоянно в течение жизни, дарят радость, олицетворяют любовь и внимание. Люди часто прибегали к их нежному доверительному, романтическому языку, чтобы объясниться без слов.
Все началось давным-давно. В начале XVIII века король Швеции Карл II ввез в Европу новый язык, побывав в Персии и познав восточный язык цветов. Цветочные словари публиковались в течение всего XVIII-го столетия, рассказывая о секретах лилии и сирени, и отдельные его главы были посвящены составлению букетов. Жаль, что язык цветов, на котором виртуозно объяснялись влюбленные позапрошлого века, сегодня практически забыт. Это так романтично!
В наше время многие не знают, что такой язык существует. Но это не везде, в некоторых культурах он до сих пор имеет большое значение.

Акация – Платоническая любовь
Жасмин – Любезность
Астра – Печаль
Лилия белая – Скромность
Бегония – Опасность, подозрение
Мимоза – Стыдливость, застенчивость
Водяная лилия – Чистота сердца
Орхидея – Красота
Гвоздика красная – Пылкая любовь, страсть
Подснежник – Утешение
Гвоздика желтая – Презрение
Роза белая – Молчание
Гвоздика пестрая – Холодность в любви
Роза красная – Любовь, страдание от любви
Герань розовая – Предпочтение
Розмарин – Ваше присутствие мне приятно
Герань пурпурная – Утешение
Сирень – Первые волнения в любви
Гелиотроп – Преданность
Тюльпан – Объяснение в любви
Гиацинт – Забава, шутка
Фиалка – Скромность
Гортензия – Холодность
Хризантема – Приветливость
Дурман – Я тебя не забуду
Шиповник – Поэтичность

А что можно рассказать про цвет? Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви - это то, что на слуху у всех. А белая или розовая?
В культуре Японии, например, желтый цвет - символ света и солнца, и дарят желтые цветы людям, которым желают света и добра. Оранжевый цвет символизирует силу, власть, гордость. А синие цветы говорят о тоске, верности, и дарить их принято уходящим в армию. Торжественный фиолетовый цвет - знак дружбы, а зеленый - спокойствия и мира. Нейтральный белый цвет - символ чистоты, нежности, грусти и траура, так же как и в некоторых других странах.

Учитель. А сейчас я хочу сказать самое главное: спешите дарить цветы людям - маме, бабушке, учительнице, соседке... Спешите, потому что это приносит людям большую радость.
Чтец.
Спеши дарить цветы живым
Шел как-то с внучкой разговор,
И вдруг она меня спросила:
- Мы о цветах закончим спор?
Какие ты цветы любила?

- Какие? - спрашиваешь ты. –
Милее всех мне полевые,
И, словно детские мечты,
Пролески сине-голубые.

Они что мамины глаза,
Они что озеро лесное,
В них - неба синь и бирюза,
И нежность светлого покоя.

И с детства, помню я, цветы
Дарила всем, кого любила.
- То след душевной красоты, -
Мне часто мама говорила.

В них всё, что так волнует кровь,
Что так порою нас тревожит,
И свет надежды, и любовь,
И благодарность в них, быть может.

И вот уж я на склоне лет,
Любовь моя к цветам нежнее,
Они что музыка, что свет,
И все теплее душу греют.

Но я ведь продолжаю жить,
Любить, надеяться и верить,
И всё ещё цветы дарить
Стараюсь я, по крайней мере.

Теперь - всё больше пожилым,
Больным и одиноким людям –
Цветы всего нужнее им,
Чей путь, возможно, был так труден.

Кто рад до слёз цветам моим,
Кто, улыбаясь, их целует...
Спеши дарить цветы живым
И мне дари, пока живу я.

У внучки слёзы на глазах:
- С тобою не умрёшь от скуки.
- Прочти стихи ты о цветах, -
Ей говорю и - книгу в руки.
Чтение стихов детьми
Гвоздика
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Это дикая гвоздика
Жаркий празднует денек.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок,
"До утра! До новой встречи!" -
И погаснет огонек.

Ромашки
- Эй, ромашки,
Дайте мне ответ:
Вы откуда,
Если не секрет?
- Не секрет, -
ответили ромашки, -
Нас носило солнышко
В кармашке!

Колокольчик
О чём колокольчик
Звенит на лугу?
Ответить на это
Я вам не могу.
Но думаю так:
Зазвенит он с утра
И слышат цветы -
Просыпаться пора.

Кувшинки
Солнце заснуло,
Заснули кувшинки.
Тихо баюкают их
Камышинки.
Утром,
Лишь солнечный лучик
Прольется,
Тотчас кувшинка
Послушно проснется.

Подснежники
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники -
Снегурочкины слезы.

Ландыши
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень —
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем,
А вдруг: Услышим — я и ты?

Пион
Пион расцвел на грядке
И удивил красою,
Он весь покрыт росою -
На нас глядит украдкой.

Нарциссы
В апреле юном, так малы
Ещё листочки были,
Когда лимонные чехлы
Нарциссы распустили.
И звёздно-жёлтый водопад,
На солнышко похожий,
Безумно радовал мой взгляд
И мамин с папой тоже!

Тюльпан
Май, тепло и скоро лето.
В зелень всё и вся одето.
Словно огненный фонтан -
Раскрывается тюльпан.

Мак
Только солнышко взойдет –
Мак на грядке расцветет.
Бабочка-капустница
На цветок опустится.
Поглядишь – а у цветка
Больше на два лепестка.

Кактус
Я вас прошу:
Позавидуйте мне –
Кактус расцвел
У меня на окне.
Яркий цветок,
Словно
Солнечный
Лучик.
Храбро горит
Между острых колючек.

Герань
На окне в такую рань
Распустилася герань.
Круглые листочки,
Пышные цветочки
Даже очень хороши –
Так решили мылыши.

Роза
На самом красивом участке в саду
Я розу прекрасного цвета найду,
Я буду ее поливать и беречь
От лишних с жуками и бурями встреч…
Так в доме у нас год за годом идет,
И в доме прекрасная Роза растет.
Она не цветок, а чудесный ребенок,
Она улыбается даже спросонок,
Она хороша как все розы в саду,
Вот только цветет каждый месяц в году!

Учитель: Цветы с давних пор были помощниками и друзьями человека. О них сложено немало легенд. Вы должны отгадать название цветов, а я расскажу о нём легенду.
1. Этот цветок похож на перевёрнутый головной восточный убор. (тюльпан)
Существует легенда, что в бутоне жёлтого тюльпана будто бы заключено счастье. До него никто не мог добраться. Не было силы, которая бы открыла бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Малыш вырвался из рук матери, подбежал со звонким смехом к цветку, и бутон раскрылся. И к людям пришло счастье.
2. Этот цветок называют сестрой милосердия. В народе- поповник, белоголовник, Иванов цвет. Считается национальным цветком России.(ромашка)
Есть предание: стоит будто бы весеннему солнцу притронуться к снежинкам, как они превращаются в милых ромашек. А отшумит лето, отдохнёт осень- ромашки снова снежинками станут. Закружатся, запляшут волшебной метелью. Так и живут, не расставаясь с людьми!
3. В народе цветок называют бобыльником, переполохом, звоновой травой. Хлеборобы не очень любят этот цветок, так как он- сорняк.(василёк)
Полюбили друг друга Русалочка и красивый парень Василий. Да не сложилось у них счастье. Русалочка не могла жить без воды, а Василий без земли. И превратила Русалочка своего любимого в голубой цветок. Думала, что пойдут дожди и унесут цветок в водную пучину. Но Вася-Василёк пустил крепкие корни. Так и живёт на земле.
4. Цветок неприхотливый до крайности. Ему и обочина дороги подходит, и лесные опушки, и сады .и огороды он не обходит. В народе его называют «теремок», «пухлянка».(одуванчик)
Однажды Солнце взмахнуло рукавом, и брызнули на Землю золотые одуванчики. И весело стало на Земле. А.Зима рассердилась на Солнце, махнула рукавом и запорошила весёлые огоньки снегом. С той поры братцы-одуванчики и щеголяют: сначала в жёлтом платье,потом в пушистой шубке.
Учитель: Помните слова из сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик»?
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли
Быть по - моему вели!

Цветик-семицветик перед вами. Он поможет вам вспомнить, в каких сказках встречаются цветы.
(Дети из каждой команды отрывают по очереди лепесток, читают задание на обратной его стороне и называют сказку.)
1. Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка сразу вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан.
(Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»).

2. Из ларца достали чудесную розу.
-Ах, как мило сделано!- в один голос сказали фрейлины.
Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.
-Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая!
(Г.Х.Андерсен «Свинопас»).

3. На пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струя бежит.
(Аксаков «Аленький цветочек»).

4. Старушка повела девочку в свой цветник. У девочки разбежались глаза. Тут были цветы всех стран и всех времён года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом её уложили в чудесную постель с красными шёлковыми пушинками, набитыми голубыми фиалками.
(Г.Х.Андерсен «Снежная королева»).

5. Чтобы передохнуть, мальчик вылез на большой лист водяной лилии. Сел на нём, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: «Дайте поесть чего-нибудь, лягушки!»
(А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»).

6. Сейчас же беги к человеческим хижинам в долину и возьми кусочек красного цветка, который они хранят там. Тогда у тебя будет более сильный друг, чем я. Он хранится в ма- леньких горшочках, и его боятся все звери. (Р.Киплинг «Маугли»).

7. Старуха обращается к падчерице:
-Что, отдохнула? Обогрелась? Надо тебе ещё кое – куда сбегать.
-Куда же это, далеко?
-В лес, за подснежниками.
(С. Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)
Цитаты про цветы
Несмотря на то, что лотосы растут в грязи, они делают мир чистым и ароматным. Люди дарят цветы, потому что в цветах заложен настоящий смысл Любви.
Цветы – неиссякаемый источник вдохновения для художников, поэтов и просто влюбленных всех времен и народов Нет женщин, которые не любили бы цветы, нет поэта, который хоть раз не описал бы очарование бутона или цветение прекрасного куста
В жизни как в театре: цветы достаются только после ухода со сцены. Розы прививают любовь к природе, а шипы — уважение.
Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. Прежде ей никогда не дарили цветы без повода. Она чувствовала себя в ту минуту так, словно ей подарили весь мир.
Прошлое — то, что порой выпадает из старой книги засушенным цветком. Счастье не в количестве подаренных роз, счастье в человеке который их дарит…
«Желания - это цветы любви, а наслаждения - ее плоды» «Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом»
Цветочный гороскоп
1-10 января - горечавка
11-20 января - чертополох
21-31 января - бессмертник
1-10 февраля - омела
11-19 февраля - красавка
20-29 февраля - мимоза
1-10 марта - мак
11-20 марта - лилия
21-31 марта - наперстянка
1-10 апреля - магнолия
11-20 апреля - гортензия
21-30 апреля - георгин
1-10 мая - ландыш
11-21 мая - портулак
22-31 мая - ромашка
1-11 июня - колокольчик
12-21 июня - маргаритка
22 июня - 1 июля - тюльпан
1-12 июля – кувшинка
13-23 июля – фиалка
24 июля - 2 августа – шиповник
3-12 августа - подсолнух
13-23 августа - роза
24 августа - 2 сентября - дельфиниум
3-11 сентября - гвоздика
12-22 сентября - астра
23 сентября - 3 октября - вереск
4-13 октября - камелия
14-23 октября - сирень
24 октября - 2 ноября – фрезия
3-12 ноября - орхидея
13-22 ноября - пион
23 ноября - 2 декабря – гладиолус
3-12 декабря – одуванчик
13-22 декабря – лотос
23-31 декабря - эдельвейс

Учитель. Если вы, ребята, много читаете, значит, знаете много названий цветов и легко справитесь со следующим заданием.
Вы должны составить цепочку из слов - названий цветов. Чьё слово окажется последним, тот и получит дополнительный цветочек к своему букету.
Дети по очереди называют известные им цветы.

Учитель: Кто получил цветы — встаньте. Молодцы! Посчитаем, кто же победитель.
Подводятся итоги. Награждаются победители и участники нашего путешествия.

Рекомендуем посмотреть:

Праздник цветов. Сценарий для 3-6 классов Праздник цветов в начальной школе. Сценарий Сценарий театрализованного представления в начальной школе. Бал цветов Сценарий праздника для одарённых детей в школе с презентацией. Бал цветов

Похожие статьи:

Праздник цветов в начальной школе. Сценарий

Сценарий школьного праздника о цветах

Сценарий классного часа для 7 класса: Здоровый образный жизни | Конспект урока алгебры в 9 классе. Арифметическая прогрессия
Опубликовано: 3289 дней назад (1 ноября 2015)
Просмотров: 3085
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Алла Николаевна Мокрецова # 1 ноября 2015 в 22:59 +1
Такой праздик красив сам по себе, но то, с каким душевным теплом Вы его описываете, так ещё и душевный. Много интересного и познавательного в Вашем материале, спасибо за интересный и познавательный материал, ГОЛОС!
Елена Юрьевна Сергеева # 3 ноября 2015 в 14:16 +2
Дорогая, Алла Николаевна! Простите меня за мои комментарии, но я думаю, может быть вы задумаетесь как и я . А где же сам праздник? Ваш материал похож на лекцию, в каких-то местах на интеллектуальную игру и т.д, но никак не на праздник. Если бы вы из этого материала сделали хоть небольшую театрализацию, пусть притчу или ввели фею Флору, которая бы поиграла с детьми, вот это был бы праздник. С уважением!
Руфия Рушановна Назирова # 4 января 2022 в 11:28 0
Здравствуйте! Замечательный сценарий. Викторина - одна из интереснеших форм взаимодействия с детьми.